А.Кадралиев: Никто намеренно не собирается создавать условия, чтобы завтра миллионы казахстанских телезрителей остались без своих любимых каналов

28 января на сайте Zakon.kz было опубликовано интервью с исполнительным директором Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Казахстана, членом Комиссии по вопросам развития телерадиовещания при Правительстве Шолпан Жаксыбаевой. Она поделилась своими мыслями о непростой ситуации, в которую попали казахстанские кабельные операторы и телезрители в связи с вступлением в силу законов и постановлений правительства, связанных с телевещанием в Казахстане.

В ответ на это интервью, свою позицию и видение проблем обозначил Председатель Правления АО «Казтелерадио» Абай Марабаевич Кадралиев.

В последнее время очень активно и в электронных, и в печатных СМИ обсуждается вопрос внедрения цифрового телевещания в Республике Казахстан. В ходе обсуждения закона «О телерадиовещании» и подготовке внедрения цифрового эфирного телевещания, как утверждает председатель Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Казахстана Шолпан Жаксыбаева, развернулась настоящая «война» за место в цифровом эфире для региональных телеканалов.

Если взять опыт других стран (практически везде: как в Дальнем так и ближнем Зарубежье), то там действительно при переходе с аналогового на цифровое телевещание региональным телеканалам не было места в цифровом мультиплексе. Поэтому в качестве компромисса там принимались такие решения, как выделение времени в сетке вещания центральных телеканалов для вставки регионального вещания или создавались юридические объединения центральных телерадиокомпаний с региональными вещателями.

Так вот у них было очень много споров и «боев». В нашем случае не было в этом вопросе особенных проблем и каких-либо споров или войн. Во-первых: нам повезло, что в Казахстане на момент внедрения цифрового телевещания появилась возможность использовать новый стандарт DVB-T2. При этом именно в этом вопросе было очень много споров о нецелесообразности использования этого стандарта, так как во всем мире используется стандарт DVB-T.

Но тогдашнее Министерство связи и информации РК настояло и, как показало время, было право, так как сегодня весь мир вынужден на ходу перестраивать сеть с применением нового стандарта DVBT2.

Во-вторых, очень внимательно изучался и продолжает изучаться опыт других стран по переходу на «Цифру». Очень много было поездок в другие страны по обмену опытом, одна из которых была совместная поездка представителей НПО, НАТ, депутатов Мажилиса, руководителей Министерства связи и информации и АО «Казтелерадио» в Латвию. При этом, как там были проблемы с региональными телеканалами так и остались.

В третьих, Министерством связи и информации уже в 2010 году при разработке ТЭО была заложена возможность в областных центрах внедрения 2-х мультиплексов, что дало возможность включения до 30 телеканалов стандартного разрешения. При планировании 1-го этапа внедрения ЦТВ в качестве пилотной зоны была выбрана Карагандинская область именно потому, что в этой области действовало самое большое количество региональных телеканалов (3 в г. Караганде, по одному в г. Жезказган и г. Сатпаеве, 4 в г. Темиртау).

АО «Казтелерадио» разработало технические решения, которые позволили безболезненно решить вопросы включения всех этих каналов в цифровые мультиплексы, установленные в городах Караганда и Жезказган. Об этом мы разъясняли телевещателям и на различных конференциях и на отчетном собрании НАТ в 2011 году. Такая возможность для региональных телеканалов была реализована на 1 этапе и соответственно она есть у всех существующих региональных телекомпаний во всех областях страны. Поэтому со стороны НАТ говорить о своих «боевых» заслугах в данном вопросе, наверное, не совсем корректно.

Периодически возникают вопросы об эффективности освоения выделенных государством бюджетных средств на внедрение цифрового телевещания, а это порядка 51 млрд. тенге. Как был определен этот бюджет и, в целом, чем определена необходимость выполнения тех или иных видов работ по этому проекту?

Прежде всего, необходимо отметить, что внедрение цифрового эфирного телевещания, подразумевает собой практически новое строительство сети телевещания в масштабе всей страны. Да, из существующих сооружений аналоговой сети какая-то часть будет использована. Но за 50—60 лет эксплуатации аналоговой сети без её реконструкции и модернизации дальнейшее её использование уже просто невозможно. Практически на всех объектах приходится заново строить систему энергоснабжения и климатехники, из 827 антенно-мачтовых сооружений должно быть построено 201 новых телевизионных башен, необходимо организовать транспортную среду для доставки к каждому объекту республиканских и региональных телеканалов, впервые будет построена система централизованного контроля и мониторинга качества телевещания.

Все технологическое оборудование должно обеспечивать расчетные параметры по охвату заданного количества населения и соответствовать самым современным мировым стандартам. Выделение средств на строительство сети ЭЦТВ производится согласно технико-экономическому и финансово-экономическому обоснованиям, которые прошли все необходимые государственные экспертизы. Проект неоднократно рассматривался на различных межведомственных комиссиях. С учетом утвержденного 4-х этапного плана внедрения цифрового эфирного телевещания на период 2012—2015 гг., АО «Казтелерадио» проводит в соответствии с законом о государственных закупках соответствующие конкурсы на поставку технологического оборудования и услуг по их монтажу и интеграции с сетью.

При этом, для создания условий открытости процесса использования инвестиций, на строительство сети цифрового эфирного телерадиовещания, АО «Казтелерадио» на регулярной основе официальными уведомлениями приглашает общественные организации — Ассоциацию НАТ, Атамекен, Нур Отан — для участия в составе конкурсной комиссии как независимых членов. Но, показателен тот факт, что из 8 проведенных конкурсов участие во всех заседаниях конкурсной комиссии принял только представитель от Атамекен.

Представитель Ассоциации НАТ (Ш. Жаксыбаева) приняла участие в конкурсах только один раз. В то же время, несмотря на неявку на конкурс представителей приглашенных организаций АО «Казтелерадио» регулярно направляло им официальную информацию о результатах конкурса. Кроме того при Министерстве культуры и информации создана большая комиссия по вопросам телевещания в составе 29 человек по вопросам телевещания, которая уполномочена в любой момент затребовать от национального оператора любую информацию по реализации проекта.

На настоящий момент АО «Казтелерадио реализовало 1 этап внедрения цифрового телевещания в городах Астана, Алматы, Караганда, Жезказган, Жанаозен. Охват населения на данном этапе составил 23% от общей численности по стране. Начата реализация 2-го этапа, которая должна обеспечить до конца текущего года цифровое телевещание во всех областных центрах, в 81 приграничных РТС и полностью на территории Мангистауской области. Реализация 2-го этапа обеспечит охват 58% населения в 1180 населенных пунктах страны. Освоение инвестиционных средств на сегодня составило 1,67 млрд. тенге. В 2013 г. должно быть освоено порядка 15 млрд. тенге

В том же интервью высказывается опасность, что Казтелерадио, как монополист, будет взвинчивать цены на свои услуги. Кроме того есть мнение, что государство отбирает у телевещателей лицензии и частоты, взамен предлагая безальтернативное обслуживание у оператора-монополиста Казтелерадио.

Природа монополиста вовсе не обязательно предполагает взвинчивание цен. Наверное, наоборот, должно быть достаточно обоснованное тарифообразование с учетом фактических издержек и роста цен на них, как контроль над ними со стороны государственных регулирующих органов. Так вот, с 2007 г. Казтелерадио не производило изменения тарифов на услуги для телерадиокомпаний, связанные с аналоговым эфирным вещанием. А во сколько раз за это время подорожали энергоносители, водоснабжение, топливо и другое?

Притом, что имеет место быть реальная инфляция в размере 8—10% годовых, Казтелерадио наоборот, постоянно изыскивало возможности, чтобы не производить повышения цен на услуги и оптимизировать издержки. И до завершения строительства цифровой эфирной сети, тарифы на аналоговое вещание не изменяться. Что касается тарифов на цифровое вещание, то они будут разработаны и согласованы в установленном порядке с уполномоченными госорганами и АРЕМ. До этого будет внедрен раздельный учет, разработана и утверждена методика тарифообразования и только потом, в 2014 году предполагается вынести на защиту расчетные тарифы.

Как и во всем мире, в Казахстане никто не отбирает ни у каких телерадиокомпаний лицензии и частоты. В соответствии с общепринятыми правилами и международными обязательствами, принятыми в Международном Союзе электросвязи по Женевскому соглашению, начиная с 2015 года, ранее выданные телевизионные частоты не подлежат защите по электромагнитной совместимости.

Что касается безальтернативной зависимости от Казтелерадио, то здесь как раз все наоборот. Раньше телеканалы, причем как крупные республиканские, так и малые региональные, практически полностью зависели от Казтелерадио в плане технических ресурсов организации вещания с телебашен оператора: наличия мест для размещения антенны, передатчиков, электропитания, обслуживание, электропитание и другое.

Принятые за последние 2—3 года нормативно правовые акты обязывают национального оператора включать все телеканалы, включенные комиссией при Министерстве культуры и информации в цифровые мультиплексы на равных условиях. При этом телеканалы до полного перехода с аналогового на цифровое вещание должны включаться бесплатно. Таким образом, государство сняло с них все «головные боли» по финансовым и техническим вопросам, связанным с организацией цифрового вещания через оператора — монополиста Казтелерадио.

В этом плане можно привести такой пример: крупные коммерческие каналы такие как, например, КТК и другие до 2010 года платили АО «Казахстанские телекоммуникации» в среднем 6 млн. тенге в месяц за распространение на сеть эфирных передатчиков и трансляцию в спутниковом пакете «Кателко +», региональные каналы, в том числе и областные телеканалы ТРК «Казахстан» даже и мечтать не могли войти в пакет даже на платной основе.

После модернизации национальной спутниковой сети «ОТАУ ТВ» с переходом на новый стандарт DVB-S2, с 2011 года все республиканские телеканалы и региональные каналы смогли получить возможность бесплатного спутникового распространения по всей территории страны. По-моему, цифры говорят сами за себя и прямая экономическая выгода для телеканалов вполне очевидна. Не говоря о том, что в 2010 г. количество абонентов спутникового телевидения Кателко + не превышало 7000 абонентов, а сейчас в ОТАУ ТВ это уже более 250 000 семей, т. е. порядка 1 млн. зрителей. И это все новая аудитория для наших отечественных каналов.

Как строятся отношения и зоны ответственности между национальным оператором Казтелерадио, кабельными операторами и ТРК при ретрансляции каналов? В этой связи просим прокомментировать обращение НАТ о том, что действия Казтелерадио не позволяют кабельным операторам обеспечивать требование по трансляции обязательных «телеканалов».

Данная проблема взята на примере одного телеканала, а именно «31 канала». До выхода соответствующего закона ретрансляция в кабельных сетях у различных кабельных операторов организовывалась по-разному на основании достигнутых с телеканалом договорных соглашений. Где-то кабельщики включали телеканал, где-то не включали. В данном случае кабельный оператор до выхода закона не обеспечивал ретрансляцию в своих сетях в таких городах как Актау, Тараз, Семипалатинск на основании отсутствия договора с телеканалом. После выхода закона телеканал обратился к кабельному оператору с вопросом обязательной трансляции своего телеканала и в этих городах.

Соответственно кабельный оператор выразил свою готовность при условии доставки сигнала до его узла коммутации. При этом были определены несколько альтернативных путей доставки сигнала:

1. Доставка сигнала с региональной вставкой по волоконно-оптическому кабелю, что обеспечивает высокое качество сигнала.

2. Согласие на переприем со спутникового пакета «Отау ТВ», что дает также высокое качество ретрансляции сигнала, но не дает возможность вставки региональной рекламы.

3. Согласие на переприем с эфирного аналогового передатчика, что не дает гарантию качества сигнала, но обеспечивает вставку региональной рекламной вставки.

В этой связи руководство 31 телеканала обратилось в АО «Казтелерадио» за технической помощью в проведении технических измерений и консультаций по организации транспортной среды. В настоящее время такая помощь со стороны Казтелерадио оказывается, причем на совершенно безвозмездной основе.

Также было открытое письмо руководителя Ассоциации кабельных операторов, где он обвиняет Казтелерадио в том, что мы не обеспечили их необходимым оборудованием для ретрансляции «обязательных» телеканалов, нарушив закон РК «О телерадиовещании». Необходимо отметить, что с таким вопросом к нам не обращался ни один кабельный оператор: ни крупный как «АЛМА ТВ», ни местные каналы, работающие в регионах. И здесь причина в том, что для включения в свои пакеты обязательных телеканалов не требуется специального оборудования, они и так уже их транслируют, и если не все 14 телеканалов, то большую их часть. Казтелерадио, как оператор, в полном объеме выполняет требования Закона и обеспечивает спутниковое распространение обязательных каналов на всю территорию страны, и не устанавливает каких-либо ограничений по их приему кабельными операторами для ретрансляции.

Поэтому считаем, что тут имеет место просто нагнетание ситуации. Дело новое, возможны появления технических, организационных вопросов, но их всегда можно и нужно решать мирным путем предоброй воли и профессиональном подходе. А когда решать не хочется, то начинают искать крайних и пробовать ещё на этом общественное признание за свои «активные» в кавычках действия. Поинтересуйтесь, кто входит в ту же Ассоциацию кабельных операторов «Азия». Вы просто не найдете информацию — её нет в Интернете, как нет и веб-сайта у данной Ассоциации, что было бы логично, так как ассоциация должна как-то отражать свою деятельность для Интернет-сообщества и быть примером открытости в своей деятельности. С учетом этого складывается мнение, что сейчас зачастую под громкими названиями вроде «международная ассоциация кабельных операторов», «национальная ассоциация телерадиовещателей» ничего, вообще-то не стоит, и они преследую интересы достаточно узких, единичных игроков рынка совершенно, не видя и не понимая задач отрасли телерадиовещания в масштабе страны и перспективы развития.

Важным вопросом является обеспечение рынка абонентским приемным оборудованием. Как это выстроено сейчас, и планируется в будущем построить этот процесс, с учетом 2-х летнего опыта вашей компании оказания услуг спутникового телевещания «OTAUTV»? При этом, через СМИ поступают обвинения в адрес Казтелерадио, в том что намеренно создаются условия для монопольного права на продажу приемников, ущемляя тем самым права населения в их выборе.

Коротко история развития этого вопроса такова. Начиная с мая 2011 г. поставки приемников стали осуществляться отечественным заводом им. С. М. Кирова (г. Петропавловск) в рамках организации совместного производства вначале с компанией KaonMedia, затем с Homecast. Причем, до конца 2011 г. Казтелерадио самостоятельно закупало приемники у этого завода и дальше распространяло населению через выстроенную сеть авторизованных дилеров.

Начиная с 2012 года, совместными усилиями была выстроена схема прямых поставок приемников от завода им. С. М. Кирова в адрес дилеров. Т. е. все финансовые отношения по расчетам, договора поставки велись только между заводом и дилером. Казтелерадио выполняло координирующие функции, формировало планы поставок на область, производило активацию приемников и учет абонентов в системе.

Таким образом, за 2011—2012 гг. отечественным предприятием было поставлено на рынок порядка 218 000 приемников и доходы завода составили порядка 2,5 млрд. тенге. Из них около 100 000 приемников продано заводом минуя Казтелерадио. Можно задать вопрос: плохо это или хорошо, ведь при отсутствии требования к кодированию сигнала, дешевые китайские приемники не дали бы развиться отечественному производству, и более того не был бы обеспечен контроль качества этих приемников, а значит и предоставляемых населению услуг. Ответ скорее да, чем нет. Потому что, эти условия позволили создать новые рабочие места в СКО, загрузить производственные мощности, платить налоги государству.

При этом появляются новые заинтересованные отечественные предприятия, готовые открыть производство. И уже во 2 кв. этого года ожидается, что заработает сборочный конвейер в СЭЗ ПИТ «Алатау». Это позволит расширить линейку и спутниковых и эфирных цифровых приемников, создав конкуренцию между поставщиками, выбор для покупателей.

Информация о реализации приемников через «свои авторизованные фирмы» является просто «передергиванием» фактической ситуации и схемы взаимодействия участников рынка по отношению к потребителямнаселению. Когда мы говорим об «авторизационных» партнерах, речь идет, действительно о сотрудничестве с предприятиями малого и среднего бизнеса, которые заключили с Казтелерадио соглашение о сотрудничестве и взяли на себя ответственность по обеспечению качественного оказания услуг населению — это реализация оборудования, его гарантийное и постгарантийное обслуживание.

Ведь речь идет не о том, чтобы просто продать приемник, а об организации оказания услуг посредством данного приемника. И когда проект только запускали в начале 2011 года остро стоял вопрос — делать самим закуп всего абонентского оборудования помимо приемников, а это и антенны, и конверторы с расходными материалами, и при этом выполнять работы по монтажу и подключения оборудования у клиентов. Или все-таки привлекать сторонние организации.

Для решения этих задач без дилеров мы бы сейчас имели дополнительно в штате порядка 1000—1500 человек. Такой резкий рост штата, для организации со 100-ым госучастием, конечно, не оправдан. Поэтому пошли по пути выстраивания отношений с предприятиями малого и среднего бизнеса. И надо иметь ввиду, что количество дилеров национального спутникового телевидения выросло за 2 года с 15 до 550, а это новые рабочие места и повышение занятости.

Данные партнеры являются самостоятельными предприятиями и самостоятельно производят закуп оборудования у производителей и приемников, и антенн, и конверторов. Кроме этого, на рынок страны так же поступали HD-приемники Huawei, прошедшие интеграцию с системой условного доступа. И мы, со своей стороны, не однократно говорили о том, что любое заинтересованное лицо — будет это дилер или торговая сеть — могут провести переговоры с производителями и делать поставки приемников в РК.

И в части обеспечения рынка цифровыми эфирными приемникам схема взаимодействия не меняется. Завод им. С. М. Кирова уже заканчивает тестирование приемников и в ближайшее время направит их в продажу через дилеров и торговые сети. Аналогичная ситуация и с открытием производства на базе СЭЗ «ПИТ Алатау».

АО «Казтелерадио», со своей стороны, не занимается и не планирует заниматься коммерческой деятельностью в целях извлечения доходов от реализации телевизионных приемников, у нас другие задачи — это обеспечение распространения телерадиопрограмм в спутниковой и эфирной сетях. И точно могу заверить, что Казтелерадио не получает комиссий или иных видов дохода от сотрудничества с дилерами и торговыми сетями.

Поэтому когда со стороны упомянутых выше ассоциаций постоянно муссируется вопрос приемников, ограниченности их выбора, недоступности, невольно возникает вопрос: может быть это надо кому-то именно для того, чтобы организовывать отечественное производство было не целесообразно и завтра конвейер на заводе им. Кирова остановился? И только потому, что кому-то надо завезти в Казахстан дешевые некачественные приемники, других объяснений всей этой шумихе просто не находишь.

Теперь остановимся чуть подробнее на поднимаемых со стороны ряда общественных организаций вопросах. Кодировать или не кодировать все-таки телеканалы в сети национального цифрового эфирного вещания, и насколько правомерно включение кодирования на сети эфирного вещания, противоречит ли это Конституции РК, как это заявляет Ассоциация НАТ и ее руководитель Шолпан Жаксыбаева?

Конституция РК говорит о равном праве каждого гражданина на доступ к информации. И никоим образом не определяет технические решения операторов связи или телерадиовещания. Система условного доступа не ограничивает доступ граждан к информации. В качестве примера следует привести пример из опыта внедрения национального спутникового вещания «OTAU TV» и связанные с этим аналогичные обращения НАТ в мае 2012г. на тему кодирования каналов в спутниковом вещании.

Тогда так же со стороны НАТ выражалась опасность, что использование СУД ограничит выбор приемников, снизит доступность услуг для населения, поставит «железный занавес» между Казахстаном и всем миром. Цифры показывают обратное: в 2011 г. количество подключенных домохозяйств составило 75 000, в 2012 г. — 250 000. Таким образом порядка 1 млн. граждан получили доступ к национальному спутниковому телевещанию, предоставляющего пакет из 44 казахстанских каналов бесплатно.

Это результат работы за 2 года. Для сравнения, крупные кабельные операторы доводили количество своих абонентов до 500 тысяч за 10—15 лет работы. Отдельно и важно следует обратить внимание, что спутниковое телевидение позволило уже сейчас предоставить доступ к отечественным каналам для 30% жителей 420 удаленных населенных пунктов, где исторически не было ни аналогового, ни кабельного вещания государственных каналов и население было просто отрезано от информации о жизни страны. Наоборот обеспечивается политика снижения информационного неравенства между сельским и городским населением. И использование системы условного доступа никоим образом не помешало достичь таких результатов, при этом обеспечивая ряд дополнительных сервисов в унифицированном формате: тв-почта, электронная программа передач, удобное трехъязычное экранное меню и другое.

В части выбора каналов казахстанская сеть ЭЦТВ никак не идет в сравнение с возможностями аналоговой сети, где сейчас порядка 50% населения могут принимать менее 4 каналов. Цифровое телевидение дает возможность приема до 30 каналов на уровне областных центров и гг. Астана, Алматы с ближайшими к ним пригородами. И до 15 телеканалов — в других регионах. Причем, в совершенно лучшем качестве изображения и звука. Разве тем самым государство не предоставляет лучших возможностей для своих граждан по доступу к информации?

И теперь чуть подробнее остановимся на том, что же такое система условного доступа (СУД), раз уж её склоняют как хотят.

АО «Казтелерадио» ввело систему условного доступа на спутниковой цифровой сети телерадиовещания с апреля 2011 года, на сети эфирного цифрового телерадиовещания с декабря 2012 года. Использование СУД позволяет решать следующие основные задачи:

1. Вести учет подключения абонентов. В аналоговом стандарте телевещания учет пользователей проводится условно по статическим данным численности населения в разрезе каждого населенного пункта в зоне охвата вещанием. Система условного доступа позволяет обеспечить точный и достоверный учет пользователей, что очень важно в определении готовности населения к отключению аналогового телевидения в конкретном населенном пункте.

Соответственно, это позволяет оценить эффективности государственных инвестиций на строительство цифровой сети вещания за счет получения четкой картины по охвату населения в области, районе, населенном пункте. Сейчас мы всегда можем сказать, сколько домохозяйств подключено в том или ином регионе, какова зрительская аудитория телеканалов спутникового телевидения «Отау ТВ», причем в разрезе пакетов. Например, из 250 000 абонентов, 29 000 семей подключено в Алматинской области и из них 75% смотрят только пакет отечественных каналов свободного доступа, а в ЮКО — 34 000 абонентов и уже 81% предпочитают смотреть только казахстанские каналы. Конечно, эту картинку можно «разложить» в разных плоскостях до уровня конкретного села. Аналогичный учет предусмотрен и для цифрового эфирного вещания, где зарегистрировано пока порядка 10000 абонентов в 5 городах первого этапа.

2. Обеспечение контроля качества приема сигнала у пользователя цифрового эфирного телевещания. Мировая практика показывает, что неправильно подобранный приемник, как, например дешевые китайские экземпляры, может искажать цифровой сигнал. А если сигнал будет кодироваться, то завод-производитель будет обязан проводить тестирование приемников на предмет совместимости технических характеристик приемника техническим характеристикам сети телевещания и, как следствие, обеспечить необходимое качество приема телесигнала. То есть, обеспечивается принцип защиты прав потребителей.

В этом случае появляется возможность защиты внутреннего рынка страны от импорта некачественных приемников. Всем поставщикам, но в первую очередь казахстанским производителям, предоставляются одинаковые возможности по реализации приемников на рынке Казахстана. При этом производители приставок будут иметь возможность выбирать с какой системой условного доступа им интегрироваться, так как планируется использовать две системы. Это позволит избежать монополизации и ценового сговора между производителями и поставщиками приемников, а потребитель получит более широкий выбор приемников.

3. Для целей оповещения в случае возникновения ЧС путем адресной моментальной доставки сообщения заданного содержания абонентам. Это важно когда оповещение населения ведется из республиканского ситуационного центра. В этом случае можно обеспечить как оповещение в масштабе сети, так и в разрезе регионов или населенных пунктов.

4. Возможность организации дополнительных сервисов: адресное оповещение через ТВ-почту (b-mail), адресную рассылку сообщений по категориям абонентов, программу передач EPG в едином удобном исполнении различных языках.

Следует обратить внимание, что использование системы условного доступа никак не влияет на исполнение национальным оператором обязательств по обеспечению распространения телеканалов свободного и обязательного доступа, так как не меняет для пользователей услуг механизма трансляции теле-, радиоканалов и теле-, и не предполагает взимания платы или оказания услуги на основе возмездного договора. Просмотр каналов свободного доступа, как без системы условного доступа, так и с системой условного доступа остается для пользователей бесплатным. Число каналов свободного доступа при введении системы условного доступа остается таким же, как было до введения данной системы. Таким образом, некоторые утверждение о том, что «кодирование эфирного (наземного) сигнала входит в противоречие с задачей обеспечения доступа всего населения к казахстанским программам обязательного и свободного доступа» просто не соответствует действительности.

Таким образом, на сети спутникового и эфирного цифрового телерадиовещания система условного доступа используется в технических, учетных и сервисных целях. Оказание платных услуг с использованием системы условного доступа на сети эфирного цифрового телерадиовещания не предполагается.

Поэтому реально, ничего более-менее серьезного во всех рассуждения о вреде системы условного доступа, которые слышим от различных ассоциаций и неправительственных организаций, просто нет. Можно только предположить, что за всей этой суетой и шумом, стоит только одно — опаска некоторых кабельщиков, что вслед за бесплатными мультиплексами, Казтелерадио внедрит платные мультиплексы каналов в сети цифрового эфирного вещания и, таким образом, создаст кабельным операторам серьезную конкуренцию. На это можно сказать, что в среднесрочных планах Казтелерадиодо 2015 г. такая задача не стоит, и не рассматривалась.

Недавно исполнительный директор Ассоциации «НАТ Казахстан» в своем интервью для zakon.kz упомянула о низком рейтинге казахстанских каналов у населения страны. Что Вы думаете по этому поводу?

Когда мы говорим о востребованности казахстанских телеканалов не совсем корректно сравнивать рейтинг наших каналов и зарубежных. Необходимо говорить в контексте реального спроса у населения конкретной страны, причем у городского и сельского предпочтения могут быть разными. Не будем говорить об абонентах кабельного телевидения. Но можем привести пример по абонентской базе спутникового телевидения ОТАУ ТВ.

В настоящее время как мы уже говорили, число пользователей национальной спутниковой сети превысило 250 000. И здесь имеется интересный для наших казахстанских телевещателей факт: 85% абонентов подписываются только на пакет казахстанских каналов свободного (бесплатного) доступа. И только порядка 15% подписываются на платные пакеты из числа российских и других зарубежных телеканалов. Притом, что за 2 года цены на платные пакеты нами были снижены в 2,5 раза, соотношение востребованности каналов за это время не меняется. Выходит, большую часть зрителей вполне устраивают предлагаемые 44 казахстанских канала (37 теле, и 7 — радио) и та информация, которую они предлагают.

Как думаете, насколько вообще интересен рынок РК для иностранных телеканалов? Сейчас порядка 65 телеканалов уже прошли государственную регистрацию и встали на учет в Казахстане. Но какие-то каналы могут не успеть до марта завершить процедуры, и тогда абоненты кабельных операторов и спутникового телевидения «OTAUTV» останутся, скажем, без Euronews или Рен ТВ?

На самом деле, казалось бы, для иностранных каналов рынок РК, в сравнении с российским или зарубежным, не должен представлять особого интереса. Но, как, ни странно, по нашему опыту взаимодействия с зарубежными ТРК, в части формирования пакетов спутникового телевидения OTAU TV, многие ведущие каналы достаточно заинтересованы в нашем рынке.

Мы постоянно получаем предложения от новых телеканалов и производим ротацию каналов с учетом рейтингов. Помимо этого, ряд каналов охотно идет на проведение совместных акций. Например, в 2012 г. ко Дню защиты детей телеканалы Tiji и Gulli предоставили подарки для победителей детских конкурсов. Ну, а в части регистрации каналов, думаю, уполномоченные госорганы рассмотрят этот вопрос и, скорее всего, он решится положительно и сроки будут продлены.

Ведь понятно, никто намеренно, не собирается создавать условия, чтобы завтра миллионы телезрителей остались без своих любимых каналов. Но, вместе с этим, каналы тоже должны проявить свою активность в регистрации и не надеяться на постоянные отсрочки. Бесконечно это делать никто не будет, закон есть закон. Тем более, что формально регистрация не представляет сложностей и уж тем более не несет за собой сколько-нибудь значимых расходов — государственная пошлина за регистрацию составляет от 2 до 5 МРП в зависимости от жанра канала.

Источник: Информационная служба ZAKON.KZ