В Астане состоялся форум "Телевидение в цифровую эпоху: казахстанские реалии и глобальные тенденции"

Полтора года осталось ждать региональным и республиканским каналам перехода на цифровое вещание. 17 июля 2015 года, согласно принятому в марте 2012 года закону "О телерадиовещании", все телекомпании страны должны перейти на цифру.

О том, с какими проблемами столкнулись региональные телекомпании, обсуждали в Астане на международном форуме "Телевидение в цифровую эпоху: казахстанские реалии и глобальные тенденции".

При этом, как заявила исполнительный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей республики Шолпан Жаксыбаева, по результатам  проведенного НАТ опроса, только 15% населения Казахстана готово приобретать специальное оборудование для приема цифрового сигнала, да и не все региональные телестанции готовы к переходу на цифровое вещание. Жаксыбаева уверена, что цифровое ТВ - это не столько технический вопрос, сколько социально-экономический. Эксперт опасается: цифровой эксперимент рискует провалиться, и тогда и зрители, и региональные станции станут жертвами информационной блокады.

По словам организатора форума Шолпан Жаксыбаевой, времени осталось не так много, и как выяснилось, региональные телекомпании пока технически не готовы, "приставки у нас стоят более 14 тысяч тенге, и только 15% населения заявило о готовности их приобретения. Рыночная цена в мире - 3-4 тысячи тенге. Приставки такие дорогие, потому что реализацией приставок занимается государственный монополист АО "Казтелерадио". Мы будем поднимать вопрос, что нужно создавать рыночные условия для распространения приставок".

Исполнительный директор Internews Kazakhstan Маржан Ельшибаева в эксклюзивном интервью "Радиоточке" заявила: "В то время, когда это был еще не закон, а законопроект "О телерадиовещании", мы принципиально выступали против трех вещей. Первое: статус государственного монополиста - нас он абсолютно не устраивал; статус национальной комиссии по телерадиовещанию; и третье, что не были учтены независимые региональные телевизионные станции. Сложилось ощущение, что их просто нет в природе. И более того, министр информации и связи, на тот момент Аскар Жумагалиев, называл региональные телевизионные станции не иначе как "шашлычные на дороге". И если говорить из плюсов, чего мы добились, это уважительное отношение к региональным станциям.

Что не удалось сделать, так это подвинуть статус государственного монополиста – "Казтелерадио". Это такой единоправный, полномочный и такой большой государственный орган, который полностью отвечал за переход на цифру, но соответственно, к нему все шло финансирование. И в этом законопроекте абсолютно не были прописаны прозрачные нормы, как он будет отчитываться. И сегодняшнее мероприятие - это такое логическое продолжение после принятия самого закона: перед чем мы сейчас стоим и куда движемся. Потому что близится тот самый страшный день – 17 июня 2015 года, когда весь мир должен отключиться от аналога и переключиться на цифру".

Свои опасения высказала и президент Международного фонда "Адил соз" Тамара Калеева: "Проблемы такие, что приставок, во-первых, недостаточно. А во-вторых, в их продаже есть ограничения. В-третьих, они очень дорогие. Социально уязвимые слои населения должны получить какие-то компенсационные выплаты. Какие, когда и как, тоже неизвестно, еще этот вопрос не решен. Также, телевизоры нового поколения не настроены на прием специальных программ, а они должны иметь приставки, приставки тоже очень недешевые.

Очень серьезная проблема - это монополия "Казтелерадио". По закону о телерадиовещании, "Казтелерадио" определено национальным оператором, и у него есть право внеконкурсного получения частот. Все остальные частные операторы в 2015 году теряют свои бессрочные и очень дорого купленные лицензии и начинают на общих основаниях со всеми остальными телеоператорами участвовать в конкурсах на получение права вещания, то есть региональные каналы теряют свою независимость, бизнес-независимость и как следствие - творческую независимость. Это очень большая опасность. Вот это нам надо как-то решать.

Еще главный вопрос - существование частных, региональных каналов, которые, как показывают исследования, очень востребованы в регионах, которые занимают свою нишу и которых не в силах заменить филиалами, допустим, телекомпаниями "Хабар" и "Казахстан". То есть сейчас у них самое уязвимое место, войдут ли они в мультиплекс, в каналы свободного доступа - пока это еще не решено. Почему с внедрением цифровых технологий, освобождается много радиочастот, и "Казахстан" имеет от этого огромную прибыль, миллиардную прибыль?"

Председатель правления фонда "Сорос-Казахстан" Антон Артемьев заявил, что, несмотря на то, что до перехода на цифровое вещание осталось всего 18 месяцев, большинство казахстанцев даже не знают об этом. Артемьев просчитал, что "так называемый цифровой дивиденд, как и любые другие финансы, подлежит общественному мониторингу. В Казахстане размер дохода от цифровизации еще предстоит определить. Однако на основании результатов маркетинговых исследований, утверждающих, что ежегодный рост ВВП составляет 0,5%, с уверенностью можно полагать, что доход от цифровизации в текущем году составил 171 млрд тенге".

О том, что Казахстан оптимистично движется в сторону тотального перехода на цифру, заявил председатель комитета информации и архивов министерства культуры и информации Болат Кальянбеков. Чиновник отрапортовал, что через 4 года в дом каждого казахстанца придут новые технологии.

Кальянбеков заявил, что "на данный момент завершен первый этап внедрения цифрового телевидения в Казахстане. Цифровая сеть сдана в эксплуатацию в 5 городах страны: Астане, Алматы, Караганде, Жезказгане и Жанаозене. Уровень обеспечения населения цифровым телевидением достиг 23% - это около 3,2 миллиона человек, а до 2017 года этот показатель должен увеличиться до 95%. На втором этапе будет охвачено 13 областных центров и приграничных территорий".

В Казахстане закон "О телерадиовещании" был принят в марте 2012 года. Баталии вокруг документа длились в течение трех лет, но до сих пор у экспертов и представителей правозащитных медийных НПО остаются опасения, что региональные телекомпании не смогут выжить при тотальном переходе на цифру, при этом пострадают и жители отдаленных районов, и социально уязвимые группы, которые не смогут позволить себе купить ни приставки, ни специальные телевизионные тарелки.

Источник: РадиоТочка