77% журналистов готовы сменить профессию

За последний год картина СМИ в России довольно сильно изменилась. Произошел целый ряд увольнений руководителей медиаресурсов, а также кадровых перестановок. Волна новых законодательных актов, регулирующих сферу, не только изменила происходящие в ней процессы, но и заставила многих иначе посмотреть на профессию. Экономический кризис, в который все больше погружается страна, а также внешнеполитическое растущее напряжение являются мощными дополнительными факторами, влияющими на рынок медиа. ЖурДом продолжает мониторить ситуацию в сфере.

Согласно данным директора по развитию экспертного рекрутингового агентства ШТАТЫ. РУ и эксперта портала MediaJOBS.RU Татьяны Катковой, только за период с октября по декабрь 2014 года сегмент вакансий в медиаиндустрии «просел» на 25%. А именно в издательском бизнесе и прессе — на 30%; в журналистике и редакторской деятельности — на 40 и 30% соответственно, дизайн и графика упали на 25%; телевидение — на 20%, а радио — почти на 10%. В январе 2015 количество вакансий на Mediajobs.ru уменьшилось на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Руководитель пресс-службы HeadHunter Иван Тютюнджи рассказал ЖурДому, что за 2014 количество вакансий в сфере медиа сократилось на 13%, а количество резюме увеличилось на 26%. Индекс hh (Прим: соотношение количества резюме к количеству вакансий) по Москве в сфере медиа равен 7,9, то есть почти 8 резюме на вакансию, что в среднем на 60% выше, чем по рынку труда в целом.

«Но рынок вакансий все равно жив, — утверждает Каткова. — Востребованы сейчас эффективные продавцы, менеджеры по развитию бизнеса и все, кто способен повысить прибыльность компании в краткосрочном периоде. Не могут компании обойтись без тех, кто создает контент СМИ, программирует, оформляет эфир, обеспечивает выпуск теле- и радиопрограмм тех, без кого „конвейер“ просто остановится».

Под угрозу, по словам эксперта, попадают в первую очередь обслуживающий персонал и, как ни странно, высокооплачиваемые руководители. Пресса и до общеизвестных событий уже работала на падающем рынке, поэтому тенденция оптимизации производства за счет сокращения штата сотрудников продолжится.

По мнению Катковой, увольнения и новые назначения, смена команд, не останутся в 2014 году, а также продолжатся и в этом году.

«Такого количества изменений, структурных преобразований, смены первых лиц и обновления команд, медийный рынок давно не знал. Кризис выступает лишь катализатором смены парадигм в медиа, вызванной сменой технологий, поколений, интеграцией digital во все бизнес-процессы традиционных СМИ». — считает Татьяна Каткова.

Она также отметила, что наиболее уверенно себя чувствуют сейчас «радийщики». В отличие от прессы и телевидения, сегмент радио демонстрирует бОльшую стабильность и устойчивость в привлечении рекламных бюджетов и сохранении своего персонала.

Относительно неплохие показатели и у digital-компаний. Здесь в целом ситуация демонстрирует положительную динамику, особенно это касается роста рекламы. Удар придется в основном на стартапы из-за неполучения очередных траншей инвестиций от иностранных венчурных фондов.

«Скорее всего, кризис расчистит digital-рынок: крупные игроки (из смежных медийных сегментов или лидеров digital-индустрии/Яндекс, Mail Group, QIWI) поглотят интересные проекты и талантливые команды стартаперов. Выживут те, у кого хватит запаса финансовой прочности удержать компанию „на плаву“, сохранить лучших сотрудников и партнёрские отношения с клиентами», — считает Каткова.

Прогноз рынка на 2015 год будет определяться прогнозами главного продавца рекламы страны VI, который до сих пор не дал никаких оценок происходящему. По мнению Катковой, сейчас каждому придется самому делать для себя прогноз и определять направление своего движения в условиях рыночной неопределённости.

«Чем тяжелее кризис, тем больше возможностей он даёт для изменений», — оптимистично замечает она.

В целом эксперт портала MediaJOBS.RU ситуацию на рынке вакансий в медиа охарактеризовала не как уход, а, как «миграцию». Смена команд происходит в связи с кадровыми перестановками и сделками купли-продажи. Специалисты самого неустойчивого рынка — печатных СМИ массово уходят в Интернет или другие смежные сферы.

«Медийщики уходят в немедийные компании — коммерческие и государственные — в пресс-службы и PR, в те секторы, где бюджеты есть и в кризис, — рассказывает Каткова. — Кроме того есть особая „магия“ СМИ и люди здесь особенные: в отраслях „материального производства“ им скучно».

Немного другими данными располагают специалисты HeadHunter. Как рассказал Тютюнджи, на прошлой неделе портал провел опрос среди 8 тысяч соискателей насчет их желания сменить профессию. Оказалось, что 77% представителей сферы медиа думают о том, чтобы сменить профессию. Несмотря на то, что это высокий показатель, он все равно ниже, чем в среднем по всем сферам. Для сравнения там получилось 81%.

«Когда на рынке оказывается большое количество свободных специалистов, при этом количество вакансий сокращается, то люди естественно будут пытаться найти работу не только в своей, но и в смежных профессиях. Кроме того, профессия журналиста хорошо сочетается с фрилансом, что позволит смягчить потерю работы», — считает Тютюнджи.

За прошедшие год-два и в самом деле было достаточно много «уходов» из профессии в совершенно иные области. ЖурДом пообщался с бывшими яркими представителями медиа о том, почему они ушли из сферы, об их новой деятельности и о том, допускают ли они возможность возвращения.

Наталья Лосева, в прошлом являлась директором интернет-проектов Агентства РИА Новости (с 2004г.) и 1-й заместитель Генерального директора по новым медиа ЗАО «Аргументы и факты» (2012г.) На данный момент является стратегическим директором агентства «МОСГОРТУР», занимающегося организацией отдыха для детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей-сирот:

«Я в медиа с 19 лет — то есть уже 25 лет жизни в профессии. Самое время посмотреть, что есть в этой жизни еще:). Если серьезно, то причин несколько: моральная усталость, накопленный управленческий и бизнес опыт, который хочется применить в других сферах, ситуация затяжной информационной войны, которую я хотела бы пережить в стороне. Выбор новой деятельности был продиктован уникальной возможностью применить управленческие навыки в созидательной и практически безупречной по целеполаганию сфере. Это не просто детский отдых, это качественный развивающий отдых для десятков тысяч детей социально незащищенных категорий. Моя задача строить систему, развивать ее и привлекать параллельно максимальное внимание общества к теме. А это я умею. Основной эффект от смены деятельности — я с радостью иду на работу и с удовольствием домой. Возвращаться в медиасферу пока не хочу и не думаю об этом. Я по-прежнему люблю новости, но не читаю и не смотрю их сейчас. Считаю, что имею право на паузу. Если понравится — в медиа не вернусь».

Юрий Сапрыкин, в прошлом главред журнала «Афиша» и шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша», в настоящее время работает в консалтинговом агентстве «Ценципер»:

«Мне поступило предложение, и оно показалось мне интересным. Уходить из медиа было жалко. Но, во-первых, если говорить о традиционных медиа — сейчас не лучший момент в их истории, и в России это связано не только с экономикой или давлением властей, а еще и с крайне сузившимся общественным запросом. Я имею в виду, что людям это не особенно нужно — по крайней мере, в массовом масштабе. Телевизора и каких-нибудь одноклассников ру для большинства вполне хватает, а чуть более требовательное меньшинство сканирует новости через ссылки в фб и твиттере и совершенно отвыкло за медиа платить. Если говорить о медиа нетрадиционных — то при осмысленном подходе любой культурный, образовательный, градостроительный и т. д. проект сам в каком-то смысле становится медиа. Сейчас я работаю в консалтинговом агентстве, которое, среди прочего (и даже в первую очередь) дает полезные советы руководству ВДНХ по части его будущей реконструкции».

Екатерина Кронгауз, бывший главный редактор интернет-журнала «Большой город», на данный момент является основателем проекта kidsout (Прим.: школа и сервис бэбиситтеров), заведует детскими научными лабораториями в политехническом музее:

«Закончился довольно долгий и важный для меня период работы над изданием „Большой город“, в котором мне удалось сделать многое из того, что мне вообще было интересно делать в медиа. А то, что не удалось, невозможно было сделать нигде в другом месте. Разные симпатичные мне издания стали закрываться, меняться и схлопываться. В то же время мне пришла идея заняться бебиситтерами, создать школу, сервис, сделать что-то свое. Выбор любой новой деятельности для меня связан только с моим интересом. Мне стало интересно сделать такой сервис и посмотреть, что из этого получится. Я занимаюсь совершенно новым для себя видом деятельности — я ничего не понимала про сервисы, стартапы, налоги, платежные системы и особенности разработки, бэкэнда, фронэнда, маркетинга, теперь приходится про это читать, узнавать, понимать, разговаривать. Это сложно и интересно. Зато приятно снова учиться, это я люблю. Я до конца никогда не уходила из медиа — я немного поработала в Афише, писала колонки в Сноб в прошлом и по-прежнему иногда куда-то пишу. Это безусловно медиа, но уже не журналистика, не репортерство, которым я когда-то занималась. У меня в жизни уже было несколько перерывов — я переставала писать что-то большое и важное, потом снова начинала по-новому, на новые темы и на новом уровне. Захочется ли снова — я не знаю. Но никаких принципов на эту тему у меня нет, если захочется — значит буду».

Оксана Солодовникова

Источник: Jourdom.ru