Forbes Kazakhstan: «Наша миссия – добиться отмены госзаказа для СМИ»

Директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова считает, что оценить эффективность проводимой государственной политики в СМИ невозможно в принципе.

На прошлой неделе, пишет Forbes Kazakhstan,  Общественный фонд «Правовой медиа-центр» опубликовал на своем сайте третий по счету бюллетень событий в сфере государственного заказа на проведение информационной политики в СМИ. Если первые два бюллетеня были посвящены подсчету денег: какие государственные структуры и сколько тратят на госзаказ в медиа-сфере, - то третий рассказывает об «общительности» чиновников.

«Будем подавать в суд на «молчунов»

- В третьем выпуске мы отражаем прозрачность наших госорганов: сколько писем мы отправили, кто нам и что ответил. В последующем мы будем систематизировать эту информацию и подавать в суд на «молчунов», - пообещала Диана Окремова.

Диана рассказала, что свои запросы Фонд подкрепляет ссылками на Конституцию и закон о госзакупках, в котором говорится, что информация о лотах должна быть в свободном доступе.

- Думаю, чиновники нам не спешат отвечать или присылают отписки, потому что не хотят афишировать свои траты. В некоторые акиматы нам дважды пришлось отправлять запросы. Когда повторно отправляли письма, то уведомляли, что оставляем за собой право обращаться в суд. Моментально отвечали! - вспомнила собеседница Forbes.kz.

Так, в апреле этого года ОФ «Правовой медиа-центр» отправил 18 писем в министерства и национальные компании. Ответы пришли из 10 структур, 8 скромно промолчали. Точную сумму - 56 млн тенге - указало лишь Минздрав. Чиновники от медицины тратят 48 млн тенге на продвижение через телеканалы государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Казахстан». В затратной части бюджета министерства - 8 млн тенге на «Услуги по формированию и сопровождению стратегии социальных взаимосвязей министерства на основе эмпирических данных».

Пять министерств сообщили, что у них не предусмотрены расходы на проведение информационной политики. В это число вошли министерства экономики и бюджетного планирования, сельского хозяйства, индустрии и новых технологий, образования и науки, а также транспорта и коммуникаций.

- Больше других отличилась «Казпочта». Они написали, что не получали госзаказ на проведение информационной политики в СМИ. С ног на голову всё поставили, даже не поняли, о чем мы спрашивали. Хотя мы очень четко все объясняли, меняли формулировки запросов, когда становилось ясно, что нас неправильно понимают, - рассказала о «трудностях перевода» Диана Окремова. - Мы также просили давать нам ссылки на конкретную страницу сайта goszakup.gov.kz, где ведомство размещает лоты. Тем не менее, Министерство труда и социальной защиты, а также Министерство юстиции сослались на главную страничку портала. Министерство иностранных дел дало ссылку на страничку своего сайта, где указаны все произведенные МИДом закупки.

Аналогичная ситуация, говорит директор фонда, сложилась с акиматами. Было отправлено 30 писем (в 14 областей, 14 городов, Астану и Алматы), получено 6 ответов. Согласно ответам, на проведение государственной информационной политики акиматом Мангистауской области выделено 242 080 896 тенге, Актюбинской области - 225 101 600 тенге, акиматом Кызылорды - 42 781 120 тенге, акиматом Талдыкоргана - 13 274 000 тенге. Администрации Павлодарской и Западно-Казахстанской областей сослались на сайт goszakup.kz.

- Местные органы власти дают размытые названия лотам, пишут «для создания материалов в местных газетах или новостных сюжетов на местном телевидении». То есть даже тематику не указывают. Министерства хотя бы тему четко прописывают, - обозначила разницу в подходах г-жа Окремова.

О пиаре за бюджетные деньги

Между тем, общественники до сих пор не могут разобраться, что подразумевается под термином «государственная информационная политика», на которую ежегодно выделяют более 25 млрд бюджетных тенге.

- Фактически деньги выделяются на рекламу государственного курса, на формирование позитивного имиджа государственных деятелей, на освещение работы парламента, правительства и всех остальных. Получается, что мы, налогоплательщики, платим им зарплату и одновременно выделяем деньги на то, чтобы нам же рекламировали госслужащих и депутатов. В случае с принудительной подпиской на газеты (такая проблема существует в регионах) можно говорить о двойном налогообложении. Сначала люди платят за пиар (реализацию информационной госполитики. - F) из своих карманов, а потом их заставляют подписываться на газеты, которые живут за счет госзаказа, - рассказала Диана Окремова.

Диана считает, что эффективность выделяемых миллиардов оценить невозможно - по той простой причине, что никому из нас «не дано предугадать, как наше слово отзовется».

- Мы не собираемся оценивать эффективность таких бюджетных вложений, потому что понимаем: это сделать невозможно. Наша миссия - добиться отмены госзаказа для СМИ, то есть прекратить выделение госденег на информационную политику. Пока эта миссия невыполнима. Но сдвиги уже есть: о том, что средства расходуются из рук вон плохо, говорили госсекретарь Марат Тажин, депутат Дарига Назарбаева, - напомнила директор медиа-центра.

По словам Дианы, общественники хотят переориентировать государство: надо, чтобы деньги вкладывались не в отдельные СМИ, а в отрасль в целом.

- Сейчас одному СМИ дают 20 млн тенге по госзаказу, а другое само зарабатывает, борется за читателя, зрителя. Если государство эту практику отменит, если будет давать налоговые преференции медиакомпаниям, если будет делать так, чтобы подешевели полиграфические услуги, то, во-первых, будут появляться новые СМИ, во-вторых, появятся равные условия для игроков на этом поле, - считает собеседница Forbes.kz.

Татьяна Трубачева
обозреватель Forbes Kazakhstan

Источник: Forbes Kazakhstan