Журналистика с мобильными устройствами: семь основных шагов

Вы думаете, что использование мобильных устройств в журналистской работе – это несерьезно, во всяком случае, не так серьезно, как традиционные способы сбора информации? "Подумайте еще раз, прежде чем отвечать", – говорит Аллисса Ричардсон, преподаватель курса по мобильным медиа в государственном университете Боуи.

"Мобильная журналистика ... не такая область, в которой можно быстро добиться успеха", – сказала она в ходе недавнего массового открытого онлайн-курса (MOOC) по мобильной журналистике, организованного Центром журналистики в Америках им. Найтов. Мобильной журналистике нужно кропотливо учиться.

Ричардсон обучает молодежь, как освещать новости, используя только смартфоны, MP3-плееры и планшеты. В рамках своей стипендиальной программы Фонда Нимана для журналистов в Гарварде она также создала платформу для онлайн-обучения, которая учит людей по всему миру, как стать мобильным журналистом – "mojo". Сайт будет запущен в этом месяце.

За годы работы со студентами – как в Соединенных Штатах, так и за рубежом, Ричардсон составила список из семи основных шагов, которые помогут упростить и сделать более эффективной работу мобильного журналиста: расследование, работа над текстом, съемка и редактирование, добавление геотегов, сохранение и использование социальных медиа. Эти советы могут быть полезны не только для мобильных журналистов, но и для сотрудников обычных редакций или даже некоммерческих организаций. Ричардсон подробно рассказала о каждом из перечисленных выше шагов в ходе недавнего курса, проведенного Фондом Найтов:

1- Расследование: В мобильной журналистике этот этап не очень отличается от того, что принято делать в традиционной журналистике, где репортеры отправляются на место, если у них "есть собственная идея материала или задание", – говорит Ричардсон. На волне революций арабской весны Ричардсон была приглашена в Марокко, где по всей стране учила местных женщин тому, как стать "mojo". В связи с опасной обстановкой на улицах, Ричардсон и ее команда заранее проводили исследования, чтобы знать, куда было безопасно пойти.

Ричардсон и ее ученики использовали Twitter, FourSquare и Google Maps для получения информации о том, где происходят беспорядки. "Мы проводили расследование, прежде чем выходить из дома, так что не блуждали бесцельно со своими сверкающими мобильниками, – говорит она. – Мы всегда знали, куда мы шли и что искали".

2- Работа над текстом: Если вы думаете, что мобильному журналисту не нужно писать текст, подумайте еще раз. "Многие из моих "mojo" ... думали, что будут использовать только мобильные устройства, что смогут просто выйти на улицу и делать журналистские материалы о классных вещах, – говорит Ричардсон. – И когда они узнавали, что этап работы с текстом и планирования никуда не делся, я слышала стенания". Но этап работы над текстом имеет решающее значение. После того как предварительное изучение ситуации проведено, "mojo" должны подготовить описание – состоящее из картинок или текста – того, как они собираются подойти к данной истории. Это может быть список людей, у которых вы собираетесь взять интервью, а также список возможных установочных планов для съемки. Когда вы уже знаете, что именно вы собираетесь снимать и какие кадры вам будут нужны, вы можете записать это, создав "скелет" вашего материала. Затем, на этапе работы на месте, вы сможете сделать "ясные, короткие аудиозаписи", которые дополнят вашу историю.

3 и 4- Съемка и редактирование: Ричардсон ставит эти два шага вместе, потому что "действительно хорошие "mojo" обладают фантастической способностью снимать и сразу редактировать материал". То есть они не ждут, пока вернутся в офис, чтобы закончить историю; они делают это прямо на месте. Правильное программное обеспечение на вашем мобильном телефоне позволит вам снимать, добавлять информацию в нижней трети экрана, делать озвучку, переходы и многое другое, говорит Ричардсон. "Съемка и редактирование очень важны, если вы собираетесь стать "mojo", работающим быстро и точно".

5- Добавление геотегов: После дня, проведенного в интервьюировании людей на улицах, трудно отследить, с кем вы говорили и где именно проводили интервью. К тому же, работа журналиста часто становится хаотичной, особенно при работе в большой толпе или в отдаленных местах. Когда Ричардсон была в Мохаммедии, Марокко, она и члены ее группы "колесили по всему городу", интервьюируя людей на улицах, и "провели более четырех часов, разговаривая со всеми, кто выглядел интересным собеседником". Когда они приступили к редактированию, то не могли вспомнить, в каких именно местах города они были. "Вернувшись, мы никогда не вспомнили бы, где именно были, если бы не геотеги, – говорит она. – Для "mojo" важно использовать эту функцию, потому что вы всегда находитесь в движении".

6- Хранение: Ричардсон говорит, что после нескольких лет работы со студентами, которые привыкли просто "сливать данные" на свой настольный Mac, она уверена, что хранение "очень, очень важно". Она рекомендует сохранять аудио и видео в облаке (не беспокоясь о том, что нужно вернуться домой, чтобы загрузить информацию на настольный компьютер) и использовать внешний жесткий диск. "Для мобильных журналистов хранение информации очень важно, потому что все может случиться и вещи имеют свойство теряться, а вы ведь не хотите, чтобы ваша эксклюзивная информация была потеряна".

7- Использование социальных медиа: В Марокко Ричардсон с удивлением узнала, что группы женщин там традиционно не собираются вместе на улицах. Поэтому, когда Ричардсон и ее команда собирались идти на улицы для интервьюирования, им нужен был способ оповестить людей об этом. "Мы публиковали твиты с хэштегом #girlsonthestreet, так что они знали, что мы собираемся приехать и использовать мобильные устройства". С помощью Twitter Ричардсон и члены ее группы смогли оповестить людей, что они делают и о чем они хотят рассказать. "Всякий раз, выходя на улицы для сбора материала, мы публиковали информацию и использовали хэштег, чтобы люди легко могли найти ее, – сказала она. – Потому что нет ничего хуже, чем работать над материалом, который никто не прочтет или не посмотрит".


Источник: http://ijnet.org/ru/blog/284441