Новые бизнес-модели в СМИ предлагают пользователям сайты без рекламы

В США и Европе было объявлено о начале новых медиапроектов, которые представляют собой новые модели ведения бизнеса. Пользователям предлагаются сайты, лишенные рекламных баннеров и текстов. Зарабатывать такие сайты рассчитывают при помощи подписки на свои платные издания.

На прошлой неделе завершился сбор средств для нового журналистского проекта в Голландии — сайта De Correspondent, на котором не будет рекламы. Проект является реакцией на сложившуюся тенденцию, когда читатели не хотят больше видеть навязчивую рекламу на сайтах.

У истоков проекта стоят бывший главный редактор ежедневной газеты NRC Next Роб Вайнберг и основатель амстердамского интернет-агентства Mombai Гарольд Данник. Газета отказалась от типичной помощи со стороны банков и рекламодателей, учредив фонд для сбора средств у тех, кто и станет первым читателем издания.

Ситуация в США также говорит о том, что медиакомпании все больше задумываются о новых способах получения прибыли. По итогам прошлого года выручка американских изданий упала на 2% по сравнению с 2011 годом. Доходы от рекламы продолжают падать как в печатном, так и цифровом сегментах газет, в 2012 году в целом на 6%.

Определяющими же для крупных издательств становятся ориентирование на тираж, онлайн-подписку и поиск новых источников доходов.

Так, "тиражный доход сейчас составляет в среднем 27% от общей прибыли газеты", говорит глава Газетной ассоциации Америки (Newspaper Association of America) Кэролайн Литтл. Доля рекламы на сайтах — всего 11%, сообщает "Коммерсантъ".

Другой способ решения проблемы нашла американская газета The Boston Globe. Издание предложило своим читателям две версии сайта. На один из них, Boston.com, можно зайти абсолютно бесплатно, но на нем размещено множество рекламных объявлений. Для тех, кто не переносит обилие рекламы, был создан второй сайт газеты, BostonGlobe.com, однако вход на него исключительно платный.

Использование безрекламного пространства наблюдается не только в сегменте СМИ. Компания Team Rock, которая является новым владельцем известных во всем мире журналов Classic Rock и Metal Hammer, объявила о запуске новой радиостанции, которая начнет свою работу в мае. Зарабатывать новая радиостанция будет за счет "партнеров, промоутеров и спонсорских возможностей".

Избавить часть пользователей от рекламы может и крупнейшая в мире социальная сеть Facebook. В прошлом месяце стало известно, что компания размышляет над возможностью введения помесячной оплаты за дополнительные возможности.

Одним из первых издательских домов, начавших использовать в России нерекламные модели заработка в Интернете, стал Sanoma Independent Media (SIM), еще в июле 2011 года сделавший платным доступ к электронной версии газеты "Ведомости".

Без рекламы удается существовать интернет-изданию Colta.ru. Правда, в России такие проекты существуют не благодаря платной подписке, а благодаря сбору пожертвований с читателей (краудфандинг) — явлению, которое на западном рынке СМИ появилось еще несколько лет назад.

В то же время игроки рекламной индустрии пока сдержанно оценивают перспективы новой модели, занимая выжидательную позицию.

Источник: Лениздат