Текущая ситуация с законопроектом по вопросам информации и коммуникаций

По инициативе Министерства информации и коммуникаций РК в Казахстане разрабатывается Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам доступа к информации».

Проект закона уж прошел согласование в государственных органах, проведены необходимые экспертизы и весь пакет документов, включая сам законопроект, передан в канцелярию Премьер-министра РК, откуда после согласования с Администрацией Президента РК, будет внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента РК (ориентировочно в начале мая  2017 года).

С текстом законопроекта вы можете ознакомиться во вложении.

27 апреля 2017 года  в Астане по инициативе Министерства  информации и коммуникаций РК пройдут общественные слушания по данному законопроекту. В ходе общественных слушаний будут еще раз обсуждены спорные моменты законопроекта, а также поправки, которые не были учтены министерством при разработке этого законопроекта.

1.Что удалось изменить в законопроекте на этапе  рассмотрения в министерстве информации и коммуникаций РК:

  • Изменена административная ответственность по таким статьям как нарушение порядка объявления выходных данных и нарушение порядка предоставления обязательных экземпляров. Исключена такая мера ответственности как конфискация тиража и приостановление выпуска (распространения) СМИ;
  • В законопроект включены положения по обеспечению траспарентности прав собственности на медиа-ресурсы. Собственников СМИ обяжут раскрывать информацию о конечных бенефициарах, их долях в уставном или акционерном капитале, наличии аффилированных юридических лиц;
  • Изменена процедура по запросу и получению информации для журналистов. Теперь она стала детальнее, четко прописаны основные положения: сроки предоставления информации по запросам журналистов, мотивы отказа и т.д.;
  • Включены новые положения, регламентирующие деятельность пресс-служб (пресс-секретарей) и их взаимодействие с журналистами и СМИ;
  • Пересмотрена статья о праве на опровержение и ответ, она дополнена новыми положениями, которые обеспечивают гарантии защиты журналистов и СМИ;
  • Включена новая статья, которая касается права на изображение. Статья содержит перечень оснований, при которых СМИ может использовать изображение лица, без его согласия, как этого требует Гражданский кодекс РК;
  • Дополнена статья об освобождении от ответственности журналистов и СМИ, в случае распространения сведений, не соответствующих действительности;
  1. Основные проблемные моменты в законопроекте:

Несмотря на то, что частично предложения СМИ и НПО были включены в законопроект по вопросам информации и коммуникаций,  законопроект содержит некоторые ограничительные положения, которые могут негативно отразиться на работе журналистов и деятельности СМИ.

  • Требование о прохождении обязательной аккредитации в Министерстве иностранных дел РК для собственных корреспондентов иностранных СМИ – граждан РК. Сейчас мы предполагаем, что некоторые собкоры иностранных СМИ не смогут пройти аккредитацию в МИД РК и будут ограничены в своей профессиональной деятельности.
  • Отсутствие административной ответственности за нарушение порядка и сроков предоставления информации по запросам журналистов и СМИ;
  • Включение новых мер административной ответственности за нарушение законодательства о телерадиовещании для операторов телерадиовещания. Кроме этого, включены новые положения об административной ответственности журналистов и СМИ за нарушение требований по защите несовершеннолетних в СМИ;
  • Включение в законопроект новых обязанностей журналистов: проверка распространяемой информации на достоверность, а также получение согласия у лица или его законного представителя на распространение в средстве массовой информации личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иным охраняемым законом тайнам;
  • Отсутствие мер и механизмов государственной поддержки СМИ, гарантий редакционной независимости и невмешательства собственника в редакционную политику и других положений, позитивно влияющих на развитие средств массовой информации и повышения качества журналистики и т.д.

 

ВложениеРазмер
Сравнительная таблица по законопроекту.doc1.27 МБ
Proekt_zakona.doc394 КБ