Пираты вредят всем, кроме себя и своего кармана

Егор Яковлев, генеральный директор видеосервиса Tvigle, — о том, как пиратский контент в интернете наносит ущерб не только правообладателям, но и пользователям.

Последние недели в российском интернете прошли в ожесточенных дискуссиях об очередном обострении борьбы нашего государства с пиратским контентом. Многие интернет-пользователи, к сожалению, восприняли законодательные инициативы как покушение на личные свободы, и чуть ли не как конец интернета.

Нужно ли бороться с пиратством, или правы те, кто считает, что в наш век понятие интеллектуальной собственности устарело и электронные коммуникации для того и существуют, чтобы любой контент был бесплатен? Или все же «не пущать, закрывать и сажать»?

Думаю, бороться с пиратством путем «закошмаривания» рядовых пользователей — это неверный, тупиковый и вообще опасный путь.

Подавляющее большинство пользователей интернета потребляет пиратский контент не потому, что мечтает что-то украсть, а потому что интернет буквально переполнен контрафактом, и очень просто скачать фильм, музыку или книгу с торрентов или получить их онлайн на многочисленных «левых» сайтах.

Как с этим бороться — вопрос непростой, но я абсолютно уверен в том, что делать это можно и нужно, и новые законодательные инициативы, при всей их неоднозначности, все же шаг в правильном направлении. Казалось бы, с точки зрения простого пользователя, пираты — этакие добрые Робин Гуды, бесплатно раздают людям украденное у пухнущих от денег капиталистов. К сожалению, это совсем не так, больше они похожи не на Джека Воробья, а на сомалийских ребят с «калашниковыми». Не хочу погружаться в способы монетизации пиратской деятельности (гарантирую, они не очень понравятся пользователям), главное в том, что пираты вредят всем, кроме себя и своего кармана.

Они обкрадывают весь рынок и, в конечном, счете, своих же пользователей. Как? Играя без правил, воруя чужой товар, не платя налоги, они мешают развиваться легальным сервисам, которые покупают контент у правообладателей, создают законные рабочие места, платят налоги и являются частью экономики России. Правообладатель недополучает прибыль и не может вкладывать ее в производство нового контента. Новый интересный контент, который мог быть создан, но не был создан из-за пиратов, не попадает к пользователю. Кто в «профите»? Только пираты. Как и всегда, бесплатный сыр оказывается в мышеловке.

Какой есть выход из этой ситуации? Выстроить цепочку доставки контента таким образом, чтобы, во-первых, доступ к легальному интернет-контенту и оплате покупки был максимально простым, и, во-вторых, чтобы на конечного потребителя ложилась минимальная финансовая нагрузка. В рекламной модели контент вообще бесплатен, сервис зарабатывает на рекламных показах, эта модель эфирного телевидения доказала свою состоятельность и в интернете.

Если людям предоставить возможность удобно, легко, дешево, а лучше вообще бесплатно, пользоваться легальным контентом, я уверен, подавляющее большинство выберет этот вариант. Помните время, когда посмотреть свежий голливудский фильм можно было, только купив пиратскую запись ужасного качества на рынке или в ларьке? Потом появились сетевые магазины электроники с относительно недорогими лицензионными DVD, а правоохранительные органы стали закрывать пиратские «студии» одну за другой, — и популярность пиратской продукции резко снизилась.

Думаю, тоже самое ждет контентные видеосервисы в интернете. По данным ComScore, за апрель 2013 года 58 миллионов россиян смотрели видео в интернете, а объем просмотров составил более 9 миллиардов видео. Это четвертый показатель в мире после США, Японии и Китая. Сейчас видеосмотрение на легальных российских площадках занимает около 7% общего объема, и это не учитывая торрентов, которые посчитать сложно.

При этом доля легальных сервисов постоянно растет, а их контент становится все свежее, приближеннее к премьерам. Поэтому потенциал роста легального сектора огромен. Даже если оставить все, как есть — он будет неуклонно расти. А если начать, наконец, по-настоящему бороться с паразитами и преступниками, рост будет взрывообразным.

И это пойдет на пользу не только владельцам этих сервисов, а, как ни пафосно это прозвучит, всей контентной экосистеме, включая зрителей, слушателей и читателей.

РИА Новости http://digit.ru/opinion/20130620/402566203.html#ixzz2WkUlmsDm