Немного о практике журналистского образования. Опрос ФНР

Фонд независимого радиовещания (ФНР), много лет занимающийся практикой образовательных проектов для профессионалов медиаиндустрии и студентов профильных журналистских специальностей, в преддверии нового учебного года попытался разобраться, в чем сегодня профессионалы медиаобразования видят основные пробелы в компетенциях, которые получают их студенты в ходе учебного процесса, как обстоят дела с привлечением практиков к преподаванию, насколько осуществимо сегодня вовлечение в учебный процесс индустриальных профессионалов из других регионов и межвузовский обмен преподавателями...

Теория и практика журналистского и медиаобразования в последние десятилетия в общественном сознании традиционно противопоставляются. Дискуссии преподавателей и практиков, увы, редко получаются содержательными, как правило, сводясь к набору привычных взаимных эмоциональных обвинений. Представители медиаиндустрии, как правило, сетуют на «искусственность» образовательной среды, ее оторванность от практики, от реалий, нередко вообще включают при приеме на работу «стоп-лист» для выпускников профильных факультетов; преподаватели же, признавая объективные проблемы в своей работе,  в ответ – и  нередко, к сожалению, совершенно справедливо - говорят о дилетантском подходе «профессионалов» медиаиндустрии к своему делу, об отсутствии единых подходов и стандартов профессии, о неспособности практиков сформировать хотя бы внятный запрос, какова должна быть квалификация выпускников журфаков, чтобы найти себя в профессии.

Очевидный, на первый взгляд, выход – взаимная интеграция «двух миров», вовлечение практиков в преподавание, в учебный процесс – не так уж легко, как оказалось, реализуем. Фонд независимого радиовещания (ФНР), много лет занимающийся практикой образовательных проектов для профессионалов медиаиндустрии и студентов профильных журналистских специальностей, в преддверии нового учебного года попытался разобраться, в чем сегодня профессионалы медиаобразования видят основные пробелы в компетенциях, которые получают их студенты в ходе учебного процесса, как обстоят дела с привлечением практиков к преподаванию, насколько осуществимо сегодня вовлечение в учебный процесс индустриальных профессионалов из других регионов и межвузовский обмен преподавателями...

ФНР в рамках проекта «УниверСити» адресовал эти вопросы к руководителям и преподавателям факультетов журналистики и профильных кафедр. В опросе приняли участие представители 20 вузов из различных регионов страны. Итоги опроса представлены в настоящем материале.

ЧТО НЕДОПОЛУЧАЮТ СТУДЕНТЫ?

Гордость за всю работу  испытывают, и по делу, без сомнения, все участники опроса, но вот полное удовлетворение ее результатами высказывает лишь один из них, констатировавший, что в его вузе считают «достаточными навыки, которые получают студенты в сегодняшнем учебном процессе». Коллеги, однако, напротив, видят существенный потенциал расширения охватываемых учебными программами вопросов.

Ответы участников на вопрос анкеты «Приобретение каких новых/дополнительных  профессиональных навыков, помимо предусмотренных уже имеющимися программами и учебными курсами, Вы считаете необходимыми для Ваших студентов?» показали, что  «проблемные» области у каждого вуза свои. Можно лишь сгруппировать названные участниками опроса пробелы в получаемых студентами компетенциях в тематические кластеры.

Компетенции, связанные с производством аудиоконтента:

  • звукорежиссура (работа с профессиональными программами и т.п.);
  • монтаж сложных жанровых радиопрограмм;
  • запись и постобработка звука;
  • создание базы звуковых файлов;
  • умение грамотно использовать записанные звуки в аудиорепортажах;
  • умение работать с библиотекой музыки;
  • работа с онлайн-сервисами по размещению, по редактированию аудиофайлов;
  • визуализация аудиоматериала.

 

Компетенции, связанные с производством видеоконтента:

  • навыки видеосъемки сюжетов, постановки кадра, операторской работы;
  • нелинейный монтаж видео, основы моушн-дизайна;

 

Компетенции,  связанные с производством мультимедийного контента:

  • навык создания мультимедийных журналистских произведений
  • компетенции в области интеграции в мировое медийное пространство;
  • компетенции в области создания медиапродуктов зарубежных форматов;
  • навыки работы в конвергентной редакции;
  •  

Компетенции, связанные с содержательными аспектами журналистской деятельности:

  • искусство сценарной работы на телевидении и на радио;
  • навыки сторителлинга;
  • психологические основы журналистской деятельности;
  • психология теле-, радиообщения;
  • специфика взаимодействия с массовой аудиторией в рамках регионального ТВ и РВ;
  • актерское мастерство, сценическое движение;
  • техника речи.

 

Управленческие, продвиженческие, аналитические компетенции:

  • навыки управления медийными проектами, медиаменеджмент;
  • навыки в области продюсирования и продвижения персональных медипроектов;
  • навыки по созданию сайтов;
  • анализ эффективности публикаций на сайте, прогнозирование и планирование;
  • навыки работы PR-службы редакции.

 

Называли участники опроса и не вполне очевидно формализуемые компетенции, например: «Самая главная проблема, на мой взгляд, научить журналистов творческому (сейчас модно говорить, «креативному») подходу к разработке темы, выполнению задания. Этот тот самый «профессиональный навык», ради которого прощаются многие огрехи и на радио и на ТВ… Как это сделать? Научить этому могут только профессиональные и влюбленные в профессию люди. Вот их и надо приглашать.  Я слышал, кое-где в масс-медиа есть «креативный продюсер»… Может, такого человека надо?..» А другой его коллега называет главным навыком, который очень сложно передать студентам - «умение рассуждать».

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ВУЗАМ?

Основная проблема в передаче студентам дополнительных компетенций – помимо нехватки квалифицированных преподавательских кадров, особенно по новым дисциплинам - безусловно, насыщенность и негибкость существующих программ и  банальная нехватка учебного времени. Многие участники опроса сетуют на «бюрократическую и учебную матрицу», констатируя, что  «на сегодняшний день учебный план уже обеспечивает максимально допустимую стандартом нагрузку», но отмечают, что «хотелось бы иметь при этом возможность проведения хотя бы дополнительных мастер-классов и творческих встреч в рамках существующих дисциплин…»

Большинство участников опроса, как правило, сетуют на нехватку практики, вот достаточно типичные ответы: «Испытываем  потребность в увеличении часов практических занятий» и  «У нас достаточно много разных курсов. Есть творческие лаборатории, сейчас мы чувствуем потребность в практической реализации нашего контента…».

Именно нехватка учебного времени и негибкость учебной сетки, по мнению некоторых участников опроса, мешает вузам организовывать достойную студенческую практику, вынуждая их отдавать ее «на откуп» редакциям: «Нам надо исхитриться в учебной сетке, рассчитанной на лекции-семинары по полтора часа,  передать навык работы в условиях редакции – чтобы с утра до вечера студент чувствовал себя частью коллектива, перед которым стоят производственные задачи. 1 или 2 дня работы в редакции есть в расписании, но нет помещений – все ведь занято лекциями-семинарами. Студенты уходят в закрепленные редакции, и мы их теряем из виду. Редакции лепят из них, что хотят, а мы остаемся в роли «синих чулков», хотя ресурс практических занятий у кафедры имеется…»

Тем не менее, кто действительно заинтересован в организации журналистской практики непосредственно в вузе, находит для этого возможности, пусть и не благодаря, а вопреки: «Из учебных планов убрана дисциплина подготовка учебной газеты – а мы оставили, открыли сайт <…>, проводим конкурсы печатных вариантов, чтобы созданные мини-редакции работали на конечный продукт, конкурсы на лучшего автора и прочее – «чисто для себя» - ни по каким показателям и отчетам не проходит это дело…»

Все вышесказанное определяет и ответ на еще один вопрос, заданный при анкетировании: «В каких новых/дополнительных курсах и тематических блоках  Вы чувствуете потребность?» Лишь один из участников ответил, что «перечень курсов достаточен», еще один его коллега констатировал, что «учебный план не позволяет ввести новые курсы до принятия новой редакции образовательного стандарта».

Остальные же участники опроса развивали свои наблюдения и соображения по поводу недостающих на сегодняшний день компетенций, прививаемых студентам, в названия тематических курсов и блоков в учебных программах - «Визуальная журналистика», «Аудиожурналистика», «Мультимедийная журналистика», «Контент-менеджмент», «Медиапланирование», «Мультимедийные ресурсы журналистики, конвергентные СМИ», «Организация медиапроектов»,  «Продюсирование телевизионных проектов», «Психология теле-, радиообщения», «Искусство сценарной работы на ТВ и РВ», «Театральное искусство», «Монтаж сложных жанровых радиопрограмм», «Техника речи».

Констатировалась также нехватка в существующих учебных курсах блоков «Звукорежиссура на радио: оборудование и правила работы с ним», «Производство аудиоконтента», «Отбивки, джинглы», потребность  в изучении кейсов по привлечению гражданских журналистов, редактированию их материалов; по финансированию медийных проектов через фандрайзинг или по он-лайн подписке.

Нередко лакуны описывались достаточно широко, и, прежде всего, это касалось тематики новых медиа - «Все, что касается сетевых изданий», «Все, что связано с новыми медиа – социальными сетями, мобильными медиа, практической работе в конвергентной редакции».

Один из участников опроса полагает, что «все предметы общегуманитарного цикла (социология, политология, русский язык, русская литература, зарубежная литература, философия и др.) надо адаптировать к подготовке журналистов», еще один делится следующим наблюдением: «Скорее всего, надо обучать режиссуре и монтажу на телевидении и радио. Даже если сам журналист не будет монтировать, у него будет развито «чутье» на хороший синхрон,  кадр, интершум… Он будет за ними «охотиться» и, в конечном итоге, поможет монтажеру сделать хороший сюжет...»

ЕСТЬ ЛИ МЕСТО В ВУЗЕ ПРАКТИКАМ?

Безусловно – да.  19 из 20 участников опроса имеют опыт привлечения к учебному процессу преподавателей-практиков, причем как в форме регулярных занятий, так и в рамках мастер-классов и творческих встреч, как, например, в одном из вузов, где проводился опрос: «Профильные дисциплины профессионального цикла ведут действующие сотрудники СМИ или сотрудники, имеющие не менее 15 лет практического стажа по преподаваемому направлению. Кроме того, мы регулярно проводим мастер-классы и творческие встречи с ведущими сотрудниками региональных и федеральных СМИ на безвозмездной основе при участии наших выпускников и друзей вуза. Часть дополнительных занятий ведется в форме творческого диалога «штатный преподаватель - журналист-практик». Привлечение к преподаванию практиков носит отнюдь не единичный характер. Вот типичные ответы: «У нас 50% состава кафедры – практики» или «У нас на 9 штатных преподавателей - 18 совместителей-практиков».

Как безусловно положительный оценивают такой опыт 14 из 20 участников опроса;  еще четверо – как позитивный, но с оговорками, и лишь в одном из вузов опыт привлечения практиков к преподаванию оценили как «часто нехороший».

Участники опроса полагают, например, что общение с профессионалами медиаиндустрии «очень положительно влияет на учебный процесс, студенты начинают понимать специфику работы той или иной сферы», что «занятия с преподавателями-практиками помогают студентам больше узнать о реалиях профессии, мотивируют и, в целом, дают более прикладной опыт», что «их советы, истории и просто жизнелюбие – как раз то, что нужно студентам» и главным достоинством такого опыта является «сформированное умение студентов работать на конечный результат (готовый проект)», а кто-то вообще утверждает, что «без этого просто невозможно преподавать журналистику».

В то же время многие оговариваются, что «подобная практика полезна при наличии педагогических навыков у практиков», что «не все успешные практики могут доступно объяснить, чем они занимаются, и не все могут найти контакт с аудиторией» и «большинство из них  после пары занятий начинает журналистские байки травить – нет опыта методичной работы по обучению», и  что «журналисты-практики не всегда способны передать свои знания обучающимся в толерантной форме (нарушается взаимосвязь «преподаватель-студент» при восприятии обучающей информации)». Об этом же говорят и в единственном вузе, где опыт привлечения преподавателей-практиков оценивают не столь позитивно, как в остальных - «чаще всего практикам сложно передать опыт, они плохо понимают, как это делать».

Рабочая занятость привлеченных практиков также иногда вмешивается в учебный процесс, как было отмечено, «единственный минус - переносы пар из-за командировок и эфиров преподавателей».

Препятствуют интеграции практиков в учебный процесс и формально-бюрократические аспекты, приведем достаточно показательный ответ: «Я третий пятилетний срок руковожу кафедрой и раньше кадровую политику строила так: у меня было большинство приглашенных  практиков. Сегодня мне как руководителю это не выгодно – очень сильно возросли требования к преподающему, ему надо массу сопровождающих курс бюрократических бумаг подготовить: учебную программу каждый год переутверждаем, учебно-методический комплекс с конспектом лекций, электронно-образовательный ресурс и пр. Мы собственные курсы не можем представить до конца в этой матрице, а уж за практиков это все делать никто не будет, они – тем более. Эти бюрократические требования не обойти – они входят в показатели при аттестации преподавателя, грозят увольнением, если не выполнены…»

Тем не менее, большинство участников опроса (16 из 20 однозначно и еще трое – с оговорками) намерены и впредь продолжать практику привлечения профессионалов медиаиндустрии к преподаванию – как констатировал один из представителей вузов, « другого выхода у нас нет». Мотивацию наиболее точно выразил другой его коллега  « только живой опыт в синтезе с инновационной теорией способен создать специалиста в практической журналистике». Оговорки, в основном, связаны с упоминавшимися выше тонкостями интеграции практиков в учебный процесс – «планирую другими способами», «по возможности», «если найдем настолько же ценные кадры – конечно, будем продолжать».

МОГУТ ЛИ ВУЗЫ ПОМОЧЬ ДРУГ ДРУГУ КАДРАМИ?

Разнообразию учебного процесса способствует и практика привлечения к учебному процессу преподавателей из других регионов. Большинство участников опроса (14 из 20) с такой практикой сталкивались. Где-то это происходит на регулярной основе - «регулярно приезжают специалисты их Москвы и Санкт-Петербурга для чтения лекций, ведения семинарских занятий. Проводятся встречи с известными журналистами (Владимир Познер, Леонид Якубович, Александр Архангельский, Людмила Коханова и др.). Но все же в большинстве случаев это разовый опыт – «да, но и то это было связано с тем, что они были проездом…» или вообще опыт удаленной работы, например, « по видеосвязи». Впрочем, так или иначе, необходимость такой практики вводится и регламентирующими документами – «пока нет, но с нас требуют – мобильность преподавателей как индикатор».

Подавляющее большинство практиковавших приглашение «варягов» оценивают этот опыт как однозначно положительный – «в связи с тем, что работа в каждом регионе имеет свою специфику, приглашенные преподаватели показывают другую сторону работы, что позволяет расширять как теоретические знания, так и практические навыки», «в период становления кафедры это была колоссальная помощь». И лишь один из участников опроса не был столь оптимистичен: «Не скажу, что это эффективно. Скорее, на «троечку»…»

Препятствуют такой практике, безусловно, прежде всего, финансовые сложности: «существует проблема оплаты преподавателям из другого вуза; этот опыт интересен, но у нас нет возможностей», «данные процессы сдерживают только материальные факторы», «причина - не готовность университета к финансовым затратам на такое обучение». Кого-то пугают организационные проблемы -  «бюрократической беготни слишком много, текущие бюрократические задачи не дают расслабиться». А один из участников опроса признал, что «такая идея в голову не приходила. Будем думать по этому поводу…»

Впрочем, ответы на конкретный вопрос о финансовых возможностях вузов для привлечения к учебному процессу преподавателей из других вузов оказались не так однозначны. Кто-то был категоричен - «мы не располагаем такими возможностями», «их нет», «пока никаких», «практически никакими, вот они и не идут…». Некоторые участники опроса были крайне осторожны в оценке, какими возможностями богат вуз: «небольшими», «скромными»,  «предпочтительно минимальными», «все зависит от конкретного случая, мы готовы к сотрудничеству и всегда рады этому…» А кто-то ответил вполне предметно: «почасовая оплата и размещение в общежитии», «есть фонд оплаты для преподавателей», «для зарубежных партнеров есть довольно неплохие условия, для российских – весьма скудные»,  «зависит от длительности курсов, но не более 100 000 на одну сессию», «это всегда вопрос согласования интересов; если он может проконсультировать еще и представителей медиаиндустрии из нашего региона, то вопрос финансирования решается легче…» Наконец, решению финансовых вопросов традиционно мешают бюрократические процедуры: «у КФУ на это есть статья расходов, но семь потов прольешь, пока оформишь».

Тем не менее, абсолютно все опрошенные проявили принципиальную заинтересованность в межвузовском обмене - «это было бы полезно и интересно обеим сторонам», «разумеется, ведь манера преподавания и взгляды на профессию различаются, нам интересен опыт разных специалистов». Хотя многие оговаривались, что «в связи с высокой нагрузкой осуществить обмен преподавателями, ведущими занятия на нескольких курсах, затруднительно», что такой обмен целесообразно осуществлять «очень точечно и очень конкретно» и «пожалуй, лишь с теми, кто определяет дискурс, чаще всего это преподаватели МГУ». Кто-то из участников опроса печально посетовал, что «я-то заинтересован, но наш специфический  вуз слишком консервативно реагирует на мои предложения, да я уже давно и  не предлагаю…», а один из представителей вузов откровенно признал, что такой обмен им нужен «ради индикаторов по дорожной карте».

При этом практически все опрошенные хотели бы продолжить практику межвузовского обмена преподавателями именно с другими регионами, хотя спектр ответов тут простирался от однозначного «да» (8 представителей вузов) или «да» с различными оговорками (4) до «возможно» и «эпизодически». И лишь один из участников опроса указал, что продолжение такой практики нежелательно.

КОГО ЖДУТ В ВУЗАХ?

Коллективный портрет идеального кандидата стать приглашенным преподавателем, полученный по итогам опроса, включает следующие формальные и неформальные требования:

Формальные требования

  • высшее образование, опыт работы от 5 лет;
  • должен иметь диплом о высшем профессиональном образовании; иметь подтвержденные отзывами реализованные проекты с студентами других вузов;
  • степень, престижный вуз, желательно заграничный, имя – в приоритетах;
  • богатое портфолио собственных проектов, связанных с  медиа в образовании.

 

Профессиональные компетенции

  • медийная личность, человек профессионал своего дела;
  • квалифицированный специалист в области медиаиндустрии, обладающий уникальным опытом;
  • большой опыт практической работы в конкретной сфере;
  • прежде всего, профессионализм в инновационных процессах ТВ и РВ, а также креативность;
  • он должен быть с «родословной», т.е. если человек не публичный, то с титулами и заслугами, убеждающими в том, что он именно тот, кто нам нужен; а нужны те, кто хорошо ориентируются в современных мировых тенденциях по своему предмету и учитывают региональную специфику.

 

Педагогические компетенции

  • квалифицированный педагог с наличием практического опыта, владеющий современными технологиями (как информационными, так и социальными);
  • опыт преподавания, опыт публичных выступлений, научные работы;
  • человек должен отлично владеть темой, которую он освещает, остальное вторично;
  • он должен быть не только хорошим теоретиком, но и практиком, мастером своего дела и должен быть готов провести не часовую встречу, а полноценный мастер-класс.

 

Личные качества

  • голос, подача, тембр, дикция, умение донести мысль, грамотность, интеллигентность, аккуратность и ответственность;
  • готовность работать бесплатно.

Если Вы узнали в этом описании себя – Вас ждут практически в любом вузе…

Фонд независимого радиовещания будет рад помочь Вам реализовать себя в преподавательской деятельности, работе со студентами и передаче Вашего практического опыта и знаний будущим журналистам в рамках проекта «УниверСити», а также готов поспособствовать Вашим контактам с вузами, причем не только в Вашем регионе. Обращайтесь в Фонд независимого радиовещания! 

О проекте «УниверСити»

Проект «УниверСити» ведет отсчет своей истории с 2007 года и включает в себя образовательную и конкурсную компоненты.  Организатор проекта - Фонд независимого радиовещания.

Цели проекта: поддержка инициатив студенческих сообществ по созданию и функционированию студенческих редакций, повышение мотивации участвующих в этих инициативах студентов;  визуализация и распространение наиболее интересного и успешного опыта работы студенческих редакций;  повышение заметности, роли и значения студенческих редакций в студенческих сообществах;  повышение качественного уровня работы студенческих редакций, приведение их работы в соответствие со стандартами качественной журналистики; создание постоянно действующего сообщества студенческих редакций.

В различных мероприятиях проекта принимали участие студенческие редакции из более чем 50 различных вузов России и ближнего зарубежья. Только в рамках конкурсной программы в завершившемся сезоне 2013/14 гг. организаторы проекта«УниверСити» получили 137 работ от 28 студенческих редакций из 23 городов.  Итоги конкурса «УниверСити 2013/14» традиционно были подведены в рамках специальной студенческой секции на Финале Фестиваля «Вместе – радио».

Источник: http://www.radioportal.ru/news/nemnogo-o-praktike-zhurnalistskogo-obrazo...