Комментарий Интерньюс-Казахстан по проекту Кодекса РК об административных правонарушениях (новая редакция)

Административная юстиция проникает во все сферы жизнедеятельности человека, включая сферу самовыражения и коммуникаций. Действующий Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года №155 (далее – КоАП РК) включает несколько положений, так или иначе затрагивающих свободу выражения мнений и свободу информации, права на которые гарантированы статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (действует на территории Республики Казахстан с 2006 года, далее - МПГПП).  Они объединены в главу 23 «Административные правонарушения в области печати и информации» (всего  в действующем  кодексе 11 составов административных правонарушений, которые в той или иной степени ограничивают право на свободу выражения мнения и право на свободу информации).

В рамках подготовки новой редакции Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан мы хотели бы представить предложения по статьям, объединенных в главу 23 КоАП РК «Административные правонарушения в области печати и информации». Данные предложения направлены на выполнение обязательств Казахстана как участника МПГПП по уважению, защите и обеспечению одного из фундаментальных прав  человека – права на свободу выражения мнений – ввиду его первостепенной важности для функционирования демократии и реализации других прав. Данное право закреплено в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, упомянутом выше МПГПП (также статья 19). Свобода выражения мнений  также гарантирована в ряде документов ОБСЕ, к которым присоединился Казахстан, таких как Хельсинский заключительный акт, Заключительный документ копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ, Парижская хартия от 1990 года, Заключительный документ Саммита СБСЕ в Будапеште от 1994 года и Декларация Саммита ОБСЕ в Стамбуле.

Отметим также наличие в Конституции Республики Казахстан от 1995 года статьи 20 о гарантиях свободы слова, запрета цензуры и свободы информации в РК и аналогичных положений в Законе Республики Казахстан № 451 от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации».

В свете вышеуказанных международных документов, право на свободу выражения мнений не является  абсолютным правом и подлежит ограничениям в соответствии с трехступенчатым механизмом, отраженным в пункте 3 статьи 19 МПГПП.  В соответствии с ним любые ограничения права на свободу выражения мнений должны:

- устанавливаться законом;

- преследовать законные цели (установленные в пункте 2 статьи 19 МПГПП);

- быть необходимым в демократическом обществе.

Имеющиеся в действующей редакции КоАП РК  ограничения права на свободу выражения мнений, такие, например как, конфискация продукции СМИ, приостановление выхода (выпуска) СМИ сроком до 3 месяцев, запрещение выпуска (выхода) СМИ, лишение лицензии и административный арест  не соответствуют указанному выше трехступенчатому механизму допустимых ограничения права на свободу выражения мнений.

В соответствующих разделах мы предоставляем более конкретные рекомендации по некоторым положениям КоАП РК с тем, чтобы данный документ лучше соответствовал духу и букве международных договоров, участником которых Казахстан является, в первую очередь МПГПП.

Данные предложения подготовлены и направлены в Министерство юстиции Республики Казахстан, а также в Институт законодательства МЮ РК в рамках Юридического проекта Представительства Internews Network, реализуемый в трех странах – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, и направленный на реформирование законодательства в области свободы выражения мнений.

Комментарий прилагается (файл для скачивания во вложении).

 

ВложениеРазмер
к новой редакции КОАП.doc329 КБ