WikiLeaks в Средней Азии. Джулиан Ассанж пообщался со зрителями после премьеры документального фильма «Медиастан»

6 октября на фестивале 2morrow прошел спецпоказ фильма «Медиастан».

О фильме:

Снят небольшой группой журналистов и активистов WikiLeaks во время путешествия по Средней Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Афганистан). Их целью было найти местные средства массовой информации, которые бы набрались смелости проанализировать и опубликовать документы, представленные WikiLeaks об этих странах. В итоге авторы нашли много интересных людей, но очень мало свободы слова. Впрочем, эту свободу они также не обнаружили в Лондоне и Вашингтоне, где проходили дискуссии о судьбе документов WikiLeaks с главными редакторами The Guardian и The New York Times. Так что «Медиастан» – это фильм не только про прессу Средней Азии, но и, по мнению создателей картины, про мировые медиа как таковые.

Это кино о том, как активисты предлагали редакциям СМИ в разных странах опубликовать материалы WikiLeaks и как они на это реагировали. На обсуждении после фильма Джулиан Ассанж высказался о свободе слова в Средней Азии и сравнил Россию с бисквитом в торте.

– Джулиан, у нас тут небольшие технические проблемы… Но это самые лучшие проблемы, которые только могут быть! Они возникли из-за того, что зал не вместил всех желающих посмотреть фильм! – так режиссер «Медиастана» Йоханнес Вальстрем начал скайп-конференцию с Ассанжем.

Неудобства действительно были: сначала произошла задержка, потом оказалось, что пришло слишком много народу, и кураторы спешно организовали второй, параллельный, показ в соседнем зале.

Главная задача героев «Медиастана» посмотреть, кто из редакторов ведущих СМИ откликнется на призыв Ассанжа опубликовать секретные депеши из переписки посольства их страны с Госдепом США, а кто – нет. Инициативная интернациональная группа, в составе которой был корреспондент «РР» Дмитрий Великовский, побывала в Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Афганистане и Киргизии.

Реагировали на предложение активистов WikiLeaks очень по-разному: где-то журналистам говорили, что они попусту тратят время зря и ничего у них не получится, где-то соглашались печатать депеши на условиях эксклюзивности материала, где-то главный редактор охотнее показывал изображения местной природы на своем компьютере, чем вел конструктивный диалог. Больше всего энтузиазма проявил афганский юноша, который в свои молодые годы зарабатывал десятки тысяч долларов, продавая видео и снимки из нестабильных точек BBC и CNN. Он готов был самолично подписать меморандум о распространении засекреченной информации и взять на себя ответственность за безопасность людей, вычеркнув их имена. Джулиан Ассанж даже пытался отговорить его от этой идеи, по-отцовски предупредив, что это очень опасно. Намного спокойнее, если за дело берется целая редакция, а не отдельный человек.

Вывод из фильма неутешительный: почти никто из героев ничего не опубликовал – из-за страха ли, цензуры или попросту отсутствия интереса, как в Киргизии.

– Что им события полутора-двухлетней давности? Это уже история! – комментировал киргизский сюжет режиссер фильма Йоханнес Вальстрем, сам шведский журналист. – Они сами только что оправились от революции, у них своих событий хватает! И информационного голода нет.

Однако в странах, где голод есть, тоже не очень радужно встретили инициативу рассекретить материалы с пометкой «Секретно. Не для иностранцев».

– Это как в торте, – объяснял позднее на обсуждении Ассанж, показывая руками два бисквитных коржа. – Представьте, что нижний корж – это Китай, а верхний – Россия. А Средняя Азия – это такой крем между ними. Китай и Россия сдавливают Среднюю Азию своими политическими и экономическими интересами. А когда крем сильно сдавливают, он начинает вытекать по бокам. Венчают этот торт США: на верхний корж, Россию, они сыплют перец из своих военных баз, спецслужб и слежки, и это добавляет веса коржам, крем вытекает еще сильнее.

Помимо кондитерских сравнений основателя WikiLeaks, спикеры использовали и другие метафоры касательно ситуации со свободой слова в мире. Так, например, главный редактор «РР» Виталий Лейбин расположил страны на линейке по ее возрастанию:

– В фильме показаны почти все типы главных редакторов, которые бывают. К какому типу я себя отношу? Пожалуй, на шкале между Туркменией и Англией я чуть-чуть за Казахстаном.

Попутно фильм затрагивает много других важных вопросов: что побеждает в человеке – страх за собственную шкуру или гражданская позиция? Предполагает ли свобода слова СМИ свободу печати порочащей информации о собственном учредителе? Почему некоторые СМИ совершают нападки на личность того, кто раскрыл депеши, например, Брэдли Мэннинга, а не на их содержание? Но самый животрепещущий вопрос прозвучал из зала:

– Есть ли в свобода слова России?

– Есть. В интернете, – с улыбкой заметил Ассанж. – Также «Русский репортер» опубликовал значительное количество предложенных депеш, и я считаю, у нас получилось плодотворное сотрудничество.

– А в общем как у вас дела? Как вы себя чувствуете там, в посольстве Эквадора?

– Отлично! У меня все хорошо, чувствую себя нормально. Через пять минут будет важная встреча. По скайпу я могу общаться с кем угодно, что я и делаю.

Источник: «Русский Репортёр»