Дроны и журналистика: достучаться до небес

Развитие цифровых технологий за последнее десятилетие напоминает неуклонно растущий снежный ком, позволяющий журналистам использовать всё новые и новые инструменты для формирования материалов, повышения их привлекательности для аудитории и увеличения способов распространения в информационном поле, которое также продолжает растягиваться за счёт Интернета и мобильных устройств. Но при всём разнообразии современных общедоступных средств ведущим СМИ в борьбе за рейтинги уже явно недостаточно только человеческих ресурсов. И поэтому в последние несколько лет достаточно чётко наметилось отдельное направление — дрон-журналистика.

На IV Международном форуме «Медиа Будущего», который ежегодно проводится в мультимедийном центре МИА (РИА), этой теме было уделено особое внимание.

Итак, что же такое дрон-журналистика? Термин происходит от английского слова drone, то есть под дрон-журналистикой подразумевается использование в материалах фотографий или видео, снятых при помощи беспилотных летательных аппаратов. В других сферах БПЛА, как их сокращённо называют, обычно используют в тех случаях, когда выполнение поставленной задачи может угрожать здоровью или жизни человека. В мирное время им чаще всего находят применение в сфере связи, например, для диагностики линий передач.

Слайд из презентации Инги Тордар, посвященный новым технологиям

Первый беспилотник был создан ещё в 1933 году в Великобритании, и вполне закономерно, что BBC уже несколько лет готовит новости с помощью летающих камер, и дебаты вокруг них разгорелись давно. Именно поэтому во время презентации Инги Тордар, редактора видеоконтента BBC World TV, в контексте обсуждения будущего формата видеоновостей отдельным пунктом были выделены новые технологии, а именно flying cameras. Этой презентации предшествовала наглядная демонстрация полёта по конференц-залу квадрокоптера с камерой. Его в качестве наглядного примера привёз с собой ещё один участник форума Ахмет Чакан, старший технический специалист по телевещанию международного видеоагентства RUPTLY, которое входит в структуру RT. Он рассказал о том, какие проблемы возникают при использовании БПЛА в журналистике, и как происходит в агентстве обучение съёмочных групп:

— В своей работе мы используем квадрокоптеры. И моя задача сейчас — коротко рассказать не только об их преимуществах, но и о рисках, возникающих при использовании дронов вообще, а также о том, как мы стараемся эти риски уменьшить. Конечно, всё упростилось с появлением миниатюрных камер. Все камеры, которые крепятся к БПЛА, оснащены стабилизаторами. Использование подобных компактных летающих устройств позволяет журналистам выезжать на место события всего лишь с небольшим чемоданчиком, что весьма удобно. Но я должен сказать и о неприятных вещах. Всегда существует риск падения, безусловно. И что делать, если это произойдёт на территории аэропорта, например?.. Существует и закон о частной собственности. И в связи с растущей популярностью дронов среди населения — в принципе, за несколько сотен долларов его может приобрести любой, — я думаю, скоро начнётся сёрьезное рассмотрение создание законодательных актов относительно их использования. Буквально неделю назад в США было принято постановление об ограничении использования БПЛА в городе. В конце концов, всё это приведёт к единым международным стандартам относительно использования подобной летательной техники и ужесточению законодательства. Что касается RUPTLY, то для снижения рисков мы проводим предварительные 3-5 дневные курсы для сотрудников творческих съёмочных групп по управлению дроном, а после семинаров начинаются практические занятия на разных видах ландшафта. И если за сотни часов полёта не происходило аварий, сотрудник может начать самостоятельную работу с оборудованием. Считаю, что RUPTLY прекрасно справляется с подготовкой съёмочных бригад.

Лиззи Фелан и Ахмет Чакан, RUPTLY

Лиззи Фелан, шеф редактор отдела новостей RUPTLY, работала в разных горячих точках мира. В её профессиональной географии — операция НАТО в Ливии, война в Сирии, протесты в Стамбуле. Также она была корреспондентом RT в Никарагуа и руководила процессом освещения похорон Чавеса в Каракасе. В настоящее время Лиззи Фелан готовит материалы о событиях в Восточной Украине, в частности, о боевых действиях в районе Донецка. Она отмечает, что дроны дают больше возможностей съёмок в горячих точках, в чём она убедилась на собственном опыте. Их использование открывает новый подход при построении сюжета.

— Дроны можно рассматривать как новый способ подачи новостей, новый инструмент сторителлинга в будущем, — говорит Фелан. — Применение видеосъёмки с воздуха позволяет решить проблему удерживания внимания зрителя, потому что сюжет получается ясным, впечатляющим и запоминающимся. Раньше для работы в местах катастроф, стихийных бедствий или вооружённых конфликтов журналистам приходилось забираться в вертолёт, а дроны значительно снижают потерю времени и средств.

Кстати, роботов-дронов можно использовать и для съёмок в океанских глубинах. В каждой отдельно взятой стране применение БПЛА в разных сферах деятельности на правовом уровне регулируется абсолютно по-разному, если регулируется вообще, потому что законотворцы явно не успевают за темпами развития технологий. Но всегда ли этично применять беспилотники в обычном течении жизни в мирное время, когда нет необходимости освещать катастрофы в реальном времени?

Дрон с камерой в полете

Своим мнением специально для Радиопортала поделился технический директор компании Robodem Юрий Рождественский, который уже не первый год вместе со своими коллегами занимается разработкой программной «начинки» для дронов и роботами вообще:

— Думаю, что ничего особенного, и уж тем более плохого, с точки зрения этики в дрон-журналистике нет. Люди расширяют круг доступных технологий и инструментов для своего быта, сколько себя помнят. Дроны с камерами — это просто очередной шаг. Раньше, например, всё зарисовывали на бумажку, а потом появились камеры, которые быстро могли запечатлить окружающих, не отвлекая их от дел. Были группы людей, которые боялись этого и говорили, что фотографировать их нельзя, ибо тогда можно будет украсть душу. В итоге же все привыкли. Души, независимо от того, умеет ли кто красть их по фото, или нет, на деле оказались просто никому не нужны, а фотография считается нормой. Сомнения по поводу дронов чем-то напоминают этот, уже пройденный, этап становления фотографии одним из самых привычных явлений нашей жизни. Сначала будут жаловаться на разные неурядицы, вторжение в личное пространство, безопасность и прочие неудобства. А потом выработают перечень правил и технологий, которые уравновесят это явление, и дроны с камерами станут обыденностью. Это относительно вопроса с точки зрения этики.

Команда победителей Robodem, г. Сергиев Посад. Капитан команды Александр Ершов (слева) и Юрий Рождественский.

По поводу того, нужна ли дрон-журналистика, думаю, тут решать самим журналистам. Если те, кто смотрит новости, действительно будут считать, что это интересно, и если запуски дронов для репортажа будут окупаться, то почему бы и нет? В конце концов, сейчас многие люди выкладывают замечательные ролики, снятые именно с помощью дронов — и надо сказать, они весьма привлекают именно своей свободой и обзорами сцены. Почему бы тогда не применить этот же подход и в журналистике?

В заключение надо заметить, что даже при самой современной технике творческая составляющая любого процесса принадлежит всё равно человеку. Это аксиома. Так что проникновение журналистского ока в небо — вовсе не попытка достучаться до него, а очередной бой за аудиторию и рейтинги. До небес.

Текст и фото - Юлия Белоус

Источник: Radioportal.ru