Фетва Совета улемов вызвала неоднозначную реакцию в таджикском обществе

25 сентября Совет улемов Исламского центра Таджикистана принял фетву, в которой «участие в джихаде, настраивание народа против своих руководителей, сотрудничество с местными и зарубежными организациями, средствами массовой информации и различными группами и партиями, целью, которых является дестабилизация обстановки в стране — «смертным грехом». Содержание этой фетвы было оглашено 26 сентября во время пятничного намоза во всех мечетях республики. «Следовать фетве Совета улемов Исламского Центра обязательно для всего мусульманского сообщества страны», заявил на пятничной молитве, председатель Совета улемов Сайидмукаррам Абдукодирзода. При этом главный улем не уточнил, какие публикации будут считаться дестабилизирующими и какие организации и СМИ является дестабилизирующим элементом.

Глава Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров считает что «Своей фетвой Совет улемов выступает против двух законов Таджикистана: Первый, закон об религиозных объединениях и свободе совести; Второй, закон о периодической печати и других средствах массовой информации. СМИ обязаны обеспечивать граждан своевременной и правдивой информацией. Совет улемов не имеет право действовать против этих норм закона, и призывать граждан воздерживаться от сотрудничества со СМИ. Вообще в светском государстве Совет улемов, который является религиозным объединением, не имеет право вмешиваться в государственные дела», — сказал он Озоди.

Похожее мнение высказал и официальный представитель партии Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Хикматулло Сайфуллозода. «Совет улемов вправе выражать свое мнение и издавать фетву только по вопросам ислама и шариата, глава Совета Абдукодирзода просто напросто превысил свои служебные полномочия», — сказал он. Сайфуллозода назвал смехотворной ту часть фетвы, где говорится о наказаниях, для тех, кто пытается очернить главу государства. «Это все выдумки со стороны власти, чью сторону в фетве представляет Совет улемов, подчиняющийся Комитету по делам религии. Если даже и есть в СМИ критика первого лица государства, но не в само Таджикистане, а только в Интернете и от лиц, находящихся за пределами нашей страны», — отметил он.

По его мнению, данная фетва, это не что иное, как попытка использовать религиозных деятелей в подготовке благодатной почвы к парламентским выборам в феврале 2015 года. «Это все делается для того, чтобы перед выборами никто здесь не посмел высказать критику в адрес главы государства», — сказал представитель ПИВТ.

Большинство правоведов и журналистов предлагают правоохранительным органам, особенно Генеральной прокуратуре дать правовую оценку последней фетве Совета улемов Исламского Центра.

Призыв Совета улемов Таджикистана, в котором говорится, что сотрудничество со СМИ дестабилизирующие обстановку является грехом, не что иное как просто мнение религиозных деятелей.

«Согласно статье 1 Конституции РТ «Республика Таджикистан – суверенное демократическое правовое светское унитарное государство». Это значит, что в Республике Таджикистан религия не имеет никакого отношения к государственной власти. Эксперт в области безопасности, юрист Алиакбар Абдуллаев отметил, что «мы живем не в теократическом государстве, поэтому будем соблюдать нормы Конституции, а не подчиняться фетве Совета улемов Таджикистана».

В статье 1 Конституции страны говориться: Таджикистан является правовым государством, где верховенствует закон. То есть, прежде всего, нужно соблюдать именно требования законодательства принятого на правовом поле. Никакие другие нормы общественного характера не могут быть признаны, кроме как нормы, обязательные для соблюдения.

Исходя из этого, обязанность каждого соблюдать, только нормы Конституции и других нормативно – правовых актов принятых на правовой основе требований национального законодательства. Другие нормы, противоречащие требованиям законодательства, являются неприемлемыми.

Следует отметить, что согласно статье 30 Конституции, каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами информации. В этой же статье четко прописано что пропаганда и агитация, разжигающие социальную, расовую, национальную, религиозную и языковую вражду запрещаются.

Согласно статье 8 Конституции идеология ни одной партии, общественного объединения, религиозной организации, движения или группы не может быть признана как государственная. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела.

В данном случае, мнение Совета улемов носит исключительно рекомендательный характер только для верующих, исповедующих исламскую религию, и не являются обязательными для исполнения.

Журналист Марата Мамадшоев считает, что, «если Генеральная прокуратура, не обратит должного внимания на эту фетву, то представители гражданского сообщества, правозащитные организации и журналистское сообщество, должны обжаловать ее в суде».

В свою очередь, эксперт в области безопасности Бахтиер Рахмонов считает, что нужна строгая научная и правовая экспертиза подобных невежественных решений и как раз её отсутствие и есть причина вброса и разгула неправомерной информации в СМИ по различным важным общественно–значимым и научным вопросам. «Невольно задаешься вопросам: зачем именно в настоящий момент и кому было выгодно публичность подобных решений, будоражащие умы людей», — задается он вопросом. «Удивителен сам факт, что некими запретительными мерами выступает религиозная организация, но мы живем в правовом государстве и Основным законом у нас, всё ещё остается Конституция суверенной и светской Республики Таджикистан, все остальное вторично. А то чем занимается Совет улемов, это — сугубо его дело со своим приходом, мечетями и их имам – хатибами» , добавил Рахмонов.

Латофат САИДОВА,

Фирдавс МУХАМЕДЖАНОВ,

Мониторинговая служба НАНСМИТ - http://nansmit.tj/fetva-soveta-ulemov-vyizvala-neodnoznachnuyu-reaktsiyu-v-tadzhikskom-obshhestve/