Internews Kazakhstan

Журналистике отказали в будущем

Cоздан:   чт, 25/11/2010 - 10:10
Категория:
Тэги:

Российские участники дискуссии о журналистике будущего пришли к выводу, что интернет-СМИ и блогеры в скором времени вытеснят из информационного поля газеты и журналы. А также оттянут на себя значительную часть телевизионной аудитории.

В Москве в Большой аудитории Политехнического музея состоялась дискуссия на тему «Журналистика будущего». Это часть большого проекта Немецкого культурного центра имени Гете в Москве и издательского дома «Новое литературное обозрение».

Вопреки заявленной теме, разговор о будущем профессиональной журналистики как-то не заладился. Что же до настоящего, то оно не радует известного тележурналиста Леонида Парфенова. Наблюдения Парфенова более всего похожи на диагноз:

— Что касается интернета, российской чрезвычайной активности в ЖЖ и во всяких иных формах самодеятельной журналистики, то это объясняется, прежде всего, отсутствием альтернативных источников информации, неудовлетворенностью предлагаемыми СМИ. Все это и побуждает граждан к «самодеятельной журналистике». Достаточно вспомнить, что наибольший резонанс имели такие сообщения блогеров, как живой щит из автомобилей на кольцевой автодороге, требование советнику президента России Шевченко представиться при выезде на встречную полосу и другие ролики, которые немыслимы в новостях федеральных телеканалов.

Главный редактор журнала «Шпигель» Матиас Мюллер фон Блуменкрон говорит, что в Германии у того явления, которое Леонид Парфенов назвал «самодеятельной журналистикой», иная роль:

— Наши самые серьезные конкуренты — это блогеры, а также Фэйсбук. Пять миллионов людей уже на Фейсбуке и еще десятки миллионов работают в твиттере. Они занимаются работой в блогах. Тем не менее, мы, средства массовой информации, должны бросать вызов нашему читателю, поскольку мир для нас порой неприятен, некомфортен. И мы должны показывать это.

При этом, подчеркивает главный редактор журнала «Шпигель», развитие интернета, вопреки прогнозам, не сказалось на тиражах бумажных изданий Германии. Они и в таком виде востребованы:

— «Шпигель» десять лет назад имел 6 миллионов читателей. Сейчас — 16 миллионов в печатном виде и в форме он-лайн. То же самое происходит с другими СМИ: «Нью-Йорк Таймс» и «Гардиан». Огромный интерес присутствует к тому, что мы делаем. Мы живем в очень активное время — кризисы, войны сотрясают мир. И люди хотят знать, что происходит.

Леонид Парфенов на это отвечает:

— Хочется только порадоваться за немецких коллег, за тираж «Шпигеля». Единственная качественная российская газета «Коммерсант» в бумажной версии выходит тиражом в 120 тысяч экземпляров, в то время как население России в 1,5 раза больше населения Германии. Есть еще газета «Ведомости». Ее тираж 80 или 70 тысяч экземпляров, что тоже смехотворно. В России вообще нет ни одного общенационального журнала, который бы мог претендовать на всероссийский охват и быть национальным журналом номер один, каковыми в ФРГ являются «Шпигель» и «Штерн». В принципе, тиражи качественных изданий у нас ниже, чем даже в Польше.

А вот что думает Леонид Парфенов о будущем журналистики:

— Несмоненно, нас ждут технологические изменения. Видимо, мы, здесь присутствующие, относимся к последнему поколению, для которого непременное чтение газеты утром является частью цивилизационного ритуала. Когда ощущение газеты или журнала в руках, перелистывание страницы значит очень многое... У меня пессимистические воззрения на журналистику будущего, потому что она будет делаться без нас. Резко уменьшается и телевизионная аудитория — от 15 до 25% в России. Это то, что признает Национальная ассоциация телевещателей. Для огромного количества людей телевизор — это докучная мебель в углу, удел социальных аутсайдеров, несчастных бюджетников.

Лиля Пальвелева

Источник: Радио Свобода