Internews Kazakhstan

«Я сказал редакторам: посмотрите, сколько у меня читателей, — и получил работу»

Cоздан:   пт, 18/02/2011 - 09:43
Категория:
Тэги:

Француз Стивен Жамбо начал журналистскую карьеру с того, что создал популярный блог. Скоро это станет правилом.

Молодой журналист Стивен Жамбо похож скорее на американца, чем на француза. Джинсы, клетчатая рубашка, пуловер. На конференции, посвященной новым медиа, проще говоря, интернет-СМИ, он был звездой, «журналистом нового типа». Он рассказывал студентам единственного во Франции отделения «мультимедийной» журналистики (Университет Поля Верлена города Мец), как строить карьеру. Проблема в том, что целые выпуски журфаков по несколько лет не могут найти работу.

Александр Кондратов, Forbes.Ru

«Французы очень положительно относятся к самой профессии, — рассказывает мне Микаель Шамбрю, исследователь СМИ в Университете Гренобля и бывший репортер. — Считают, что у журналиста высокая миссия, он служит обществу, проводит расследования, способствует демократии и при этом неплохо зарабатывает». Каждый год поток желающих поступить в одну из тринадцати французских школ журналистики нарастает. Например, на 20 мест факультета журналистики при Институте коммуникаций и медиа Гренобля, где я работаю, в прошлом году претендовало 300 человек.

Однако, окончив вуз, многие понимают, что поверили в миф. Высокая зарплата? По официальной информации Синдиката журналистов Франции, шеф-редактор общенациональной газеты получает в среднем около €5000 в месяц, начинающий штатный журналист — €2000, а в региональной прессе первая зарплата журналиста составляет €1300—1400. Для сравнения, зарплаты французских инженеров начинаются с €3000.

Недавний отчет сената о кризисе прессы утверждает, что половина французов уже не читают ежедневных платных газет; их вполне устраивают бесплатные, вроде газеты совсем небольшого формата «20 минут» — издания, популярного во многих европейских странах и самого тиражного во Франции. Свою лепту вносит и интернет с его культурой бесплатности. Экономя на социальных налогах, газеты нанимают студентов журфаков стажерами на зарплату €800. Французские редакции становится все пустыннее. В них остается по несколько штатных журналистов, которые управляют отрядами стажеров и так называемых пижистов (pigistes) — внештатников, которые сотрудничают с несколькими редакциями сразу, получая €60—70 за заметку. Они не защищены социально и, бывает, годами ищут штатное место.

Так что же такого придумал Стивен Жамбо, журналист нового типа? Еще во время учебы в университете Тулузы он обнаружил в сети американский блог Media Shift о «цифровой революции в медиа». Автор блога Альфред Хермида уверял, что теперь мало иметь диплом, разбираться в новостях и бойко писать. «Прочь от журналистских институтов, к индивидуальности и своему имени как бренду в интернете», — звал Хермида. И Жамбо основал информационный блог twitter.com/stevenjambot, в котором стал собирать новости и комментарии как из СМИ, так и от обычных пользователей. Сейчас у микроблога Жамбо почти 5000 постоянных читателей — примерно столько собирают сайты французских региональных газет. И хотя денег блог не приносил, он помог своему владельцу найти работу на престижном телеканале France 24. «Я пришел к ним не как человек с улицы с журналистским дипломом, — рассказывает Стивен. — Я сказал редакторам: посмотрите, сколько у меня собственных читателей, и получил первый контракт». Жамбо уверен, что запуск блога для начала карьеры скоро станет обычной практикой в журналистике, а сами журналисты превратятся в «интернет-аниматоров».

Кто это такие? Сегодня в сети можно узнавать новости раньше телевидения и газет, и главным для журналиста становится умение «упаковать» информацию. Участники конференции сошлись во мнении, что журналист превращается в «крауд-сорсера» и «комьюнити менеджера», задача которого, используя знания и креативность большой аудитории, находить сюжеты, развивать их освещение и направлять поток посетителей на сайт своего СМИ. При этом обязательным навыком становится персональный брендинг — раскрутка собственного имени в интернете.

Похожую историю рассказывают Брюно Мази и Гийом Эрбо, которые, окончив журфак, больше пяти лет проработали внештатниками, а потеряв надежду на постоянную работу, на собственные деньги отправились в 2010 году в Чернобыль. Дорожные заметки, фотографии и видео они вывесили в блоге «Возвращение в Чернобыль». Блог стал популярным и получил материальную поддержку французского Национального центра кинематографии.

А вот отношения с сетью традиционных СМИ складываются непросто. Сначала сеть показалась французским журналистам хорошим выходом. В 2007—2008 годах на рынке появились сразу три крупные веб-газеты: Mediapart, Rue89 («Улица 89») и сатирический bakchich.fr. Под идею возродить умирающий жанр журналистского расследования им удалось сравнительно легко найти инвестиции для запуска сайтов. Создатели проекта Glifpix поступили немного по-другому, переняв модель у американского spot.us: его журналисты предлагают сюжеты расследований, объявляют, сколько потребуется средств, а посетители сайта, если считают тему интересной, жертвуют деньги.

Тем не менее успех традиционных медиа в интернете оказался скромным. Сатирический сайт bakchich.fr сначала перешел на печатную версию, а в январе этого года объявил о закрытии. Mediapart, пытавшийся заработать на платном доступе к статьям, набрал к концу прошлого года 40 000 подписчиков, пожелавших прочитать скандальные признания секретарши из L’Oreal, которая в 2007 году носила конверты с наличкой в предвыборный штаб Саркози. Но затем читатели интернет-СМИ проголосовали деньгами против платного контента.

Журналист Rue89 Жюльен Мартен уверял меня, что их издание вот-вот нащупает экономическую модель, которая позволит сделать его безубыточным. Пока же интернет-СМИ помимо рекламы, которой не хватает на жизнь, зарабатывают чем угодно — от открытия платных школ журналистики до продажи маркетинговым фирмам базы данных о своих подписчиках. Модель «народной журналистики» Glifpix пока тоже не сработала. Например, объявив сбор €1000 на очерк об эмигрировавших на Запад советских артистах, сайт собрал всего €14. В общем, радикальной экономической модели у французских интернет-СМИ так и нет. Зато интернет открыл новые возможности для молодых журналистов вроде Стивена Жамбо. Удивительно, что, овладев новыми навыками в сети, они идут покорять все те же классические газеты и журналы. Вопрос, смогут ли они вернуть традиционным медиа аудиторию и запустят ли долгожданную медийную революцию.

Источник: Телекритика

Stiven Jambo.jpg