Internews Kazakhstan

Достоевского укрепили "Бригадой". КоммерсантЪ определил телелидера недели с 16 по 22 мая

Cоздан:   чт, 26/05/2011 - 15:41
Категория:
Тэги:

22 мая канал «Россия 1» представил зрителям телесериал Владимира Хотиненко «Достоевский». Это первая в телесезоне репутационная сериальная премьера государственного канала. Премьера ожидаемая. На фоне совершенно блеклого однотипного нынешнего сериального потока проморолики «России 1» с «Достоевским» Хотиненко, булгаковской «Белой гвардией», которую снимает Сергей Снежкин, и даже уже мелькающие эпизоды экранизации «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка по роману Василия Гроссмана, безусловно, вдохновляли.

И вот наконец-то первая ласточка — дождались «Достоевского». Семь серий. В эфире канала «Россия 1» идут каждый день в 21:00 по одной за вечер и так до четверга. И здесь несколько важных моментов. Есть задумка — экранизация биографии Федора Достоевского. Или как называют этот жанр в западном кино — байопик. Красочная, увлекательная история, упакованная в сериальный формат, чтобы было понятно и интересно не только взыскательной публике, но и массовому зрителю. Есть в «Достоевском» и несомненная кинематографическая ценность. Это настоящее кино, а не сделанная «за три копейки» на коленке сериальная штамповка. Есть сценарий, есть режиссерское воплощение и хорошие актерские работы. Но есть «Достоевский» и как телевизионный продукт, который при всей художественной важности все равно сделан по законам телевидения, включающим в себя анонсирование, программирование, реакцию зрителей, то есть рейтинг. Ведь это режиссеры и актеры после показанной накануне вечером по телевизору премьеры сериала будут искать рецензии и отзывы о своей работе, телевизионные руководители раннее утро следующего дня начинают с изучения показателей доли и рейтинга.

Но сначала о хорошем. Сценарий Эдуарда Володарского о жизни Федора Достоевского в общем рассчитан на любого, даже незнакомого с творчеством писателя зрителя. По большому счету сериал «Достоевский» можно вообще воспринимать как типичную классическую мелодраму. Если ты, вдруг выйдя из тюрьмы, решив, что влюбился, а в итоге неудачно женившись, не живешь, а маешься: жена тебя не понимает, пилит, истерит, а ты еще при этом влюбляешься в другую, и не раз, и не два, и все время страстно, до изнеможения, а денег все время не хватает, то страдания эти одинаковы, будь ты писатель Достоевский или обыкновенный дядя Вася. С поправкой, конечно, на внутренний мир героя.

Ткань сценария «Достоевского», особенно в начале, довольно неспешна, контекст событий и мотивация поступков героев кажутся не совсем понятными и четко очерченными. Конечно, если вы знали чуть шире курс школьной программы по литературе, то, конечно, обязательно вспомните, что Достоевского чуть не расстреляли по делу петрашевцев, что сослали его на каторгу, что, вернувшись оттуда в Семипалатинск, он влюбился, а потом и женился на больной чахоткой Марье Дмитриевне. Кто-то наверняка даже узнает, что жизнь переехавшего из Кузнецка в Петербург Достоевского с женой и ее сыном от первого брака снимается в реальных интерьерах музея-квартиры писателя в Кузнечном переулке. Вспомните про роман с Аполлинарией Сусловой, про приступы эпилепсии, творческие муки и чуть не погубившую писателя игру в казино... Все это в «Достоевском» есть. Наверняка будут и другие сюжеты и глубокий смысл. Сериал еще в середине показа.

Но постепенно вроде бы даже не замечаешь, как тебя это действо втягивает, увлекает, держит, не отпуская, а когда серия заканчивается, кажется, что чего-то уже не хватает, хочется продолжения. Особенно остро это ощущаешь, когда понимаешь, что Владимир Хотиненко со своим «Достоевским» находится на недосягаемой высоте от потока разного рода «варенек» и прочих ежевечерних сериалов. Между «Достоевским» и теми сериалами, что были неделей раньше в эфире той же «России 1», и, что самое печальное, тем, что будет там дальше показываться сразу после окончания сериала Хотиненко, огромная пропасть.

И, конечно, Евгений Миронов в роли Федора Достоевского это то, ради чего хочется смотреть и смотреть дальше этот сериал. Банально, но Миронов удивительный актер, который не повторяется в своих работах. А для главной роли в «Достоевском» им найдены мельчайшие детали: характерная походка, сутулость, полностью измененный голос... В общем смотрите, Миронов пока величина непревзойденная.

Ну а теперь собственно о телевидении. Канал «Россия 1» чаще других конкурентов практикует показы премьер своих наиболее значимых сериалов не, как обычно, с понедельника, а в воскресенье, в разгар вечера. И, как правило, по несколько серий за раз. Так было с «В круге первом», с «Ликвидацией», «Исаевым», «Вольфом Мессингом...». Спорное программное решение. Потому что у большинства зрителей годами срабатывает рефлекс начинать смотреть сериал с понедельника. И потом если кто-то не успел увидеть сериал в воскресенье, то в понедельник канал лишается потенциальной части зрителей, которой неинтересно включаться в просмотр сериала не с начала. Впрочем, в случае с «Ликвидацией», «Мессингом...» такой способ показа демонстрировал удачные цифры, а в случае с «Исаевым» не сработал, рейтинги с понедельника пошли резко вниз.

С «Достоевским» сложнее. Канал, безусловно, понимал особенность киноматериала и наверняка хорошо знал, какая публика сегодня является целевой аудиторией «России 1». Перегружать массового зрителя судьбой писателя Достоевского не стали. Аккуратно в воскресенье показали всего две серии, а не четыре за вечер, как, например, как это было в случае с «Мессингом...», и не три, как в случае с «Исаевым». Причем первая из двух серий «Достоевского» бережно шла без рекламы. А дальше всего по одной серии за вечер.

И еще о программной стратегии канала «Россия» в области таких громких показов. Еще со времен премьеры «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко с недосягаемо рекордными показателями доли и рейтинга первых серий канал почему-то любит укреплять такие премьеры совершенно несочетаемыми сериалами. «Мастер и Маргарита» мог идти вперемешку с «Гражданином начальником». А вслед за «Штрафбатом», одним из самых пронзительных сериалов о войне, могли начаться какие-нибудь очередные «тайны следствия». Логика таких сериальных тандемов просто непостижима.

В этот раз контраст при программировании нынешней премьеры еще более радикален. Канал «Россия 1» с понедельника вслед за серией «Достоевского» поставил один из самых своих громких и качественных проектов, вызвавший почти десять лет назад большой резонанс в обществе, принесший зрительскую популярность и высокие рейтинги, — сериал «Бригада». И вот представьте, когда в ткань тихо-мирно текущего повествования сериала «Достоевский» в сценах после, к примеру, эпилептического удара писателя или после эмоциональной сцены объяснения с женой и других важных смысловых эпизодов несколько раз просто врывается проморолик с образом Саши Белого в исполнении Сергея Безрукова с закадровым текстом про судьбу героев, которая не сложилась, если бы не лихие 90-е годы. А дальше знаменитые кадры из «Бригады»: драки, взорванные машины, золотые часы, разбитые лица, кровь, бандитские разборки. Затем снова продолжается «Достоевский». Очень, знаете, чувствительный такой контраст. А в сочетании с «Достоевским» это ужасно режет глаз и уж точно не способствует спокойному постижению истории судьбы великого писателя. И вообще довольно интересно понять, чем все-таки руководствуется канал, каким видит своего зрителя, если за один вечер он показывает ему сначала сериал уровня «Достоевского», а затем предлагает включиться в просмотр еще двух серий «Бригады». Есть ощущение, что «Бригадой» «Достоевского» хотели укрепить, чтобы рейтинги, если не сложится у аудитории взаимопонимания с писателем, совсем не обрушились.

Вопросов нет — «Бригада» сериал зрелищный. И даже при многократных повторах. Но «Достоевский» должен быть сам по себе, а «Бригада» — сама по себе. И найти более уместный программный ход на остаток вечера после 22:00 было бы, наверное, не сложно. К примеру, закрывшись документальной линейкой, а затем ночными «Вестями». Тем более это в рамках всего одной недели. А стилистически было бы точнее.

Ну а рейтинги пока не улыбнулись ни «Достоевскому», ни «Бригаде». Воскресный показ двух первых серий в Москве по нынешним меркам собрал неплохие показатели: долю 17,4% с рейтингом выше 5%. И аудитория смотрела их активно до конца. Причем к началу «Достоевского» по сравнению с «Вестями недели» доля канала даже увеличилась аж на пять пунктов. Часть зрителей явно пришли исключительно на премьеру сериала Владимира Хотиненко. Можно было предположить, что общероссийские показатели будут выше, как это часто бывает на «России 1». Но все оказалось печальнее: по стране в целом зрители смотрели «Достоевского» гораздо хуже — доля аудитории составила всего 13,5% с рейтингом 4%. А дальше все совсем плохо. Уже в понедельник доля зрителей «Достоевского» резко упала. Третью серию в Москве смотрело всего 10,9%. И это как раз тот случай, когда премьера в воскресенье, на день раньше стандартного сериального показа, пошла сериалу во вред. Видимо, часть зрителей после первых серий ушли, а часть просто не включились в просмотр, поскольку не застали начала. У «Бригады» в понедельник тоже доля была лишь немногим выше — 12,2%. Трудно сказать, какие показатели у «Достоевского» будут дальше, впереди еще четыре серии. Но стремительного роста и доли хотя бы под 20% уже ждать не приходится. А очень жаль. Не героев «Бригады» Сашу Белого, Космоса и Пчелу... Они свое уже собрали. А тех зрителей, которые не увидели или заскучали на сериале Владимира Хотиненко с Евгением Мироновым в главной роли.

10% зрителей — это сегодня тот количественный состав телевизионной аудитории, который еще в состоянии воспринимать, когда ему с телеэкрана рассказывают о судьбе Достоевского. А вот тех, кому на этом же канале по пять часов за вечер показывают очередную часть «Вареньки» (ту, что «В горе и в радости»), в два с половиной раза больше. Ну и понятно, где Достоевский, а где Варенька.

Арина Бородина



Источник: КоммерсантЪ