Internews Kazakhstan

Праздничная телекартинка ноября. КоммерсантЪ определил телелидера недели с 29 октября по 5 ноября

Cоздан:   пт, 09/11/2012 - 14:49
Категория:
Тэги:

Было в советское время такое словосочетание «ноябрьские праздники». Относилось оно к 7 ноября — к годовщине Октябрьской революции. А сейчас, как и семь лет назад, мало кто понимает, что мы празднуем 4 ноября. Это только корреспондент в программе «Вести» Павел Зарубин произносит в связи с праздником 4 ноября слова «особый» и «судьбоносный», а для обычных людей это всего лишь дополнительный выходной в начале ноября.

Телевидение уже, кстати, отступилось от идеологического наполнения этого дня какими-то смыслами и тематическим вещанием. Закончился обмен мало отличающимися друг от друга документальными фильмами о Минине и Пожарском от одного и того же телепроизводителя, прошел по разным каналам специально созданный по инициативе Владислава Суркова фильм Владимира Хотиненко «1612», и даже Михаил Леонтьев больше не привлекается для того, чтобы провести параллель со Смутным временем, называя Березовского, Ходорковского и Сороса (коллективно) Василием Шуйским наших дней. Кстати, года три назад на Михаила Леонтьева и вовсе легла непосильная ноша. В День народного единства, когда «Первый канал» показывал в своем эфире премьеру фильма «Адмирал», Леонтьеву в комментарии, предшествующем показу, нужно было как-то связать воедино тематику картины с тем, что она шла 4 ноября. Но он и тут смог: адмирал Колчак встал у Михаила Леонтьева в один ряд с героями Смутного времени.

Но кому-то все-таки пришло в голову прекратить заниматься в телеэфире бессмысленным внедрением популяризации у зрителей этого нового странного праздника. И вот уже года два эфир 4 ноября и прилегающих к нему дней строится лишь по специальному программированию выходных с сильным уклоном в развлечение. «Первый канал», к примеру, вообще в течение двух дней показывает большой набор советского кино. Не все, конечно, собирают аудиторию. Но вот показательный пример. Первое место среди фильмов недели среди всех каналов, как в Москве, так и в других городах страны, занимает «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая. Уж сколько раз ее показывало наше телевидение, а все равно и у взрослой аудитории, и у молодых людей (особенно у женщин от 18 до 30 лет) эта легендарная комедия получает большие рейтинги. В разгар воскресного вечера 5 ноября «Бриллиантовую руку» вновь посмотрели почти 20% телезрителей. Канал НТВ (кто бы мог подумать, что именно он) 3 и 4 ноября показал поздним вечером фильм, который вообще было трудно представить в рамках телепоказа. И все-таки прекрасное «Шапито-шоу» Сергея Лобана, обласканное критикой, но почти не увиденное широкой публикой, показали по телевизору. Правда, и в телеэфире рейтинги картины маленькие — в среднем не более 5—6% зрителей. Но странно было бы тут увидеть высокие показатели, хотя сам факт такого кино уже событие для нашего телевидения, да еще среди программного наполнения НТВ.

Но поскольку официальный праздник все-таки есть, два госканала поставили в прайм-тайм 4 ноября свои статусные кинопремьеры, вроде бы благоразумно разведя их по времени. На «Первом канале» показали ярко идеологически окрашенный «Август. Восьмого» Джаника Файзиева о войне России с Грузией за Южную Осетию. В этом фильме даже есть и такой киногерой, как президент Российской Федерации. Его играет Владимир Вдовиченков. И все, кто хоть раз видел этого артиста в кино, даже при очень развитом воображении едва ли найдут у него сходство с Дмитрием Медведевым. Или даже с Владимиром Путиным. А на «России 1» в разгар вечера показали премьеру «Шпиона» по роману Бориса Акунина «Шпионский роман», где по сюжету весной 1941 года разворачивается битва двух разведок — СССР и Германии. И что же получилось? Довольно симптоматичный результат, который раньше в телеэфире не был таким отчетливым. Обе кинопремьеры, независимо от качества, смысла и содержания были проигнорированы массовой аудиторией. Особенно не повезло «Шпиону».

Практически в одно время с показом «Август. Восьмого» на «Первом» на «России 1» шел финал музыкального шоу «Битва хоров», где соревновались коллективы из разных городов страны. Победил хор из Екатеринбурга. Если фильм Джаника Файзиева смотрело всего 9% зрителей Москвы и 13% общероссийской аудитории, то за развязкой «Битвы хоров» следило 16% аудитории в столице и более 20% в других городах страны (рейтинг 7,6%).

А «Шпион» вообще не попал даже в двадцатку фильмов недели со своими показателями, несмотря на приключенческий сюжет и известных артистов. Его накрыл собой «Голос» на «Первом канале». Показ очередного выпуска самого популярного сейчас шоу в телеэфире, снова собрал еще больше зрителей, чем прежде, установив еще один символический рекорд. Если в Москве «Голос» вторую неделю подряд занимает второе место, пропуская вперед только праймовые сериалы НТВ (в этот раз «Пятницкий. Глава вторая» с долей 25,1%), то по стране это шоу впервые стало самым популярным проектом недели. А примечательно тут то, что «Голос» смог свергнуть с рейтингового пьедестала вечного лидера — ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят». «Голос» с совершенно феерическим выступлением в конце программы дуэта двух девушек из Сургута и Москвы, выступавших с песней из репертуара Тины Тернер, в этот раз собрал 24,2% общероссийской аудитории (рейтинг 9,5%). Так что в этот раз музыкальные лицензионные шоу довольно серьезно переиграли по рейтингам, а значит, по интересу аудитории, премьерный кинопоказ, в том числе и с идеологическим контекстом.

Единственным проектом, который напрямую относился к теме праздника Дня народного единства, стал документальный фильм Алексея Денисова «Русская смута. История болезни» на канале «Россия 1». Показали его 4 ноября. Снят солидно, не менее солиден в кадре был и его ведущий Федор Бондарчук. Участвуют в фильме не только российские, но и польские историки. На этот раз никто не стал уравнивать на государственном телеканале период Смутного времени с нынешними временами и проводить параллели сегодняшней оппозиции с интервентами, разрушающими страну.

Еще один документальный фильм, и тоже исторический, вышел в эти длинные выходные в эфире на НТВ. Корреспондент Сергей Морозов снял фильм (автор идеи Алексей Пивоваров), посвященный той самой дате, с которой и связано было прежнее привычное название «ноябрьские праздники» — «Октябрь 17-го. Почему большевики взяли власть». И снова в фильме не только архив, документы и хроника, но и художественная реконструкция. Она на этот раз несколько иная. Актеры, играющие исторических персонажей, в том числе Ленина, Троцкого, Керенского, не говорят сами, реплики этих персонажей зачитываются уже за кадром. И выглядит это даже органичнее. Вроде бы облегченная форма подачи материала, где нашлось место даже анимации, оказалась не менее жесткой по смыслу, где не скрылись ни хаос, ни жестокость, порой совершенно немыслимая, тех дней октябрьского переворота 1917 года. Разве что авторская интонация Сергея Морозова была не столь эмоционально окрашена, как, например, в работах того же Пивоварова. Ну, у каждого свой почерк.

Оба документальных фильма — и Алексея Денисова на «России 1», и Сергея Морозова на НТВ — в среднем собрали у экранов 8—10% зрителей. Это цифра — 10% аудитории — в последнее время вообще стала такой ватерлинией для проектов, выпадающих из привычных форматов на главных каналах. Около 10% аудитории в итоге посмотрели «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, столько же примерно фильм Алексея Пивоварова «Хлеб для Сталина. Истории раскулаченных». 10% оказываются таким показателем другого качества. Это те, кого еще интересует что-то и кроме развлечений. Хотя не значит, что развлекаться плохо. Просто всегда должно быть что-то еще. Вопреки. Понятно, что сериал «Брат за брата» (думаю, что с таким названием о содержании говорить не приходится), который канал НТВ показывал в своем эфире в День народного единства, а потом еще и 5 ноября в течение восьми часов подряд (с 13:30 до 22:00), лишь с перерывом на новости, соберет сегодня у телеэкрана несравнимо больше зрителей, чем исторический документальный фильм. Конечно, «Брат за брата» смотрит весь день более 18—19% зрителей. И что особенно показательно, все эти люди, если судить по рейтинговой динамике 5 ноября, не отходят от вообще экрана. Рейтинги сериала не падали. А фильм Сергея Морозова смотрели в два с лишним раза меньше зрителей. Конечно, трудно представить, что фильм о причинах революции 1917 года смотрят те же зрители, которые весь день смотрели «Брат за брата». Тем не менее и те, кто входят в 19%, и те, кто остаются пока еще в 10%, сосуществуют у телевизора.

И еще одна непременная примета праздника Дня народного единства. Но она в отличие от тематического программирования окончательно пока не исчезла с экранов телевизоров. Начиная с 2005 года, в выпусках новостей, в репортажах о Дне народного единства, довольно много рассказывали о различных добрых делах и акциях, приуроченных к 4 ноября. В разных городах страны в кадре варили уху, пекли блины, подметали сухие листья, красили стены в роддомах, помогали ветеранам и выходили на акции с шарами и транспарантами. Причем помощь ветеранам и роженицам от прокремлевских молодежных движений повторялась из года в год только 4 ноября, и корреспонденты добросовестно фиксировали это в праздничных репортажах. К этому еще добавлялись обязательный сюжет из Нижнего Новгорода с родины Кузьма Минина, и что-то непременное, связанное с иконой Казанской Божией Матери, чей праздник тоже 4 ноября. И еще каждый год, вне зависимости от того, кто был президентом — Владимир Путин или Дмитрий Медведев, показывали возложение цветов главы государства к памятнику Минину и Пожарскому. И среди тех, кто сопровождал все эти семь лет президента к памятнику, были обязательно суворовцы и нахимовцы, которых, видимо, специально привозили для протокольной съемки в сухопутную Москву. Так вот, несмотря на все изменения в концепции показа праздника по телевизору, одно пока неизменно: суворовцы по-прежнему с президентом возлагают красные гвоздики в День народного единства. А нахимовцев уже тоже больше нет.

Арина Бородина


Источник: КоммерсантЪ