Internews Kazakhstan

Много информации не бывает

Cоздан:   пт, 24/12/2010 - 10:30
Категория:
Тэги:

В азиатских странах события происходят кулуарно. В европейских - все на экранах телевидения и в новостных лентах официальных и авторитетных источников. Можно долго и упорно сравнивать, оправдываться, почему мы такие закрытые. Возможно, это заложено в нашей ментальности. Или все банально проще - властям выгодно скрывать информацию. Вообще с доступом к информации у нас в стране происходят любопытные вещи. Каждый имеет право знать!!! И права на это рассыпаны по разным законодательным актам в уголовных и административных кодексах. Если чиновник вам откажет в предоставлении информации, его за это можно посадить в тюрьму или взыскать с него серьезный штраф. Но такого у нас никогда не было. Максимум за непредоставление информации чиновник отделывался служебным предписанием. А почему так происходит? Потому что в стране существует около 40 государственных тайн и нечеткие формулировки в законах.

Вот конкретный пример в Законе РК «Об административных процедурах»: «Информационные процедуры не должны допускать разглашения служебной и иной информации, связанной с интересами государства». Что понимается под «иной информацией, связанной с интересами государства» остается только догадываться. (п. 4 ст. 13 Закона об административных процедурах).

Поэтому, когда чиновник принимает решение, предоставить информацию или нет, он больше склоняется к тому, чтобы не разглашать ее. Только сложно понять, чем руководствовался заместитель акима города Темиртау, который отказался отвечать на вопрос Елены Кулаковой, почему в городе отключили свет и воду. Видимо, коммунальные вопросы тоже относятся к разряду государственных тайн. Или как понять ситуацию в акимате города Шахтинск, когда была избита охранником журналистка Лариса Чен, Она готовила материал о давлении местных властей на лидера общественного объединения «Шахтерская семья» Наталью Томилову. Журналист обратилась за комментариями в местный акимат. Охранник не пропустил ее, сославшись на запрет. Лариса потребовала связать ее с заместителями акима или с акимом города Шахтинск. Никто из чиновников разговаривать с журналистом не захотел. Когда Лариса делала снимок в коридоре акимата для иллюстрации материала, охранник неожиданно набросился на журналиста и несколько раз ударил ее об стену.

Факты непредоставления информации журналистам международный фонд Адил Соз публикует практически каждый день. Мониторинг фонда фиксирует ситуации, в которые попадают сотрудники СМИ, люди, для которых добывать информацию – это работа. Что же говорить о простых гражданах, учителях, врачах, которых нужда заставит что-то узнать.

Законодательство о доступе к информации продолжает оставаться бессистемным и разрозненным. А многочисленные законы и подзаконные акты, регулирующие вопросы доступа к информации, содержат сильно различающиеся между собой подходы в регулировании информации.

В недрах министерства связи и информации зрел законопроект «Об информации и защите информации». Никто, кроме самих разработчиков, этот документ не видел в глаза, но сочетание слов «защита информации» в названии законопроекта вызвало много вопросов. Например, не о новых ли тайнах пойдет речь в новом законе. Но к счастью, Межведомственная комиссия по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан в ходе рассмотрения Плана законопроектных работ Правительства на 2011 год и Перспективного плана законопроектных работ Правительства на 2012-2013 годы признала нецелесообразным разработку законопроекта «Об информации и защите информации».

Так что есть теперь шансы у законопроекта «О доступе к публичной информации», который разработан совместно с представителями гражданского общества и с учетом рекомендаций международной организации «Артикль 19». Этот законопроект содержит в себе прогрессивные нормы, которых нет ни в одном законодательстве Казахстана. Например, обязать не только госслужащих предоставлять информацию, а также те компании, которые являются общественно важными.

Сюда же вошла информация об использовании средств республиканского и местного бюджетов, национального фонда РК, а также информационные сообщения о результатах проверок, проведенных государственным органом, его подведомственными организациями; отчеты и доклады о проделанной работе.

Закон разработчики между собой называют Асановским (документ инициирован депутатом Жакипом Асановым) это серьезный труд на который потратили почти два года неправительственные организации, депутаты и международные эксперты. Судьба этого законопроекта покажет, какова же роль гражданского общества в Казахстане.

Маржан Ельшибаева, Исполнительный директор «Интерньюс Казахстан»