Internews Kazakhstan

Казахстанские СМИ - SOSтавляющие кризиса

Cоздан:   вт, 20/10/2009 - 10:59
Категория:
Тэги:

Журналистскому сообществу нужна помощь в преодолении кризиса. В поисках спасательного круга СМИ обратились к властям с просьбой предоставить им налоговые послабления.

За последнее время во многих отраслях экономики произошел заметный спад, и рынок рекламы не стал исключением. А поскольку реклама – это основной источник дохода для казахстанских СМИ, ощутимое сокращение рекламных бюджетов коммерческих структур, финансовых институтов и национальных компаний негативно cказалось на всей отрасли журналистики.

Многие СМИ испытывают серьезные финансовые трудности, что неизменно ведет к сокращению тиражей, персонала, закрытию газет и высокобюджетных, качественных по содержанию телевизионных программ. Обеспокоенные сложившейся вокруг казахстанских СМИ ситуацией, участники медиарынка не стали откладывать решение проблемы в долгий ящик. По инициативе медиахолдинга Business Resource был создан Антикризисный совет медиаменеджеров.

«Создание совета было продиктовано прежде всего необходимостью оперативно реагировать и решать важные масштабные проблемы экономического и юридического характера, затрагивающие интересы всей казахстанской медиаиндустрии», – говорит председатель совета, руководитель холдинга «Нур-Медиа» Арманжан Байтасов.

По итогам первого заседания Антикризисного совета его участники – руководители и топ-менеджеры отечественных СМИ – приняли обращение к премьер-министру Кариму Масимову и первому заместителю председателя НДП «Нур Отан» Дархану Калетаеву. Ввести нулевую ставку НДС до стабилизации экономики и упорядочить законодательство в сфере управления авторскими и смежными правами – такие меры на нынешнем этапе предлагает ввести медиаобщественность.

Из письма премьер-министру:

«Мы, руководители печатных и электронных СМИ Казахстана, просим вас, Карим Кажимканович, оказать содействие и поддержку в решении следующих вопросов, что поможет медиаиндустрии страны не только продержаться в период финансового кризиса, но и даст шанс для ее дальнейшего развития: Ввести нулевую ставку НДС для казахстанских СМИ до выхода из кризиса и стабилизации экономики, а также снизить ставку корпоративного подоходного налога до 15%...»
Стоит отметить, что в 2001 году подобные меры уже вводились в практику и были продлены до 2005 года. Отмена НДС для газетной и журнальной продукции и нулевая ставка налогообложения для электронных СМИ тогда способствовали росту отечественного контента на страницах периодики, на экранах и в радиоэфире.

Сегодня, по мнению генерального продюсера «ЭРА-ТВ» Михаила Дорофеева, эти вопросы стоят очень остро и требуют оперативного реагирования.

«Решения, по крайней мере по нескольким основным вопросам, должны быть приняты уже до конца этого года, – считает г-н Дорофеев. – А вопрос с отменой НДС нужно решать немедленно, чтобы принятые меры могли быть официально введены с 1 января 2010 года».

Председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев в свою очередь отмечает, что
отмена НДС – это стратегическая задача. «У нас нет двойных стандартов – мы предлагаем ввести эти послабления для всей прессы, независимо от форм собственности», – поясняет г-н Матаев. По его мнению, 12%-ная ставка НДС – это огромная сумма для СМИ, особенно учитывая большие затраты печатной прессы на бумагу из-за отсутствия отечественного производителя.
Еще одним из основных, наиболее важных и требующих срочного решения вопросов г-н Дорофеев называет регулирование в области авторских и смежных прав.

Сегодня законом РК «Об авторском праве и смежных правах» предоставлена возможность создавать общества авторов и исполнителей в любом количестве и с любой численностью. Следовательно, пользователи, то есть телекомпании, не имеют права отказать им в заключении договора и выплате не менее 1% от общего дохода каждому такому обществу. В то же время пользователи, осуществляющие эфирное, кабельное и радиовещание, согласно учредительным документам вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательством, при этом общий доход компаний будет складываться не только из сумм, привлеченных от размещения рекламы, но и из других источников.

Из письма зампредседателя НДП «Нур Отан»:

«Предусмотренное законом («Об авторском праве и смежных правах». – «&») обязательство уплаты вознаграждения от суммы общего дохода является несправедливой мерой по отношению к пользователям объектов интеллектуальной собственности, поскольку общая сумма дохода предусматривает не только чистый доход, получаемый от предпринимательской деятельности, но и расходы, которые несет организация при осуществлении своей деятельности (уплата налогов и других платежей в бюджет, выплата заработной платы работникам, оплата арендных платежей за использование передающего оборудования и мн. др.).

Следовательно, считаем, что уплата вознаграждения за использование смежных прав должна исчисляться не из общего дохода, полученного от деятельности компании, а только из дохода, получаемого телерадиокомпаниями от размещения рекламы.

Поэтому считаем необходимым уменьшить размер выплат организациям до 0,1% от дохода, поступившего от размещения рекламы.

На сегодняшний день телерадиокомпании прилагают все усилия для улучшения качества контента, увеличения доли казахстанских исполнителей, стремятся повысить конкурентоспособность казахстанской телерадиоиндустрии.

Действие вышеуказанного закона приводит к снижению темпов развития рынка телерадиовещания. При этом телерадиокомпании будут вынуждены вводить ограничения в опубликовании творчества субъектов смежных прав, особенно местных исполнителей и производителей, что, в свою очередь, отрицательно скажется на развитии данного сегмента рынка по стране в целом.

Исходя из изложенного просим вас внести соответствующие изменения в законодательство, при разработке которого просим принять во внимание мнение всех участников рынка телерадиовещания».

Г-н Дорофеев отмечает важность диалога в этой ситуации. «При внесении каких-либо поправок в законодательство правительство, конечно, не может обсуждать их с каждым журналистом, но СМИ все же должны как-то представлять собственные интересы, – убежден собеседник, – потому что как раз по вопросу авторских и смежных прав правительству просто не с кем было поговорить».

Не менее важным в свете массовых неплатежей крупных киосковых сетей редакциям газет и журналов в Алматы участники совета считают вопрос распространения печатных СМИ.
«Сегодня АО «Дауыс» и ТОО «Казпресс» являются явными доминантами на рынке, – говорит г-н Матаев, – им принадлежат практически все газетно-журнальные киоски. Мы же предлагаем создать муниципальную систему».

Из письма премьер-министру:

«Данные неплатежи в сфере распространения печатных периодических СМИ ведут к фактическому установлению цензуры со стороны частных лиц, что влечет за собой нарушение конституционных принципов. Поэтому мы предлагаем:

Создать муниципальную киосковую сеть, которая, оставаясь независимой от каких бы то ни было идеологических влияний, будет представлять населению весь спектр печатных СМИ.

Принудительно выкупать киоски злостных неплательщиков по рыночной цене киосков и находящихся под ними земельных участков, погашая тем самым их задолженность перед кредиторами или передавать киоски и земельные участки под ними в собственность кредиторам по их выбору.

Юридический и фактический механизм реализации этой идеи можно разработать и принять на законодательном уровне, тем более что такие же проблемы есть во всех регионах.

Антимонопольному комитету вместе с акиматами необходимо создать в городе конкурентную среду, увеличить количество мест, где могут разместиться лотки и киоски лиц, не входящих в киосковую систему крупных распространителей печатной периодической продукции.

Органам финансового и налогового контроля следует принять меры для незамедлительной реакции по фактам неплатежей киосковых сетей редакциям газет». Так, важность налаживания взаимовыгодных отношений со смежными отраслями, в число которых входят как сети распространения, так и выставочные компании, была признана единогласно.

Возвращаясь к вопросу снижения рекламных поступлений, стоит отметить, что в этой ситуации многие СМИ обращают свои взоры на государственный заказ, условия которого на сегодня не окупают никаких затрат. Этот вопрос также встал на повестке дня участников антикризисного совета. В письме г-ну Калетаеву участники совета предлагают:
«…при формировании госзаказа повысить стоимость продукта печатных и электронных СМИ с учетом рыночных реалий;
сделать получение госзаказа максимально прозрачным и доступным.
Мы надеемся на вашу поддержку».

Помимо обсуждения этих основных на сегодня вопросов в ходе первого заседания Антикризисного совета было выдвинуто предложение о создании ассоциации, которая на постоянной основе отстаивала бы интересы всей медиаотрасли. Идею поддержали все участники совета, хотя и признали, что эта нелегкая задача требует немало времени. «В нашей стране существуют организации, лоббирующие в хорошем смысле слова разные отрасли, – говорит г-н Дорофеев. – У СМИ такого объединяющего органа нет. Я поддерживаю идею его создания, но мы должны понимать, что это за один день не делается».

Антикризисный совет возлагает большие надежды на государство. Предложения выдвинуты и официально заявлены. Шансы, по мнению г-на Матаева, 50 на 50.

«Правительство может принять наши предложения, а может и не принять, – рассуждает собеседник. – А может принять, но ввести эти меры с 1 июля или, например, через год. Как бы там ни было, я со своей стороны поддерживаю инициативу совета и готов предоставить финансовую помощь в рамках своих возможностей.

Я думаю, что не только общественные организации и непосредственно представители СМИ, но и государство понимают необходимость позитивного толчка для современного медиарынка».

Яна Задорожная, еженедельник "Бизнес&Власть"

Источник: Издатель