Internews Kazakhstan

И.Махмудов: Информационные войны в Казахстане: обзор громких кампаний

Cоздан:   пн, 19/07/2010 - 15:18
Категория:
Тэги:

Вместе с рынком и либерализмом в области СМИ в Казахстан пришли и побочные продукты всего этого — недобросовестная конкуренция и (как правило, тесно связанный с нею) черный пиар. Информационные войны между бизнес-конкурентами постепенно перекочевали в область политики, став главным орудием в борьбе политических кланов и крупных финансово-промышленных групп за контроль и влияние над ключевыми сферами политики и экономики.

И все же еще каких-то пару лет назад политические баталии на страницах газет и в виртуальных СМИ были редкостью, постоянно промышляли подобным бизнесом журналистские единицы и отдельные творческие коллективы. Сегодня же, создается впечатление, будто все без исключения СМИ (печатные и виртуальные, поскольку электронные — ТВ и радио — в Казахстане в принципе не способны справиться с потоковым производством черного пиара) являются проводниками тех или иных информационных заказов.

Причина всеобщего погружения в информационные конфронтации той или иной степени тяжести, скорее всего, в том, что раньше война велась за получение — желательно, эксклюзивного, — доступа к первому лицу государства, которое и принимает ключевые решения, открывающие доступ к экономическому и политическом влиянию. Отсюда и иная стилистика информационных кампаний, отсюда же, кстати, растут ноги и знаменитого тасмагамбетовского «продукта президента». В итоге эта пиар-акция принесла значительные бонусы нынешнему акиму Астаны. Однако бремя той власти и связанные с имиджевыми потерями политические и экономические решения, в конце концов, привели к потере Тасмагамбетовым полного доверия главы государства — через целую сеть информационных атак и, видимо, кулуарных комбинаций его противников.

Впрочем, вернемся к нашей теме. Итак, эпоха борьбы за доступ к телу в казахстанской политике прошла. Сейчас очевидно, что характер борьбы изменился, противостояние между крупными финансовыми и политическими группами перешло в ту его часть, когда каждый из крупных участников пытается занять как можно больше клеток казахстанской шахматной доски власти своими фигурами.

Поэтому в сфере информации на какое-то время воцарилась вакханалия пиара, причем к таковому можно смело относить и официальные сообщения, например, исходящие от правительства.

Однако в этом болоте белого, черного и серого пиара достаточно легко вычленить наиболее интересные и перспективные кампании, чтобы обратить на них внимание широкого круга читателей.

Политические кампании

В череде политических кампаний пальма первенства у Мухтара Аблязова, разыгрывающего сложную информационную комбинацию, итогом которой, вероятно, должно стать падение «режима Нурсултана Назарбаева». Не будем судить, чего здесь больше — либеральной дурости или банальной вендетты, лучше обратим внимание на ключевые этапы данной кампании.

Итак, на первом этапе Мухтар Аблязов работал тоньше, словно профессиональный взломщик сейфов — скрывая истинную цель своей атаки, мощь первых информационных залпов обрушилась на Тимура Кулибева. Суть легенды, запущенной Аблязовым, довольно хорошо известна, однако соль кампании не в ней, то есть, не в мнимом или реальном преступлении Т. Кулибаева, а в его тесной родственной связи с президентом, на которого и был нацелен этот удар. Дальше Мухтар Аблязов действовал уже откровеннее, благо наши власти довольно удачно подбрасывали подходящие информационные поводы — то закон о лидере нации, то еще какая-нибудь петрушка.

Второй интересной (или, по крайней мере, достаточно интенсивной) политической информационной кампанией является ответная — целью которой служит сам Аблязов, его имидж, деловая репутация, политическое и гражданское доверие к нему. Все эти категории методично разрушаются, превращая Мухтара Аблязова далеко не в того блистательного борца со злом, каким его иногда изображает «Республика». Основными ресурсами, на которых разворачивается действие этой кампании, можно назвать как местные сайты, вроде «Диалога», «Беттер», так и отдельные российские информационные порталы.

Зная кухню политического Казнета, мы не возьмемся утверждать, будто за кампанией против Аблязова скрывается какая-то банальная государственная структура. Скорее, стиль исполнения выдает частного заказчика, который зачем-то ввязался в государственные (по большому счету) и дорогостоящие дела. Под частным заказчиком можно понимать и физическое лицо, и группу лиц, каковые в наших широтах принято именовать кланами или группами влияния. Учитывая финансовую сторону предприятия, будем считать, что это все же группа лиц, нежели одинокий герой.

Кампании на вырост

Знать бы, где упадешь — соломку бы подстелил! Именно эта народная мудрость частично характеризует информационные кампании, польза от которых может проявиться в отдаленном будущем (также ее может и не быть вовсе). Так, например, газета «Central Asia Monitor», обросшая своим собственным сайтом, который, похоже, живет уже отдельной жизнью (газета еженедельная, а сайт обновляется чуть ли не в ежедневном ритме), ведет несколько информационных войн, одна из которых подпадает под характеристику «на вырост», если, конечно, учитывать, что за творческим коллективом САМ стоит не просто одноименное ТОО, но серьезная группа влияния, имеющая серьезный прицел на будущее.

В нашей стране ГВ или ФПГ — наперечет, если, конечно, брать в расчет лишь тех, кто сегодня готов побороться за крупные объемы властных полномочий. Вот к одной из таких под крыло и попала, видимо, газета «Central Asia Monitor», не вошедшая по каким-то причинам в холдинг «Нур-Медиа» в ходе его организации. Хотя слухи на сей счет муссировали.

Как известно, в том же числе достойных нашего внимания ФПГ, есть группа, которую принято называть «южанами». Известно также, кто входит в этот влиятельный политико-экономический клан и какие амбиции преследует это мини-сообщество. Так вот, упреждая эти не озвученные еще претензии «южан» некая конкурирующая группа устраивает казахстанцам посредством своей газеты вакцинацию от казахстанского Юга. Для этого чуть ли ни в ежедневном режиме продуцируются материалы, негативно освещающие жизнь в ЮКО — будь-то бытовые отношения, с госорганами, с судами, с медицинскими учреждениями и т. п. То есть, и мотивы, и методы, если вдуматься, очевидны, равно как понятны и цели этой информационной кампании. Неясен только заказчик, но тут нужны факты, а не гадание из возможных вариантов.

«Скользкие» кампании

К «скользким» информационным кампаниям можно отнести такие, в которых очевидны только методы и мишень, но совершенно непонятны цели, а также неясна личность (личности) заказчика.

К примеру, против Крымбека Кушербаева, акима Мангистауской области, уже который год ведется информационная борьба, то затухающая, то вспыхивающая с новой силой. Основными упреками обычно были масштабные экономические проекты, инициированные акиматом области, но так и не доведенные по разным объективным причинам до завершения.

Собственно, критика, которой перманентно подвергается Крымбек Кушербаев, обладает силой только по ходу реализации проектов, после их завершения и сдачи любые поводы для информационных нападок исчезнут. Здравомыслящие люди это понимают прекрасно, видимо, та же мысль постепенно стала достоянием и тех, кто стоит за атакой на Кушербаева. Потому что в этом году свежие информационные заряды, отправленные в сторону акимата Мангистау, оказались начинены дополнительными ингредиентами.

Так, к примеру, достаточно известный журналист А. Банцикин на сайте «Платон» пошел дальше традиционных обвинений в «долгостроях». В его статье «Жанаозен: сотворение мифа», посвященной недавним событиям в «дочке» Казмунайгаза — забастовке рабочих предприятия «Озенмунайгаз», отчетливо прослеживается попытка совершить замысловатый информационный кульбит. В двух словах объяснить это будет сложно, поэтому накидаем примерный список тем, которые заявлялись в данном опусе — выглядит картина достаточно любопытно:

  • — информационный наезд на оппозицию (в частности, СоцСопр), которая вечно норовит поджечь запал социального конфликта;
  • — информационный наезд на акимат Мангистау и конкретно акима Крымбека Кушербаева, на которого возложена львиная доля вины за конфликт в Жанаозене;
  • — вывод из-под огня критики руководства КМГ, которое, типа, все делало правильно, но если бы не (см. два предыдущих пункта).

В итоге получается, что руководство Казмунайгаза как бы и не при чем, и финансовые проблемы решились бы сами собой, да вот неумелое руководство областью создало почву для социального конфликта, а разожгли его молодчики из СоцСопра (при этом Айнур Курманов у Банцикина внезапно превратился в Айбека Курманова).

Данный выпад, основной целью которого является все же, по всей вероятности, лишь вывод из-под огня общественного мнения КМГ, странным образом совпадает в манере подачи с другими шпильками в адрес акима Кушербаева. В частности, привязка акима к деятельности казахстанской оппозиции, ведь из материала Банцикина выходит, что руководство области действовало чуть ли не заодно с СоцСопром, подготовляя, а затем давая разгореться конфликту. Подобные перлы уже встречались и раньше, только Крымбека Кушербаева при этом старались связать то с Рахатом Алиевым, то с Мухтаром Аблязовым — очевидно, полезное в наши дни добавление, если хочешь опорочить кого-то в глазах президента. А ведь газетные и теперь еще и интернет-статьи — это главный козырь в закулисных играх по принципу «Подсидеть конкурента».

Данный обзор не претендует на полноту и глубину проведенных исследований, однако мы постарались выявить наиболее громкие и цепляющие глаз информационные кампании, точное число которых, одновременно проводимых в Казахстане, в настоящий момент даже и представить сложно.

Журнал «Лики Евразии»

Источник: Центр изучения стран постсоветского зарубежья