Internews Kazakhstan

Парад и шествие. КоммерсантЪ определил телелидера недели с 7 по 13 мая

Cоздан:   чт, 17/05/2012 - 10:40
Категория:
Тэги:

9 мая — уникальный день. И не только потому, что это праздник Победы. Уже много лет подряд 9 мая непостижимо меняется настроение телевизионной аудитории. Во всяком случае, на это указывают рейтинги более чем в 30 крупнейших городах России, включая Москву. Сейчас каждый из трех главных телеканалов — "Первый", "Россию 1" и НТВ смотрит в среднем от 12 до 15% телезрителей. Вот наглядный пример: 8 мая общероссийская доля аудитории трех главных каналов была на уровне всего 11-12%. В Москве и вовсе лидером в этот день стало РЕН ТВ, такого не было никогда за всю историю канала. Он с долей 11% обошел даже "большую тройку". 10 мая, на следующий день после праздника, доля зрителей основных каналов тоже на уровне 12-15%. А в День Победы происходит настоящий взрыв зрительской активности. И подавляющее число зрителей в течение всего дня уходит на "Первый канал". Его среднесуточная доля аудитории за 9 мая составила 27,4% в Москве и 26,2% в других городах страны. То есть только за один этот день "Первый" посмотрело минимум вдвое больше зрителей, чем обычно. Все остальные каналы в День Победы по показателям разительно ему уступают: так, у "России 1" доля аудитории была на уровне 11-12%. У других каналов еще ниже.

И так из года в год. В 2006 году 9 мая "Первый" смотрели 38% зрителей, в 2007-м — 30%, в 2008-м — 28,2%, в 2009-м — 32%, в 2010-м — 33,6%. Год назад доля канала в День Победы составила почти столько же, сколько и в этом,— более 26%. У ближайших конкурентов — каналов "Россия 1" и НТВ в этот же день было лишь по 10% зрителей. Москва начиная с 2006 года почти точно так же активно смотрела телевизор в День Победы, предпочитая именно "Первый канал",— в среднем более 27% телевизионной аудитории. И так только 9 мая. В отрыве от всех. Показательно и то, что каждый год в День Победы "Первый" включают не только пожилые зрители, но и молодая аудитория.

И конечно, во главе всего стоит военный парад на Красной площади. Многие возмущаются, а все равно из года в год мало что может сравниться с ним по рейтингам. Парад — это вообще одна из самых востребованных телевизионных трансляций за всю историю телевидения. И 9 мая, судя по рекордным показателям, его смотрят целыми семьями: и те, кто уже давно не включает телевизор, и те, кто мучается в столичных пробках, когда в Москве проходят репетиции парада. Иначе откуда бы было взяться таким огромным цифрам? В прошлом году, например, в столице парад с Красной площади увидело невероятное количество зрителей: 61% аудитории, или примерно каждый шестой житель (рейтинг выше 15%). И тоже на "Первом". На "России 1" в 2011-м парад смотрели в Москве лишь 14% зрителей. В этот раз на "Первом" прямую трансляцию с Красной площади включили чуть меньше зрителей, но по нынешним меркам это будет один из рекордов телесезона: 43,3% зрителей в Москве (рейтинг 12,6%) и 33,6% аудитории в других городах страны (рейтинг 8,7%). Вдвое увеличилось в 2012-м и количество тех, кто смотрел парад на "России 1",— около 25% аудитории (рейтинг около 7%).

Но поразительно, и это тоже из года в год, что парад 9 мая на "Первом канале" интересует не только пожилых людей, но и активную аудиторию. Среди тех, кому от 6 до 54 лет, от 18 до 45 и от 18 до 30, парад смотрит больше 40% зрителей. А среди москвичек от 18 до 30 доля аудитории и вовсе более 46%. Трудно, конечно, сказать, что у них больше срабатывало: патриотические чувства или желание посмотреть на статных военных — участников парада.

Однако военный парад — это все-таки прежде всего зрелищность. Куда важнее то, что очень много людей включают 9 мая, в 18.55, "Минуту молчания" в память о тех, кто не вернулся с Великой Отечественной. Казалось бы, пять минут в эфире статичная картинка — Вечный огонь — и закадровый голос. Но у телеэкранов в это время на "Первом" все равно находится более 30% телевизионной аудитории. Тут как раз молодых меньше (в среднем около 20% аудитории, что тоже неплохо), и это объяснимо. Старшее поколение смотрит ритуал памяти с большим осознанием, кого мы чтим и вспоминаем 9 мая. Несмотря на происходящее в стране, меняющийся дух, ритм и образ жизни, День Победы собирает у телеэкрана намного больше людей, чем в другие дни года. И еще важно отметить вот что. 31 декабря рейтинги двух главных телеканалов так же резко идут вверх. Но тут все понятно: фоновое смотрение при подготовке праздничного стола, радостная атмосфера наступающего Нового года. 9 Мая совсем другой праздник. По сути и смыслу. И горечи в нем гораздо больше, чем радости. Но судя по рейтингам, для многих людей в стране телевизор в День Победы все еще остается каким-то важным связующим звеном и коммуникатором.

Из рейтинговых рекордов 9 мая стоит отметить еще два. Помимо в который раз повторенного сериала "Диверсант. Конец войны" (и при этом его доля аудитории все равно была на уровне 27%) в прайм-тайм "Первый канал" поставил премьеру фильма "Снайпер-2. Тунгус". Такой современный боевик о Великой Отечественной. Если пронзительная и очень эмоциональная "Брестская крепость" Александра Котта в прошлом году при премьерном показе на "Первом" собрала всего лишь 14% аудитории, то в 2012-м у "Снайпера-2..." один из рекордных в сезоне показатель: доля выше 35,1% с рейтингом 12,4%. Такое вот разное у зрителей восприятие фильмов о войне.

В это воскресенье государственное телевидение отчетливо изменило вектор освещения оппозиционных митингов и шествий. Даже на фоне декабрьской оттепели. Две главные программы более чем детально обсудили то, что происходило 6 мая на Якиманке и Болотной площади. В "Вестях недели" на "России 1" сюжет о шествии был рекордным по продолжительности: более 17 минут! Даже главная тема госканала об инаугурации Владимира Путина была меньше, около 10 минут. Надо сказать, что в этот раз программа Евгения Ревенко вообще продлилась в эфире беспрецедентно долго, чуть ли не два часа, получив при этом довольно высокую долю аудиторию — 16,1%.

На "Первом" в "Воскресном "Времени"" про 6 мая говорили тоже невиданно много, более 14 минут, и эта тема тоже уступила по хронометражу Владимиру Путину (о нем всего два сюжета общей продолжительностью до 10 минут). Но здесь доля аудитории программы довольно низкая, в среднем около 11%.

Но суть, конечно, не в рейтингах. Суть в том, что пропаганда в этот раз уже не была столь топорной, как обычно. В отдельных местах она даже выглядела умной. Будто бы было всестороннее освещение происходящего на шествии протеста 6 мая. Например, у Андрея Медведева в сюжете на "России 1" была вот такая фраза: "На марше ведь было много тех... кто имеет немало претензий и стилистических расхождений с властью... Немало из них пришло с детьми. 6 мая они оказались между ОМОНом и разъяренными погромщиками. А ведь вышли-то они выразить свой протест, недовольные коррупцией, несогласием с результатами выборов, сказать, в конце концов, что хотели бы видеть президентом России не Владимира Путина, а кого-то еще..." И вроде не поспоришь. Вот только общая тональность сюжета все равно выдавала себя: ОМОН не виновен, он пострадал, на него нападали, он действовал в рамках закона. Тот же Андрей Медведев чуть раньше договорился до того, что "полиция кинулась спасать людей". А людей вроде как никто и не избивал и не тащил в автозаки. В сюжете Медведева "митингующие" превратились все "в агрессивную толпу". И конечно, Ольга Костина, ставшая на федеральных каналах главным общественным деятелем и правозащитником в стране, эту версию очень активно поддерживала в эфире "Первого", "России 1" и НТВ.

В этот раз государственное телевидение активно взяло на вооружение какие-то очевидные промахи оппозиции, использовало в своих целях цитирование блогов, Twitter и Facebook, давало слово и самим оппозиционерам, и тут же критикующим их бывшим соратникам-демократам, например Владимиру Милову и Сергею Митрохину. И все это помогало исказить суть. Вот как заявил тему о шествии 6 мая Петр Толстой, ведущий "Воскресного "Времени"": "Все началось с несколько неудачного названия, отдающего таким казенным пафосом коммунистических советских времен,— "Марш миллионов", который на самом деле собрал несколько тысяч участников". И еще тут же: "Ну а затем все пошло по довольно-таки накатанному сценарию... Прогрессивная интеллигенция пряталась от полиции в кафе (почему пряталась? — А. Б.). Ну и много букв про героизм борцов в интернете. Чего стоит растиражированная история избиения ОМОНом беременной женщины. Которая оказалась вовсе и не беременной и вовсе даже и не женщиной". Можно подумать, что, если в той же ситуации бьют мужчину, действия ОМОНа считаются оправданными и логичными. Антон Верницкий, делавший свой сюжет, тему продолжил, утверждая, что "слезоточивый газ в толпе распыляли провокаторы". Там еще было много про то, что наш ОМОН по сравнению с полицией Америки, Англии и Израиля действовал предельно мягко и корректно. Кстати, Антон Верницкий рассказал зрителям и о том, что в Израиле у полиции есть "ноу-хау: специальная пушка, обрызгивающая людей зловонной жидкостью", и еще там полиция хочет закупить газ, "вызывающий мгновенное недержание". То есть нам есть куда стремиться. Можно, конечно, и так рассказывать зрителю про 6 мая в Москве.

А можно и так, как это сделал репортер Николай Ковальков в "Центральном телевидении", которое вышло в эфире НТВ после двухнедельного перерыва. Вот как он рассказывал в воскресном эфире про 6 мая: "Началась давка. И люди прорвали оцепление. Наперерез им вырвался ОМОН. С этого момента Болотная превратилась в место жестокого столкновения полиции с людьми. Из толпы полетели камни и файеры. Люди опять попытались прорвать оцепление, но ОМОН пускает в ход дубинки и задерживает всех, кто оказался рядом. В автозаки тащат женщин и пожилых людей. Вот человек (в кадре тот самый студент Николай, которого блогеры приняли за беременную женщину.— А. Б.), его тащат по земле. Он не сопротивляется. Его зачем-то бьют в пах..." Картинка в "ЦТ" соответствующая. Объемная и говорящая за себя. И главное — тут не нуждались в комментариях Ольги Костиной.

Арина Бородина


Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1929808

Источник: КоммерсантЪ