Internews Kazakhstan

НТВ опять подвело чувство юмора. КоммерсантЪ определил телелидера недели с 7 по 13 июня

Cоздан:   ср, 16/06/2010 - 14:21
Категория:
Тэги:

НТВ снова пробует себя в юморе. Хотя, казалось бы, уже пора успокоиться и понять, что это совершенно не то направление, которое каналу, даже в его нынешнем виде, стоит искать. Но на НТВ с каким-то маниакальным упорством запускают очередной юмористический проект. Причем каждый следующий по внешнему очертанию выглядит масштабнее предыдущего, от чего все это выглядит еще печальнее.

Первым юмористическим ужасом на НТВ был конкурс так называемых народных самородков «Ты — смешной!». Его показывали еще в прошлом сезоне. О качестве передачи и ее невысоких рейтингах уже было сказано немало, в том числе и в «Ъ». Уровень пошлости там зашкаливал, «Кривое зеркало» на фоне «Ты — смешной!» казалось высокодуховной программой. Ну, захотелось попробовать, с кем не бывает. На НТВ потом сами признали, что проект был неудачный. Казалось бы, проехали и забыли. Но нет.

Уже в этом телесезоне в ноябре на НТВ запустили новый ужас — юмористический проект под броским, но мало что объясняющим названием «Чета Пиночетов». Этот проект, который во многом копировал принцип существующих юмористических программ (скетчи, пародии на программы и рекламные ролики, беседа с популярным гостем), тоже просуществовал на канале недолго. Всего четыре программы: по две в ноябре и декабре. Рейтинги «Четы Пиночетов» уже после первого эфира не внушали оптимизма и явно указывали на то, что зрителям нынешнего НТВ «Чета Пиночетов» как минимум малоинтересна, как максимум — просто не нужна.

В Москве самой высокой была доля 12%, столько же по стране в целом. А так около 9—10% при доле НТВ на уровне 15—16%. Судя по всему, и на самом канале к идее появления «Четы Пиночетов» относились как-то странно, словно злая мачеха к приемной дочери. Даже эти четыре выпуска гоняли по сетке. А если бы программа была НТВ важна и дорога, то зачем, пока зритель даже не успел к ней привыкнуть, каждый раз менять не только ее время, но и день выхода? После нового года «Чета Пиночетов» исчезла из эфира НТВ, как будто ее там и не было. И это было разумное и вполне предсказуемое, исходя из увиденного, решение. Ну, опять пошумели бы, повозмущались тем, что никто не понял и не оценил творческих мук, не понял нового юмора НТВ, и закончили бы с ним раз и навсегда.

Впрочем, оказалось, что и на этот раз здравый смысл не остановил канал. Не закончили экспериментов с юмором. И не только с юмором вообще, но и с «Четой Пиночетов». На вопрос «Ъ», по какой причине исчезла из эфира «Чета Пиночетов», на канале объяснили, что, оказывается, в нынешнем сезоне «было снято несколько пробных программ»: «Мы их показали и отправили на доработку». Получается, что снова сам канал понял, что и эта юмористическая программа не дотягивает до того уровня, который бы удовлетворил НТВ, но все равно упорно продолжали эту нишу окучивать. Оказывается, что сейчас у «Четы Пиночетов» «немного подправляют формат», а в новом сезоне, как подчеркнули на канале, «в программе, возможно, появится еще один новый гуру юмора». К слову сказать, прежние ведущие «Четы Пиночетов» актер Юрий Чурсин и режиссер Евгений Писарев, они же исходя из комментария НТВ — гуру юмора, похоже, все же поняли, что участие в такой программе не самое лучшее для них занятие. Во всяком случае по слухам Чурсин получил предложение работать в программе другого канала, а Писарев, став недавно художественным руководителем театра имени Пушкина, вряд ли найдет время еще и для съемок в подобной «Чете Пиночетов» программе. Хотя как знать...

В любом случае в ожидании в эфире НТВ нового «гуру юмора» становится прямо-таки тревожно. Кто же подразумевается под таким обязывающим определением?! Ждать осталось не очень долго. Хотя и без этого ожидания нового «гуру юмора» поводов для недоумения хватает. Потому что на НТВ в третий раз (без учета возобновленной «Четы...») совершают безрассудный с точки зрения программной политики канала поступок. Во всяком случае найти логическое объяснение новой премьере лета — юмористическому проекту «Бульдог-шоу» — решительно невозможно.

Автором и ведущим премьеры стал известный в прошлом резидент «Comedy Club» Гарик Харламов, чье сценическое прозвище Бульдог и дало название шоу. Уже сам уход этого артиста в свободное плавание и его дальнейшие попытки найти себя (это, кстати, касается многих его коллег по «Comedy...») должны были насторожить канал и заставить задуматься, что ничего хорошего из этого получиться не может. Два вышедших в эфир 6 и 13 июня выпуска «Бульдог-шоу» лишь подтвердили такое предположение. К положительным моментам премьеры можно отнести то, что «Бульдог-шоу» точно отвечает заданному формату. Это, действительно, шоу. Развлекательное. Масштабное. Юмористическое. Все сверкает, гремит, песни поют, девушки танцуют. Юноши тоже. Сделано не на коленке и совсем не за «три копейки». Но все это мало что меняет и мало на что влияет.

Отдельные репризы в исполнении Гарика Харламова могут быть даже и смешными, а участие в них популярных артистов и светских персонажей даже может сделать их для кого-то еще привлекательнее, но и это все равно не поможет. Это шоу изначально обречено на провал и увядание. Оно не вызывает смеха, а в некоторых моментах хочется выразить сочувствие авторам, которые явно испытывали творческие муки, придумывая что-то веселое, а оно на телеэкране ну никак не получалось... Но главное даже не в этом. В нынешний контекст НТВ это «сверкающее» юмористическое шоу совершенно не вписывается. Кто будет его зрителем? Те, кто сейчас выбрал для себя НТВ, вряд ли ждут от этого канала развлечений и юмора в исполнении Гарика Харламова, как, впрочем, и юмора «Четы Пиночетов», и кого бы то ни было еще...

НТВ можно предъявлять разного рода претензии, про них уже неоднократно сказано и написано. Так или иначе, но за последние годы канал прочно занял свою нишу, где в большинстве форматов (как сериальных, так и программных) переплетаются криминальная тематика, социальная направленность и авторская журналистика. Все это, когда совсем плохо, когда хорошо (бывают и настоящие удачи), но уживается в рамках одного канала. И юмор сюда не вписывается. Ни в какой форме. Но почему-то на канале его упорно продолжают выращивать. Вытаскивать на хорошее эфирное время. И все равно никакой отдачи взамен.

А вот, например, с ток-шоу «НТВшники», которое вышло в эфир в этом сезоне, в последнее время наметился явный прогресс. При определенной шлифовке появились и более внятная дискуссия, и более четко оформленные признаки формата ток-шоу (в первых выпусках они просматривались с трудом), а главное, что у программы появилась собственная авторская интонация. И это сразу, кстати, нашло отражение и в рейтингах. Сначала показатели скакали то вверх, то вниз. Но три последних выпуска «НТВшников» и драматургически были интересными, и рейтинг был успешным. Тема «Страна господ» о проблеме богатых и бедных получила долю выше 15%, «Москва против Питера» по стране в целом долю аж выше 20%, что для НТВ очень высокий показатель. А последняя программа, которая вышла на НТВ 4 июня и целиком была посвящена проблемам единого госэкзамена, стала весьма резонансной. Этот выпуск ток-шоу также смотрело около 20% телевизионной аудитории.

Или вот фильмы Павла Лобкова, где удачно сочетаются репортерская подача, научно-познавательная информация и разумная доза «желтизны». Эти форматы почти с самого начала были успешны и приносили НТВ высокий рейтинг. А последний фильм, который вышел также 4 июня под названием «Жизнь за еду», и вовсе получил по стране какую-то умопомрачительную долю аудитории — почти 24%. На прошлой неделе это был самый максимальный показатель зрительской аудитории в стране. Понятно, что проблемы лишнего веса и как с ними бороться всегда актуальны для массовой аудитории, особенно для женщин. Их среди зрительниц Павла Лобкова было больше всего. Но и мужчин активного возраста от 25 до 55 лет, а на них больше всего делают ставку на НТВ, среди зрителей фильма тоже немало. И то, что НТВ развивает и делает ставку на эти проекты, логично. Как бы парадоксально это ни выглядело, но и фильмы Павла Лобкова, и ток-шоу «НТВшники» пусть не у всех, но все же ассоциируются с традициями прежнего НТВ. Другая часть зрителей, ставшая после разгрома того НТВ его новой постоянной аудиторией, больше любит сейчас «Чистосердечное признание», цикл «Следствие вели» с Леонидом Каневским, «Программу „Максимум“», «Русские сенсации» и опусы Алексея Егорова про мясо, лекарства и т. п. И места для тех, кто бы мог вписаться в активные ряды зрителей «Бульдог-шоу», здесь почти нет.

Рейтинги двух программ этого шоу лишь подтверждают инородность программы для НТВ. Доля первого выпуска была еще ничего, на уровне средних показателей канала — 13—14%. Но это явно ниже того, что можно получить в лучшее воскресное время. А канал под «Бульдог-шоу» отдал разгар прайм-тайма: передача начинается в 20.45.

Но долго в эфире шоу явно не продержится, максимум до конца лета. После второго эфира показатели программы заметно снизились. Доля упала до 9—10%. Но примечательно другое. Именно к началу «Бульдог-шоу» зрители с НТВ уходят. Посмотрели «Чистосердечное признание» (неугасающий рейтинговый бренд) с долей около 19% и ушли себе куда-то в другое место. Закончил выступать Гарик Харламов, начался сериал с говорящим за себя названием «Мент в законе», и снова зрители вернулись на свое привычное НТВ. Причем аудитория у сериала про «мента» вдвое больше, чем у Гарика Харламова. Стоило, как говорится, копья ломать и деньги на производство тратить.

Кстати, в День России, 12 июня, НТВ стало самым популярным у зрителей каналом. Он и в Москве, и по стране в целом опередил и «Россию-1», и «Первый канал». И старые советские фильмы, и новые кинопремьеры, и чемпионат мира по футболу, и патриотический концерт на Красной площади заметно уступили сериалам НТВ. Более 21% телевизионной аудитории в течение всего дня смотрели в эфире канала два сериала: про «Новую жизнь сыщика Гурова» и «Мент в законе». Вот такой был выбор зрителей в день государственного праздника, смысл которого, судя по тому, что выбирают в телеэфире, мало кто понимает.

Арина Бородина

Источник: КоммерсантЪ