Internews Kazakhstan

Почему конвергенция не помогает «Вашингтон Пост» оставаться среди медиалидеров?

Cоздан:   чт, 14/06/2012 - 10:57
Категория:
Тэги:

Тираж легендарной газеты в мае этого года достиг не менее «легендарной» отметки: 508 тысяч экземпляров. Таких печальных цифр газета еще не видела за время своего 130-летнего существования. Другие американские медиа также непросто переживают цифровую революцию и последствия финансового кризиса 2008 года, однако «Вашингтон Пост» — это одна из немногих газет, которая пока видит мало положительной динамики в бизнесе, даже несмотря на новую стратегию ориентации на интеграцию печатных и цифровых продуктов.

«Вашингтон Пост» сделала ремонт в своем здании в 2008 году. Интеграция двух редакций — газетной и он-лайн — проходила в течение трех лет и завершилась к концу 2009 года. До того момента редакции принадлежали двум разным компаниям и находились в разных частях города. Это приводило к тому, что в течение более чем десяти лет журналисты обеих команд конкурировали между собой. И хотя «бумажный» контент регулярно вывешивался на сайте, по сути, это были два не похожих друг на друга продукта. В 2007 году стало ясно, что такая модель не только неэффективна, но и плохо сказывается и на экономике, и на имидже компании. Проведенные исследования также показали, что аудитория «Вашингтон Пост» в принципе не подозревала, что на сайте и в газете — разный контент.

Основной задачей нового главного редактора Маркуса Брочли, назначенного летом 2008 года и пришедшего в «Вашингтон Пост» из «Уолл Стрит Джорнал», стало ускорить процесс объединения и интеграции двух редакций и создание конвергированного ньюзрума. После интеграции общее количество сотрудников сократилось с 1000 до 700 чел. Рабочих мест тоже стало меньше, в основном, за счет ликвидации некоторых отделов операционного и технического обслуживания.

Сегодня объединенная редакция занимает два этажа в здании. Подход «Вашингтон Пост» к организации ньюзрума вполне «традиционен»: редакторы, копирайтеры, журналисты, графические художники, фотографы и тех.состав — все работают в одном большом, соединенном внутренней лестницейпространстве. В редакции есть «ньюз деск» (отдел новостной информации).

Раньше это подразделение отвечало за оперативную информацию, а сейчас к его основным функциям добавился постоянный мониторинг он-лайн информационного пространства. Ньюз деск расположен посредине этажа. Столы с компьютерами в отделе расположены по кругу. За ними работают продюсеры, отвечающие за мониторинг и постоянное обновление сайта, блогов, ТВ. В том же пространстве висят четыре телевизора с разными ТВ-каналами и мониторы, на которых постоянно открыты для всеобщего обозрения сайты «Поста», включая мобильные версии издания и профили в социальных сетях.

На этаже есть своя телестудия, где производятся ежедневные выпуски новостей, ток-шоу, прогноз погоды, экстренные включения. В монтажной идет 24-часовой мониторинг он-лайн трансляции видео на сайте. Самой «Вашингтон Пост» производится до 40% видеоконтента, остальное докупается у партнеров: CNN и Assosiated Press — двух крупнейших поставщиков видео-контента.

Редакционные планерки проводятся на том же этаже. Экстренные встречи созываются редакторами на территории ньюз деск. Там же принимается решение о том, как будет освещаться событие: пускать ли его в «живой» эфир в интернет? Нужно ли отправлять видеографера (так называют «репортеров в кадре») на место событий, или достаточно обойтись съемками журналиста мобильным телефоном?

Как организованы дежурные смены в газете? В «Пост» нет четких бригад и смен, как, например, в «Нью Йорк Таймс». График работы примерно такой: репортеры приходят к 9 утра и заканчивают рабочий день в 7—8 вечера. Вторая группа репортеров (значительно меньшая) работает с 6 вечера и до 2 ночи. В основном, это журналисты, ответственные за освещение местных криминальных новостей. Всю ночь, с 9 вечера и до 6 утра, в редакции находятся пять человек: два редактора и три продюсера. Они отвечают за размещение новостей на сайте и мониторинг происшествий — ночью растет международный трафик на сайте. К 8 утра приходят 95% редакторов и остаются на работе до 7—8 вечера. Литературные редакторы приходят в 4 вечера и остаются до 12 ночи: эти сотрудники следят за полнотой освещения темы и проверяют факты на точность и достоверность. Оставшиеся 20—23% приходят в редакцию к 8—9 утра и уходят в 6—7 вечера.

Подписание газеты проходит в 10 вечера, в 11:30 вечера и в 1 час ночи. По словам редактора стратегических проектов «Вашингтон Пост» Эмилио Гарсиа Руиза, почти все журналисты в «ВП» — «мультимедийщики». В их распоряжении еще год назад были широкоформатные Flip Camera, но так как их сняли с производства в Америке, то редакция постепенно закупает журналистам новые модели iPhones 4S, которых вполне достаточно для оперативной съемки. В «ВП» нет журналистов, которые бы писали только в печатную газету или только на сайт. Все понимают, что если будут отдавать предпочтение той или иной платформе, то вскоре останутся без работы. Мистер Гарсиа Руиз говорит, что в Америке вопрос проблематичности перехода от печатной платформы к цифровой вообще не рассматривается: если журналист приходит на работу и не понимает, что он должен быть мультимедийщиком, то ему просто указывают на дверь.

Именно поэтому одна из новых обязанностей репортеров и редакторов — это разработка соцмедиа стратегии для каждой истории. Делается мониторинг Twitter (в большей степени) и других популярных в Америке социальных сетей. Если есть необходимость, на сайт выставляется живая Twitter-лента с динамическими тегами.

Интересна технология работы с оперативными новостями: все журналисты, выезжающие на место события, публикуют мини-заметки в блоге, находясь прямо там же (используются Blackberry, iPhone, iPad). Раньше заметка отправлялась непосредственно в редакцию, и редакторы принимали решение, пойдет ли материал он-лайн. Сейчас после того, как журналист узнал новые подробности, старая запись не удаляется, а опускается ниже в «ленте». На ее месте наверху страницы появляется новая заметка с новыми подробностями. В редакции существуют два блога — внутренний и внешний. Внутренний используется редакторами для обработки оперативных новостей. По электронной почте такие заметки больше не отправляются, а закидываются напрямую во внешний или внутренний блог.

В «ВП» есть целый отдел специалистов по социальным медиа. В их обязанности входит мониторинг всех соцсетей на предмет отслеживания трендов, поддержка комментариев и дискуссий. Они же поддерживают активность в группах по интересам, созданных на сайте газеты. В эту команду также входят несколько сотрудников, специализирующихся на пользовательском опыте (user experience). Они отвечают за мониторинг поведения пользователей он-лайн: на веб-сайте, соцсетях, блогах и форумах.

Эти же люди разрабатывают стратегии по повышению степени комфортности пользователей на сайтах компании и повышению лояльности потребителей к продуктам «Вашингтон Пост».

Один день в редакции

Как движется материал от корреспондента до платформы?

1. В 8—9 утра редактор отдела дает задание журналисту.

2. Примерно к 12 дня готов первый набросок заметки, который отправляется журналистом в систему управления контентом (CMS). «Вашингтон Пост» используют итальянскую систему METHOD.

3. Заметку видит редактор отдела, прочитывает ее, и в 12:15 заметка получает статус «готово».

4. Статус «готово» видят продюсеры и выставляют заметку на сайт и все мобильные приложения. Этот же статус видят редакторы по социальным медиа и выставляют заметку в Facebook и Twitter.

5. Если по каким-либо причинам заметка не может идти он-лайн, или отправлена на доработку — все редакторы видят эту пометку в системе.

6. Примерно к 2 дня готов новый вариант заметки. Он идет в систему и проходит тот же цикл, что и первый вариант. Заметка подвешивается на сайт как дополнение к уже существующему материалу.

7. За день процесс повторяется примерно три-четыре раза.

8. К вечеру (после 6 вечера) заметка, помимо редактора отдела, прочитывается еще и копиредакторами, и финальный вариант отправляется в специальную папку в системе управления контентом. Именно этот вариант идет в печать, если идет вообще. Такая заметка может попасть в «финальную» папку в 6 вечера, а может и в 9 вечера, за час до первого из трех подписаний номера.

9. В 12.15 ночи все заметки на сайте, мобильных платформах и соцмедиа автоматически переписываются (заменяются) системой новыми, финальными вариантами.

Как оплачивается труд журналистов в зависимости от активности на всех платформах?

В «Вашингтон Пост», как и в других медиакомпаниях США, работает система «рыночной стоимости журналиста».

Молодые репортеры, когда приходят на работу в «Пост», получают стартовую зарплату около 45 тысяч долларов в год (около 113 тысяч рублей в месяц). Более опытным журналистам назначается зарплата в зависимости от их рыночной стоимости — обычно это больше 100 тысяч долларов в год.

Что влияет на размер вознаграждения? Если журналист написал заметку, и эта заметка получила пять миллионов кликов на сайте, то это никак не повлияет на размер гонорара. В «Пост» нет прогрессивной гонорарной системы, популярной в российских СМИ. Зато если журналист «откопал» историю, благодаря которой его потом приглашают для интервью на ТВ или радио, звонят за комментариями другие газеты, в этом случае зарплата автора автоматически идет вверх примерно на 20% и уже на этом уровне и остается. Если конкуренты пытаются перекупить журналиста, то компания пытается покрыть стоимость предложения и обычно накидывает бонус сверху. Таким образом, у некоторых сотрудников зарплата за один год может вырасти на 50—70%, а может не вырасти вообще.

Ольга Иванова

Журналист № 6/2012

Источник: Планета СМИ