Internews Kazakhstan

День Победы. КоммерсантЪ определил телелидера недели с 1 по 9 мая

Cоздан:   чт, 12/05/2011 - 12:00
Категория:
Тэги:

9 мая совершенно уникальный день. Даже в Новый год такого не бывает. Сколько бы лет ни прошло, как бы люди ни ругали телевидение, были довольны или недовольны существующей властью, они обязательно смотрят в День Победы военный парад на Красной площади. Даже традиционное поздравление президента с Новым годом не смотрят так, как смотрят парад. Это при том, что и то и другое из года в год включают даже те, кто уже давно не смотрит телевизор и не интересуется им в принципе. Рейтинги тут всегда высокие. Впрочем, в последние года три 31 декабря два главных канала страны — «Первый» и «Россия 1» — делят зрителей почти на равных между собой.

Телелидеры с Ариной Бородиной

9 мая все не так. Вот уже сколько лет подряд «Первый канал» в День Победы с большим отрывом от всех остальных лидирует по числу выбирающих его зрителей. Доля аудитории «Первого» 9 мая составила в Москве — 25,1%, у «России 1» — всего 10,3%, у НТВ — 9,7%. По стране в целом расклад сил примерно такой же: «Первый» 9 мая выбрало 26,2% телевизионной аудитории, «Россию 1» — 13%, НТВ — 10,2%. Забавно то, что, например, еще 8 мая у «Первого канала» в Москве было совсем мало зрителей — не больше 10% аудитории, а 9-го с раннего утра начинается резкий рост показателей. Словно зрители, как заговоренные, приходят на «Первый» и именно здесь смотрят и Парад Победы на Красной площади, и все остальные проекты этого дня.

И все-таки мы еще не совсем бесчувственная нация, если так активно из года в год включаем в десять утра телевизор, когда начинается парад, а в 18.55 снова страна у телеэкрана и в течение пяти минут на всех без исключения каналах вспоминают тех, кто не вернулся с войны. Казалось бы, можно было все это не смотреть, ведь из года в год «по картинке» это примерно одно и то же, и смысл тоже не меняется. Но столь высокие рейтинги говорят о том, что для миллионов российских семей это все еще «не одно и то же» и что боль и память живы.

Трудно сказать, что именно заставляет людей смотреть 9 мая парад, что они там для себя находят, какие чувства испытывают?! Но вот в этом году показатели Парада Победы на Красной площади среди москвичей были просто ошеломительными с точки зрения процента телевизионной аудитории. В Москве на «Первом канале» военный парад выбрало 61,5% (рейтинг 15,1%, то есть каждый шестой москвич) зрителей. Для сравнения, на канале «Россия 1», где также шла прямая трансляция, в Москве парад смотрело около 14% зрителей, на «ТВ Центре» и «Звезде» — около 3%.

В 2008 году 9 мая на том же «Первом» рейтинг был выше, он составил 20,5%. Но доли аудитории выше 60% не было еще ни разу! Даже два юбилейных парада — в год 60-летия Победы в Великой Отечественной и прошлогодний к 65-летию — смотрело на «Первом» соответственно 48,5% и 49,4% зрителей. Это при том, что в 2005-м в Москву на парад приезжали главы государств мира и сами церемонии были масштабнее. В прошлом году по Красной площади маршировали и армии стран-союзниц, и европейских стран (Франция, Англия, США, Польша...), и стран СНГ. Участвовала и авиация... В этот раз новыми были разве что военная форма. Ну еще проход Дмитрия Медведева, который вышел к главной трибуне для принятия парада не один, а в сопровождении Владимира Путина, да и шел президент не первым, а следом за премьер-министром и только уже у самых ступенек его нагнал, и тогда Путин, указав рукой, пропустил вперед главу государства и главнокомандующего... Но разве эта красноречивая картинка в прямом эфире могла так заметно повлиять на телевизионные рейтинги столь широкой, неискушенной в политических нюансах аудитории?!

Вообще, телетрансляции, показатели которых перешагнули долю аудитории выше 60%, в Москве можно перечислить по пальцам. За последние лет десять их всего семь: финал «Евровидения» в 2009-м (64,2%), поздравление Владимира Путина с Новым годом в 2005-м (62,7%), два футбольных матча (отборочный к чемпионату мира наших со Словенией и на чемпионате Европы России с Голландией) — 60,1% и 63,1% соответственно. Это все на «Первом канале». И еще две трансляции на «России 1» с чемпионата Европы по футболу (игры сборной России со Швецией и Испанией) —  67, 5% и 70%. Как видите, все это особые телевизионные события. И теперь в этом списке и нынешний Парад Победы-2011 с долей 61,5%. Общероссийский показатель парада на «Первом» чуть ниже — 47,4%.

Кстати, процент зрителей-москвичей на «Первом канале» от 18 до 45, смотревших парад, составил 60,3%, а среди тех, кому от 18 до 30, их вообще 66,1%. Это к слову о том, что молодежь не смотрят телевизор. Случайностью это уже совсем не назовешь. Так происходит уже третий год подряд: 9 мая молодых зрителей от 18 до 30 лет на «Первом» порой даже больше, чем тех, кто старше 55. И это поразительно. Видимо, что-то меняется в этот день в сознании, но цифры рейтингов упорно фиксируют 9 мая высокую зрительскую активность именно среди молодых. И именно на «Первом канале». Так, общероссийский показатель доли в аудитории от 6 до 54 лет (по ней продают рекламу молодежные каналы СТС и ТНТ) в День Победы на «Первом» составил 27,1% (это чуть больше, чем в целевой — там 26,2%).

Еще одна неожиданность 9 мая этого года. Канал СТС в своем эфире в девять утра поставил цветную версию исторического Парада Победы, который прошел 24 июня 1945 года. И тоже собрал у себя огромную аудиторию. К началу показа количество зрителей СТС выросло в два с половиной раза. И среди тех, кому от 6 до 54 лет, парад 45-го в Москве смотрело 19%, по стране в целом — 17,6%. А среди тех, кому от 18 до 45, таких зрителей было уже 25% в Москве, а россиян от 18 до 30 лет, смотревших эту историческую телеверсию, почти 38%! Какое-то невероятное количество зрителей для канала, ориентированного на молодых и активных. И «Минуту молчания» на «Первом» выбрало не только 30% взрослого населения страны (или почти каждый десятый россиянин), но и более 36% зрителей этого канала в возрасте от 18 до 30 лет. А на канале ТНТ, где в этот день, как обычно, совершенно «не подгоняли» программирование под День Победы, «Минуту молчания» тоже смотрело довольно много молодых москвичей — более 12%. И неважно, что это в основном были те, кто, видимо, остался у телеэкрана между частями «Битвы экстрасенсов». Но не выключили же они телевизор, не ушли на другой канал, а остались на ТНТ, когда там шла «Минута молчания» в память о погибших в Великой Отечественной.

У каждого из трех главных каналов страны 9 мая есть свои «визитные карточки». На «России 1» сразу после парада традиционно показывают концерт Дмитрия Хворостовского с песнями военных лет. Очень жаль, что этот единственно уместный в этот день музыкальный концерт смотрит так мало зрителей — всего 10—11%. «Первый канал» каждый год показывает «В бой идут одни старики» (это талисман канала в День Победы), раньше черно-белую версию, классическую, сейчас — цветную. И все время ее выбирает очень много зрителей: в этот раз в среднем 28% аудитории. На НТВ каждый год показывают «В августе 44-го...». И тоже всегда у фильма высокие показатели, сейчас доля была в среднем 17%. И это единственное, что действительно «выстреливает» на НТВ 9 мая.

Старых советских фильмов о войне в День Победы в эфире все меньше. Новые смотреть порой просто невозможно. И как точно написал один очень известный тележурналист, когда их смотришь, ощущение, что Великую Отечественную выиграл НКВД.

Или вот другой пример. 8 мая замечательные «Двадцать дней без войны» Алексея Германа на «Первом» в Москве смотрело лишь 5% аудитории. А почти в это же время на «России 1» шел концерт Евгения Петросяна и Елены Степаненко с «говорящим» названием «Шутки в сторону». Так вот его выбрали около 20% зрителей. И с кого тут спрашивать? С каналов, которые так программируют эфир, или со зрителей, которые делают такой вот выбор?! Несомненный хит «Первого канала» «Диверсант», на этот раз тот который «Конец войны», неоднократно уже показанный, вновь собрал 9 мая долю аудитории в 30%.

А вот один из лучших современных фильмов о Великой Отечественной «Брестская крепость» Александра Котта, который совсем недавно был в прокате, собрал несправедливо мало: в Москве около 18% зрителей, по стране — 21,3%. Но, кстати, и тут молодые зрители были более активными. Если сравнивать, например, абсолютную военную «клюкву», показанную на «Первом канале» года три назад 9 мая под названием «В июне 41-го...», где герой Сергея Безрукова ни в огне не горел, ни в воде не тонул и в одиночку перестрелял чуть ли не роту фашистов, собравшую тогда долю аудитории в 41%, с «Брестской крепостью», лишенной лакировки и патриотического пафоса, то становится обидно за выбор телеаудитории... Впрочем, утешением этому фильму может служить то, что его все равно выбрало больше всего зрителей, смотревших телевизор вечером 9 мая 2011 года.

Канал «Культура» в этом году вместе с Государственным архивом кино- и фотодокументов 8 и 9 мая показал в своем эфире уникальную хронику военных лет. Большая часть — впервые на телевидении. Были там и знаменитые кадры агитпропа конца 30-х годов, и первый послевоенный парад физкультурников, и суд над предателями и полицаями, включая казнь через повешение, и фильм о Берлинской конференции в 45-м, где решалась судьба послевоенной Европы, и, конечно, проход пленных немцев по Москве летом 44-го... Все это шло на «Культуре» почти непрерывно и без комментариев. Такой концептуальный подход производил очень сильное эмоциональное впечатление. И, судя по неплохим показателям, это нашло отклик у зрителей. Доля аудитории хроникальных кадров 9 мая на «Культуре» была в полтора-два раза выше средних показателей канала.

И еще. О молодых. На протяжении почти десяти дней программа «Время» показывала цикл «Правнуки Победы», где дети из разных городов страны и бывших союзных республик на фоне военной хроники рассказывали в кадре о своих прадедах и их подвигах на этой войне. Это очень точные по интонации телевизионные мини-новеллы. В них трудно заставить детей фальшивить и врать. И вот через такие драматичные воспоминания, которые есть почти в каждой семье, наверное, и хранят память об этой войне. Судя по зрительской реакции, она не стирается даже спустя 66 лет.

Арина Бородина


Источник: КоммерсантЪ