Internews Kazakhstan

Трудно быть блогом

Cоздан:   ср, 11/04/2012 - 15:57
Категория:
Тэги:

Английский термин blog происходит от сокращения словосочетания web log, что дословно означает «виртуальный журнал». Особенностью таких журналов являются регулярно появляющиеся записи (с текстом, изображениями или мультимедиа), выстроенные в обратном хронологическом порядке, небольшие по содержанию, актуальность которых порой ограничена определенным временным промежутком. Блоги чаще всего рассчитаны на сторонних читателей, у которых есть возможность добавлять к записям свои комментарии.

Считается, что первым блогом обзавелся Тим Бернерс-Ли (создатель Всемирной паутины) в далеком 1992 году, создав личную страничку. Более широкое распространение блоги получили во 2-й половине 90-х. Судьбоносным для блогинга становится 1999 год. Тогда появляется первый портал, объединивший блогеров, — portal.eatonweb.com. А вслед за ним — популярные во всем мире и ныне Blogger.com и LiveJournal.

В этом же году интернет-деятель Петер Мерхольц вводит термин blog (переделав словосочетание «web log» на «we blog») в широкое употребление. Одним из первых российских блогов считается существовавший с 1996 по 2001 г. ресурс «Вечерний Интернет», автором которого являлся Антон Носик.

Но настоящий рассвет блогосферы начался в 2000-х, когда благодаря бурной интернетизации населения она из уютного закутка программистов превратилась в средоточие медиазвезд. Сегодня блоги во множестве стран являются альтернативой СМИ, а в ряде государств (например, в США) уравнены со СМИ по закону.

В чем причина этого явления? Здесь совпали несколько тенденций. Благодаря повсеместному распространению доступа во всемирную паутину, стать автором сегодня может каждый, кто умеет писать и читать. Интернет же обесценивает традиционные СМИ, консервативный и офлайновый формат которых не подходит новым потребителям. Им на смену приходят популярные виртуальные дневники. Их авторы, снабжая аудиторию впечатляющим контентом и нетривиальным форматом, обзаводятся сотнями тысяч постоянных посетителей.

Расстояние между приходящими им на смену интернет-СМИ и блогами значительно меньше. А значит, у самодельных звезд всемирной паутины появляется больше возможностей если и не полностью конкурировать со СМИ как с институтом, то, по крайней мере, бороться за место на общем информационном поле.

При этом самим СМИ приходится идти на поводу у аудитории и обзаводиться собственными блогами, тем самым еще больше стирая границу. Да и классическим медиазвездам (политикам, актерам, писателям, телеведущим, бизнесменам), чтобы оставаться в центре внимания, приходится перенимать новые форматы.

ЖЖ в России больше, чем LJ

Всего же, по данным аналитиков из компаний Nielsen и McKinsey, на нашей планете количество блогеров составляет примерно 280 миллионов человек. При этом самые читаемые блоги ведутся в основном на персональных (standalone) страницах. Наиболее востребованными сегодня в мире блог-хостингами являются Blogspot (он же blogger.com), Wordpress, fc2.com, Tumblr. Cюда не включен сервис микроблогов Twitter, споры о принадлежности которого к блогам не утихают до сих пор).

Блог-платформа LiveJournal не возглавляет список мировых лидеров. В рейтинге популярности сайтов alexa.com она находится лишь на 105-й позиции. При этом в топе отечественных интернет-ресурсов Живой Журнал расположился на 10-м месте. Объяснить это можно той огромной ролью, которую он играет в России.

Если в Америке аудиторией LiveJournal в основном являются школьники и домохозяйки, то у нас это крайне востребованный интернет-ресурс, костяк аудитории которого составляют вполне взрослые публичные фигуры (в том числе политики), а также профессионалы всех мастей — от дизайнеров и программистов до писателей и журналистов. Свой блог есть и у уходящего президента России Дмитрия Медведева. А один из самых популярных блогеров, Алексей Навальный, сделал стремительную карьеру в публичной политике в том числе благодаря своему дневнику в ЖЖ.

Первая запись на русском языке появилась в LiveJournal в год основания журнала. Но систематически русская блогосфера начала развиваться с 2001 года, когда свой блог завел филолог из Тарту Роман Лейбов. Изначально дневниками здесь обзаводились программисты и продвинутые пользователи. Но постепенно Живой Журнал расширял свою аудиторию, и иметь свой собственный дневник в ЖЖ стало престижно. Важным этапом в развитии Живого Журнала стала покупка сервиса в 2006 году американско-российской компанией SUP.

На сегодняшний день месячная аудитория российских читателей Живого Журнала составляет около 15 млн человек (данные за декабрь 2011 года). Количество пишущих авторов на момент написания статьи равнялось 2 845 580 (всего в стране более 52 млн блогов).

При этом активными lj-блогерами (т.е. пишущими раз в неделю и чаще) являются лишь около 70-ти тысяч, относительно активными (записи хотя бы раз в месяц – около 160-ти тысяч). Большую часть блогерского сообщества составляют жители столицы и мегаполисов, а также наши бывшие соотечественники из стран СНГ и представители русскоязычной диаспоры в мире.

Почему LiveJournal обладает у нас в стране такой бешеной популярностью? Почему сотни тысяч пользователей начинают свой день с его просмотра? Это вызвано рядом причин.

Кризис традиционных медиа ощущается во всем мире и усиливается по мере развития Интернета. Именно это способствует популяризации блогинга. Газете трудно угнаться за сотней «народных» авторов, пишущих бесплатно. В России этот процесс усугубляется государственной монополией на СМИ. В итоге многие юзеры ищут в Интернете альтернативное мнение на происходящие события. К тому же LJ считается американской компанией с хостингом в США, что усложняет давление на него со стороны местных властей.

Еще одна из причин — совмещение блогами информационной составляющей и функции соцсетей (особенно наличие популярных сообществ), что делает их привлекательными для массовой аудитории.

Живой Журнал был в числе первых социальных сервисов, переведших свой интерфейс на русский язык. Поскольку его распространение в РФ совпало с развитием Рунета, это оказалось важным преимуществом. А изначальное отсутствие конкуренции помогло ему завоевать лидерские позиции (соперничающие платформы в лице других блогхостингов и соцсетей появились значительно позже).

Особая роль именно Живого Журнала может быть объяснена тем уникальным сообществом интересных личностей, которое сформировалось на его просторах. В отличие от Запада, именно блог-хостинг стал популярным форматом для интернет-элиты. Элитарность Живого Журнала, возникшая еще в начале двухтысячных и сохраненная доныне, стала еще одной отличительной чертой, повышающей ценность ЖЖ в глазах аудитории.

Целое созвездие звезд и высококлассных специалистов, пишущих и общающихся здесь с простыми смертными, делает эту площадку особо привлекательной.

Перемен требуют наши глаза

В последние годы в Сети получили широкое распространение мнения о том, что «уютненький уже не тот», блогосфера умирает, и мы вот-вот окажемся свидетелями окончательного заката LiveJournal.

В основе подобных разговоров — несколько факторов. Во второй половине двухтысячных в России появились сначала отечественные («ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир»), а вслед за ними и зарубежные (Facebook, Twitter) социальные сети. Завоевав местный рынок, они переняли те функции (профильные для себя), которые до этого выполнял Живой Журнал.

Произошел отток части аудитории, среди которой были и лидеры общественного мнения, променявшие «уютненький» на Facebook и Twitter. Facebook стал особенно привлекательным для блогеров, когда в 2011 году соцсеть ввела возможность публиковать длинные записи.

Еще одной причиной паникёрских настроений, переходящих в паническое бегство блогеров на другие площадки, стала обрушившаяся на LiveJournal серия DDos-атак, которые в течении двух последних лет значительно мешали работе ресурса. Живой Журнал понес не только репутационные издержки, но и лишился части своей аудитории. Но к концу 2011 года ресурс смог нарастить силы и доблестно справиться с традиционными уже атаками хакеров, приуроченными к федеральным выборам.

Одной из главных проблем Живого Журнала являлся устаревший интерфейс, пришедший из «лихих девяностых», который компания SUP так и не удосужилась концептуально изменить в течение всех нулевых. Именно отсталость интерфейса стала самым популярным мотивом, который озвучивали юзеры, перешедшие на другие социалки.

О серьезном изменении интерфейса новое руководство Живого Журнала заявило в конце 2011 года. После целого ряда проблем и неудач на смену бывшему руководителю «LJ Russia» Светлане Иванниковой пришел молодой и амбициозный Илья Дронов. Компанию ему составил бывший руководитель SUP Антон Носик, вернувшийся в фирму на должность медиадиректора.

Новое руководство блогхостинга озвучило честолюбивые планы по реорганизации работы LJ. Так, помимо серьезного улучшения защиты от DDos-атак было объявлено о планируемом переносе части серверов из Калифорнии в Европу. Это должно значительно снизить проблемы со скоростью загрузки сервиса.

Еще одно из планируемых нововведений – разработанные студией Артемия Лебедева изменения дизайна и интерфейса, которые будут внедрены в нынешнем году (оценить новые эскизы можно здесь). А из дневников должна исчезнуть почти вся реклама.

К сегодняшнему дню была реализована часть планов, например, серьезное изменение претерпела форма с комментариями. Еще одно новшество — трансформация расчета рейтингов для дневников и сообществ, которые теперь строятся на основе «социального капитала».

«Рейтинг на основе социального капитала ценен тем, что новая система отражает только "живой" трафик и дает возможность владельцу дневника адекватно оценить свое положение на площадке», - высказался о новшестве руководитель LiveJournal Russia Илья Дронов.

В противовес накрутчикам рейтинга руководство ЖЖ ввело возможность размещать относительно недорого свою рекламу на главной странице в разделе «Promo». Теперь рекламировать можно свои посты, дневники и сообщества.

Изменения, произошедшие в руководстве компании и функционировании сервиса, позволили Живому Журналу вернуть пошатнувшиеся позиции одного из лидеров Рунета. В декабре прошлого года аудитория сервиса в России составила 15,1 млн уникальных посетителей, что на 5,2% больше аналогичного показателя за предыдущий год (примерно на столько же выросла и аудитория Рунета).

yugopolis.ru

Видео на десерт

Веб 2.0 эксперт - Сарафанное Радио