Internews Kazakhstan

Отток мозгов: журналистика прощается с международкой, культурой и расследованиями

Cоздан:   пн, 10/09/2012 - 15:02
Категория:
Тэги:

Из польских СМИ исчезают «дорогие» жанры — международка, журналистские расследования, культура, а опытные репортеры уходят в смежные профессии, оставляя профессию на молодых копипастеров.

Марчин Войцеховский, один из самых известных в Украине польских журналистов, многолетний корреспондент Gazety Wyborczej в Украине, России и Белоруссии, а до этого — военный корреспондент газеты на Балканах, больше в Wyborczej не работает. Сейчас он вице-президент одной из общественных организаций при польском МИДе — Фонда Международной Солидарности.

На вопрос, с чем связана смена профессии, Войцеховский отвечает: для газеты содержание международного отдела дорого, а для того, чтобы мониторить интернет достаточно студентов. Так экономика (международка = дорого) изменила суть профессии: выгоднее нанять студента-практиканта, который будет следить за сообщениями агентств, а компетентному автору время от времени заказывать статьи. Правда, для того, чтобы писать время от времени, а не в штате и за регулярную зарплату, тому самому компетентному автору надо работать где-то еще.

Марчин рассказывает о ситуации без личной обиды — у него-то и работа интересная, да и у газеты есть железный аргумент: международка действительно интересует не так много читателей, как внутренняя политика, экономика и спорт. Дальше можно рассуждать о качестве того читателя, который интересуется международкой, его влиятельности и «опинион-мейкерстве», но эти рассуждения газетному менеджменту кажутся не слишком убедительными.

«Во-первых, у меня действительно было стойкое ощущение, что то, что я делаю, моей газете больше не нужно. Ну а во-вторых, в прошлом году министр иностранных дел пригласил меня в совет этого фонда, и мы довольно-таки долго разрабатывали его концепцию как инструмента реализации польской внешней политики», — из слов Марчина напрашивается вывод: хочешь дальше заниматься своей темой — ищи работу у своих ньзмейкеров.

Кстати, Войцеховский продолжает писать для Wyborczej — как минимум раз в неделю там появляется его статья.

Случай Марчина Войцеховского — не исключение, а примета времени. Его коллега Марчин Косарский, который был корреспондентом Gazety Wyborczej в Вашингтоне, сейчас работает пресс-секретарем министра иностранных дел Польши. Еще один известный в Польше международник сначала был пресс-секретарем представительства Польши в Евросоюзе, а сейчас — заместитель министра регионального развития Польши.

Кто-то ушел в бизнес, кто-то пытается выжить на фрилансе.

«Оптимизация» коснулась самых дорогих журналистских отделов — международки и журналистских расследований. Также под нож пошла культура — скорее, не из-за дороговизны, а за компанию с другим интеллектуальным балластом.

«Сейчас в той же Wyborczej в отделе культуры остались три человека, которые пишут обо всем. Таким образом, разрушается модель культурной журналистики, построенная на профессиональной рефлексии, когда о музыке пишет музыкальный обозреватель, о театре — театральный критик, а о кино — киновед», — говорит Томаш Чиж (Tomasz Cyz), шеф-редактор Dwutygodnik.com, интернет-издания польского Министерства культуры и национального достояния.

Небольшая ремарка: в Украине бы, наверное, уже подумали, что в каждом примере Gazeta Wyborcza — это наезд, но в контексте нашего разговора это скорее самый яркий пример, шкала, с которой сверяется польский медиарынок. Да что там польский. Wyborcza — украинская медиамечта, так и неосуществившаяся с 2005-го, когда на рынок выводили «Газету 24», амбициозно претендовавшую на звание «украинской Wyborczej» и с этой же амбицией почившая в кризис. Зная, что украинский медиарынок не смог прокормить ни одну серьезную ежедневку, слушать жалобы поляков на «таблоидизацию», это... Скажем так, я чувствовала себя на месте своей тети из провинциального городка, у которой и холодную-то воду подают по часам, когда я ей жалуюсь, что у меня ЖЭК неправедно отключил горячую и как же теперь жить. Чувство, которое я испытываю, когда жалуются поляки: легкое недоумение и искренняя поддержка. Потому что я-то знаю, как плохо, когда хуже.

Когда речь идет о культурной журналистике, то картинку можно смело накладывать на Украину. Один к одному. Томаш Чиж рассказывает, что из польской журналистики исчезает такой жанр как рецензия. Ни в одном издании нет статей про филармонические концерты, хотя еще лет 10 назад об этом писали. Информация о театральной премьере ограничивается анонсом, а потом публикацией фото с премьеры, под которм напишут либо о пикантных подробностях биографии режиссера, либо кто был на премьере во что одет.

Недавно один частный театр разослал примечательные пресс-приглашения на премьеру, в которых журналистов приглашали зайти в зал только на аплодисментах, чтобы сфотографировать и записать комментарии. При этом упоминалось, что репортеры должны быть в вечерних нарядах.

«Из культурных репортажей пропало основное — культурный объект, произведение искусства», — констатирует Томаш.

За время существования Dwutygodnik.com, полностью финансируемого из бюджета Министерства культуры и национального достояния, и полностью посвященного культуре и искусству, поток текстов, которые получает редакция, вырос в 500 раз. Цифра казалась настолько невероятной, что переспросила дважды.

«С одной стороны я понимаю, что это свидетельствует о нашей растущей популярности, но с другой — о том, что тексты о культуре больше публиковать негде», — комментирует Томаш.

Виктор Светлик (Wiktor Świetlik), журналист, президент мониторингового центра по свободе слова SDP, рассказывает, что редакции сократили почти всех журналистов-расследователей. Причина та же — дорого, а результат не гарантирован: часто, потратив кучу времени и усилий, журналист не получает суперматериал. В 90-е журналисты каждую неделю раскапывали новую аферу. Сейчас стало поспокойней. В результате журналисты-расследователи остались без работы, потому что никто не хочет платить за процесс — только за результат.

Светлик говорит, что с расследователями ситуация часто доходит до анекдота: «Бывают случаи, когда журналисты-расследователи после увольнения из газет уходят в пресс-секретари к тем людям, деятельность которых они расследовали».

Похоже, журналистику сейчас косит «болезнь Онегина», которого критика еще того, 19-го века, называла «умная ненужность». Если говорить о рынке труда, то смежные профессии на сегодняшний момент выиграли, получив квалифицированных специалистов из журналистики — людей, которые много лет глубоко бурили тему, умеют работать с информацией, легко и грамотно писать. Журналистика же пока подсчитывает экономию и не осознает утраты, относясь к кадровому оттоку как к естественной утилизации, и отчаянно пытаясь не замечать, как вместе с водой выплескивает дитя.

Леся Ганжа, Редакторский портал