Internews Kazakhstan

От Достоевского к Ходорковскому. КоммерсантЪ определил телелидера недели с 23 по 29 мая

Cоздан:   пт, 03/06/2011 - 09:40
Категория:
Тэги:

Сериал «Достоевский» обсуждали всю минувшую неделю. В эфире радиостанций, в сети и прессе. Впечатления разные. Даже создатели «Достоевского», автор сценария Эдуард Володарский и режиссер Владимир Хотиненко, не сошлись во мнениях на свою совместную работу. Сценарист утверждает, что недоволен итогом постановки, и говорит, что его сценарий был про другого Достоевского. Какого именно? Сейчас мы этого уже все равно не узнаем, потому что канал «Россия 1» в четверг закончил показ сериала «Достоевский». По итогам недели и в Москве, и в других городах страны он занимает седьмую строчку по популярности среди всех сериальных проектов. В прошлом выпуске «Телелидеров» «Ъ» уже писал о том, что эта гуманитарная акция государственного телеканала по продвижению истории жизни писателя Достоевского не нашла отклика у среднестатистического зрителя. В среднем 10% телевизионной аудитории смотрели каждую серию «Достоевского» на канале «Россия 1». Лишь две заключительные серии, показанные за один вечер, собрали чуть больше зрителей — около 13%.

«Достоевский» уже одним своим названием, похоже, был обречен на отсутствие внимания к нему со стороны массовой публики. Но все равно не может это служить оправданием тому, что сериал «Достоевский» в итоге оказался каким-то половинчатым байопиком, да еще снятым в категории экономкласса. Когда из серии в серию мелькают нарисованные искусственные задники Парижа, Рима и других европейских городов, где бывал Достоевский, когда экономят на реквизите и натурных съемках даже в родном Петербурге, то впечатлений от просмотренного это не добавляет никому. Если уж сериал продекларирован репутационным, а само название возводит его в статус непроходных телеработ, то нельзя делать героям небрежный грим, наспех наклеенные бороды, шиньоны, парики и букли, искусственность которых видна даже при беглом взгляде на телеэкран. В таких работах, которые снимают на все времена, мелочей не бывает.

Общую неровность сюжетной линии и очевидную недосказанность глубины личности и судьбы Достоевского в формате сериала компенсировал своей игрой Евгений Миронов. Те 10% зрителей, которые остались верны сериалу от начала до конца, вряд ли пожалели, что его досмотрели. Невероятная магия этого артиста, который вложил в роль Достоевского больше чем мог и уж точно больше себя прежнего, тащила за собой, словно локомотив, из серии в серию, заставляя додумывать недоснятое. Игра Миронова в «Достоевском» останавливает от того, чтобы назвать сериал откровенно неудачной работой. Замысел проекта был благородный, но его воплощение, как тот поезд в искусственных сериальных декорациях, несло по кругу. Вагоны всегда были одни и те же, и нарисованный пейзаж за окном никогда не менялся, а маршруты, согласно биографии Достоевского, были всегда совершенно разные. Как вот в таком случае он мог с комфортом доехать до конечной остановки?

На прошлой неделе закончился еще один сериал, чья рейтинговая судьба оказалась счастливой. Каналу СТС под конец сезона наконец-то повезло. В понедельник здесь показали заключительную серию первого сезона остросюжетного сериала «Закрытая школа», который шел в эфире с 11 апреля по 23 мая. Уже первая серия в целевой аудитории СТС от 6 до 54 лет собрала у телеэкранов в среднем около 15% зрителей (а это заметно больше, чем в среднем смотрит СТС). «Закрытая школа» почти все время держала зрителей в напряжении. Показатели не снижались, а к финальным сериям, как и положено при классическом телесмотрении, стали заметно расти. Заключительную серию на СТС посмотрело уже 25% зрителей канала. А поскольку сценарий «Закрытой школы» строится таким образом, что большинство сюжетных линий остаются открытыми (в Испании, по чьей лицензии снята русская версия, уже вышло несколько сезонов), то у канала есть все шансы на успешное продолжение этого сериала в новом телесезоне.

Примечательно, что «Закрытая школа» смогла установить в эфире даже своеобразный рекорд, каковые очень редко случаются на телевизионном пространстве. 8 мая, когда СТС в течение всего дня показывал подряд ранее вышедшие серии «Закрытой школы», канал, несмотря на выходной день, собрал у экранов какое-то невероятное количество зрителей. Благодаря показу этого сериала СТС по итогам дня не только в своей аудитории от 6 до 54 лет, но и среди всех, кто старше 18 (18+), сумел в Москве обойти все три главных канала — «Первый», «Россию 1» и НТВ. Причем с довольно ощутимым для сетевого канала преимуществом. У СТС доля тогда составила 12,2%, а следом за ним шла «Россия 1» с долей 11,4%. А «Первый» 8 мая в столице смотрело всего 10% аудитории, на НТВ было 9,1% зрителей.

Шлейф успешных рейтингов достался и новой премьере СТС — сериалу «Метод Лавровой». Этот приключенческий детектив, что не совсем типично для форматов СТС, является нелицензионным. Каждый вечер в 21:00 «Метод Лавровой» смотрит в среднем около 16% зрителей от 6 до 54 лет, что помогло СТС улучшить свои показатели в мае. Хотя канал ТНТ, который с этой недели запускает новый сезон «Интернов» и также не сбавляет своих рейтинговых оборотов, уже не даст СТС спокойно выйти вперед.

И совсем уж несериальный, но, безусловно, очень заметный сюжет теленедели — реакция в телеэфире на решение Мосгорсуда по делу Ходорковского и Лебедева. Как известно, 24 мая рассматривалась кассационная жалоба экс-руководителей ЮКОСа на приговор, который был вынесен им в декабре прошлого года, когда к уже имеющимся срокам они получили еще по 14 лет заключения. Кассация Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в общем предсказуемо не достучалась до судей. Приговор уменьшили всего на год. Но вот новости федеральных телеканалов уже иначе, что весьма показательно, реагировали на это решение суда.

Сюжеты в основных выпусках новостей главных каналов в день утверждения приговора Мосгорсуда были достаточно нейтральны. На НТВ в 19:00 четырехминутный сюжет об очередном этапе в деле ЮКОСа дали первой и главной новостью дня. В информпрограммах госканалов такого статуса эта новость, разумеется, не заслужила. Однако, когда в «Вестях» на «России 1» пусть не в основном блоке, а в региональном, который идет в эфир в основном на Москву, показали внушительный фрагмент речи Ходорковского, охарактеризованной корреспондентом, «яркой и эмоциональной», начинавшейся словами: «Обвинение очевидно маразматическое... Нефть не исчезала ни физически, ни по документам...», казалось даже, что это и не государственный канал. Программа «Время» отвела этой теме всего 37 секунд в середине выпуска, однако и эти эфирные секунды заканчивались не позицией прокуратуры, как это чаще всего и бывало, а тем, что защита Ходорковского и Лебедева приняла решение обратиться с надзорной жалобой в президиум Мосгорсуда.

В итоговых программах госканалов о Ходорковском уже говорить не стали. Но зато на РЕН ТВ и НТВ об этом сказали весьма «громко». В субботу в эфир вышла программа «Неделя» Марианны Максимовской. Эта передача фактически в одиночку последовательно рассказывает о деле Ходорковского, подробно и максимально сбалансировано выдавая в эфир все, что происходит в деле ЮКОСа, включая интервью с Михаилом Ходорковским. В этот раз в сюжете «Недели» дали не только подробности из Мосгорсуда, но программа стала единственной в телеэфире, где предоставили слово бывшему сокамернику Ходорковского Александру Кучме, который откровенно признался, что в тюрьме его заставили организовать покушение на Ходорковского и вся эта «спецоперация» была нацелена если не на ликвидацию экс-руководителя ЮКОСа, то уж как минимум на дискредитацию его репутации, приписывая ему сексуальные домогательства.

А вот на НТВ это интервью в эфир не дали. Хотя и записывали для программы «Центральное телевидение», и, как признался сам Кучма, интервью запретили к показу. На просьбу «Ъ» объяснить, почему НТВ не выдал интервью с Кучмой в эфире, на канале пояснили: «Отснятый материал посмотрел главный редактор НТВ Владимир Кулистиков, и он счел выступление господина Кучмы недостаточно убедительным, тем более что прежде этот персонаж говорил совершенно обратное...». «Слова Кучмы содержат весьма серьезные обвинения, — подчеркнул „Ъ“ официальный представитель НТВ, — которые невозможно доказать».

Не рискнув дать в эфир интервью сокамерника Ходорковского Кучмы в «Центральном телевидении» рискнули иначе. Эта информационная программа который раз сумела доказать, что не зря на сегодняшний день является в эфире самой яркой и честной в профессиональном отношении. Но что еще более важно, она сумела завоевать доверие аудитории, выраженное в высоких и, что более важно, стабильно высоких общероссийских рейтингах. «Центральное телевидение» и в это воскресенье обошло в Москве итоговые программы госканалов — «Воскресное „Время“» и «Вести недели»: доля 13,2% у обеих против 15,6% у «ЦТ». А по стране эта передача НТВ стала лидером (доля 17,6%), чуть обойдя «Вести недели» (доля 17,5%*) и обогнав «Воскресное „Время“» (15,7%), c которым вообще идет в одно время. Но даже не цифры рейтингов создают ощущение победы в «Центральном телевидении». Тема о Ходорковском была тут первой и главной. А ведущий Вадим Такменев, выбрав в начале вроде бы легкую тональность к подаче темы, сумел рассказать о деле ЮКОСа, как всегда, точно расставляя все акценты. Именно из интервью «Центральному телевидению» стало известно, что Михаил Ходорковский принял решение просить суд об условно-досрочном освобождении. Но самым мощным в этом выпуске «Центрального телевидения» был, конечно, финал передачи.

Юлий Ким пел под гитару на фоне российской государственной символики песню, написанную им еще в 1968 году. Там были и такие строчки: «Судье за одно с прокурором плевать на детальный разбор. Им лишь бы прикрыть разговором готовый уже приговор...».

Звучала эта песня в эфире федерального канала НТВ в мае 2011 года.

Арина Бородина


* Показатели общероссийских рейтингов носят предварительный характер

Источник: КоммерсантЪ