Internews Kazakhstan

Такой Пугачевой в эфире не было очень давно. КоммерсантЪ определил телелидера недели с 21 по 27 марта

Cоздан:   чт, 31/03/2011 - 14:10
Категория:
Тэги:

В прошедшую пятницу на НТВ вышел фильм под броским названием «Пугачиха» с не менее громким пояснением «фильм-судьба». Анонсировать его начали еще недели за две до эфира в межпрограммном пространстве канала. Частота показа промороликов указывала на то, что про эту телепремьеру должен был узнать даже тот, кто на НТВ попадает лишь по случайности, переключая кнопки телевизионного пульта.

Вообще-то, показ «фильма-судьбы» был запланирован на 1 апреля. О чем свидетельствует телевизионная программа этой недели и ушедшая в печать еще в прошлый понедельник телевизионная сетка НТВ. Но без объявления причин показ фильма «Пугачиха» перенесли на неделю раньше — на 25 марта. Довольно заметное и неожиданное решение для столь очевидного стратегического телепроекта НТВ. Что же такое могло случиться, что НТВ перенес свой фильм об Алле Пугачевой на неделю вперед, что, в общем, пусть и не радикально, но все-таки лишает любой канал какой-то части зрителей, которые следят за эфиром строго по программе и ждали «фильм-судьбу» 1 апреля?

Ответ нашелся в опубликованной программе передач канала «Россия 1». Там 1 апреля в 21.00 прямо напротив энтэвэшной Аллы Пугачевой стояла их Алла Пугачева с шоу под названием «Фактор А». Чтобы понять, о чем идет речь, поясню. 1 апреля на государственном канале стартует новый конкурс. Разумеется, музыкальный. Назвали его на «России 1» ни много ни мало «главным музыкальным конкурсом страны». Представляют его Алла Пугачева и канал «Россия 1» (так указано в пресс-релизе). Собственно, отсюда, видимо, и буква «А» в названии. Что при этом означает слово «фактор», не очень понятно.

Кроме того, что проект «России 1» назван «главным», он еще и «грандиозный». Среди конкурсантов, участвующих в «Факторе А», будут две возрастные группы — от 16 до 25 лет и от 25 лет и старше. Отдельно состязаться между собой будут еще и музыкальные коллективы. Потом жюри отберет девять участников, по три в каждой группе. И дальше зрители начнут голосование, чтобы выбрать победителя. Правда, в пресс-релизе не указано, а ради чего это все и что будет делать победитель?! Пойдет завоевывать просторы российского шоу-бизнеса?! Получит денежный приз?! Или что-то персональное от Аллы Пугачевой?! Про это пока ничего не известно. Но известно, что Алла Борисовна возглавит жюри, а вести шоу будут Филипп Киркоров и актер Владимир Зеленский. Первый выпуск запланирован как раз на пятницу 1 апреля в 21.00.

Безусловно, все, что касается Аллы Пугачевой, для любого канала священно. Она один из главных доноров российского телевидения, стабильно приносящая рейтинг, появляясь в эфире. В любом амплуа. Теперь возвращаемся к НТВ с его «Пугачихой». Оказалось, что ради премьеры «Фактора А» на «России 1» канал НТВ и перенес показ своей собственной премьеры с Аллой Пугачевой. На НТВ это и не скрывают. Предположив именно такую версию переноса, «Ъ» обратился на канал за комментарием, где и сказали: «Мы увидели, что у конкурентов с канала „Россия 1“ в это же время, 1 апреля, — премьера проекта „Фактор А“ с Аллой Пугачевой. Нам показалось, что показывать параллельно, в одно время, два проекта с участием Аллы Борисовны будет не совсем корректно, особенно перед зрителем. Поэтому мы решили развести их по времени...»

Такая невероятно трогательная забота о зрителях, канале-конкуренте, а также самопожертвование НТВ вызывают прямо-таки душевный порыв благодарности... Правда, вот почему-то канал «Россия 1» переносить сроки своей премьеры «Фактора А» ради НТВ не стал. Строго говоря, конкурировать лоб в лоб нашим телеканалам не привыкать. И стратегически важные сериалы, и главные развлекательные шоу в прайм-тайме многократно шли в телеэфире друг против друга. И хотя часто сами каналы это делали вне всяких правил и уж точно вне всякой заботы о зрителях, в целом это нормальная конкурентная природа телевидения, когда ты свой выбор делаешь пультом. Более того, с трудом представляю, например, чтобы таким самопожертвованием, с переносом столь важного для канала телепроекта на неделю, занимался канал НТВ ради «Первого канала» или «Первый канал» ради НТВ или «России 1». И уж тем более «Россия 1» ради «Первого».

Не могу представить такого даже у СТС с ТНТ. Дескать, один канал говорит: дорогие друзья, у нас есть важный сериал и у наших конкурентов тоже, оба рассчитаны на одну и ту же аудиторию и потенциально высокий рейтинг, но мы узнали, что стоят эти премьеры в сетке в один день и в одно время. И решили мы по доброй воле уступить конкурентам и перенести свой уже объявленный показ на неделю... Вообще, можно в такое поверить?!. Однако нынешний случай между НТВ и «Россией 1», связанный именем Пугачевой, показал, какими взаимопроникновенными могут быть отношения между телеканалами в отдельных случаях. Так и хочется резюмировать это все знаменитой фразой из «Покровских ворот»: «Высокие отношения!».

Ну а теперь к фильму НТВ. Сам формат удивительно редкий по сегодняшним меркам. И определение «фильм-судьба» стилистически, пожалуй, к нему очень подходит. Чего категорически нельзя сказать о самом названии. Понятно, что канал НТВ абсолютно остался верен себе. Тут давно уже цепляют аудиторию, завлекая ее в эфир, отнюдь не «цветочками-лютиками». Название — это их товар, оно должно быть емким, броским и желательно скандальным, вписывающимся в общий тренд канала. И, может быть, и не так уж бы и цепляло слух название «Пугачиха» (ведь, действительно, это одно из самых распространенных обывательских прозвищ главной певицы страны), если бы оно столь резко не контрастировало с тем, что было на экране.

А такой Пугачевой в телеэфире, пожалуй, не было уже очень давно. Почти ни разу. Во всяком случае, для нынешней массовой аудитории, той ее части, которая в принципе способна это оценить, такая работа должна стать настоящим открытием. Это высочайший уровень авторской документалистики, которой НТВ предоставило свой эфир. Уникальная штучная работа создателей хроники жизни Аллы Пугачевой. Ее автор — режиссер Юрий Занин. Он в течение многих лет снимал Пугачеву на камеру. Записывал ее в разные моменты жизни. В фильме есть кадры из 1970-х с тоненькой рыжеволосой Аллой Пугачевой, есть уникальные домашние записи, есть интервью золотых для певицы 1980-х и начало-середина 1990-х. Интервью, официальные пресс-конференции, монологи... Очень разные форматы с очень разной Пугачевой. В этом фильме высочайший профессиональный уровень операторской работы, звука и всего, что делает документальное кино настоящим документальным кино.

Часть этого отснятого видеоматериала можно было увидеть по телевизору еще в 1995 году. Тогда на канале ОРТ показывали фильм Юрия Занина «Жди и помни меня...» (по названию одной из пугачевских песен). Серий там было пять, почти по часу каждая. Но по нынешним меркам 11 лет —  это, считай, целая эпоха, а уж тем более на нашем телевидении. Разумеется, у создателей остался многочасовой архив. Его-то создатели и продали сейчас НТВ. Понятно, что канал как новый правообладатель этого бесценного капитала распорядился с ним так, как посчитал нужным. К счастью, сама схема авторского предмонтажа, как говорят на НТВ, осталась прежней. По сути, функции НТВ свелись к постпродакшену. Фильм был перемонтирован в полуторачасовую версию для показа в эфире.

И работа, снятая Юрием Заниным, и версия, представленная каналом, не вызывает вопросов. Смотреть на Пугачеву, которая за кадром сама рассказывает о своей судьбе, иногда с необычайным юмором, иногда с болью и горечью, а также какие-то эпизоды из ее работы и встреч, «подсмотренные» оператором и режиссером чрезвычайно деликатно, но при этом исчерпывающе содержательно, хочется снова и снова. Не возникает желания в каких-то фрагментах переключить на другой канал, а в случае с просмотром записи — перемотать побыстрее вперед. Особенно любопытно сравнивать какие-то личные, проникновенные реплики певицы с тем, что происходит в ее жизни сейчас (например, когда она говорит про Евгения Болдина: может быть, ты мой последний муж). Конечно, сравнивать эту работу с выпуском «Русских сенсаций» того же НТВ, где не так давно Алла Пугачева тоже откровенно делилась подробностями своих отношений с Максимом Галкиным (а полная версия их интервью с обновленным видеоматериалом была показана на НТВ как раз перед премьерой этого фильма уже со средней долей в 20%), невозможно. Совсем иная стилистика, иной темпоритм, а главное — иной смысл. Именно поэтому все полтора часа, пока идет фильм, в верхнем углу экрана «подсаженное» туда название «Пугачиха» режет не только слух, но и глаз. Оно, это название, и даже его графическое исполнение, которое лишь усиливает диссонанс, из дня сегодняшнего, характерное для нынешнего телевидения. А то, что в это время шло на телеэкране, — это уже история, это то, что снималось на все времена.

Неясно было и то, будет ли готов нынешний зритель вот к такой телевизионной подаче образа Аллы Пугачевой. Про Максима Галкина — это доступнее. Про откровения о похищенном внуке дочери Кристины — тем более. Тут и понятно, показатели доли аудитории просто зашкаливали. Было ощущение, что зритель НТВ заскучает и не примет вот такую Пугачеву. Пугачеву — Личность, Пугачеву — Актрису, Пугачеву — Женщину, которая поет. Конечно, доли в 30% канал не собрал и близко. Это было изначально понятно с первых кадров этого документального кино. Однако все равно в Москве «фильм-судьба» стал самым популярным телепроектом недели, получив долю аудитории около 24% с рейтингом 9,7%. Общероссийские показатели были скромнее: здесь лишь шестое место с долей 22% и рейтингом 8%. Цифры вполне адекватные тому, что показали на НТВ, и даже лучше, чем можно было ожидать. Такое кино с такой Пугачевой тут явно еще не скоро покажут. А ведь на канале могли этот же архив Занина сопроводить текстом авторов «Русских сенсаций». И еще что-то свое подмонтировать. И тогда бы как раз и получилась «Пугачиха» в чистом виде. Так что спасибо и на том, что впечатление от телевизионной исповеди Аллы Пугачевой, снимавшейся на протяжении более 20 лет, на НТВ подпортили только своим креативом в отношении названия.

Арина Бородина

Источник: КоммерсантЪ