Internews Kazakhstan

…И другие медийные лица/ Последнее ТВ-десятилетие: талантливых ведущих меньше, актёров больше, чем надо для ТВ

Cоздан:   ср, 29/12/2010 - 11:02
Категория:
Тэги:

У нас разучились играть иностранцев и сказочных героев. У нас не играют больше романтических героев вроде Медведя-Абдулова и амбивалентных рефлексирующих героев вроде Волшебника-Янковского.

За уходящее десятилетие у нас было больше потерь. Впрочем, возможно, так кажется потому, что у нас не так уж много приобретений. Во всяком случае, сопоставимых с уходящей человеческой натурой.

Не стало Вячеслава Тихонова, создавшего неповторимый образ героя в национальном сериале «Семнадцать мгновений весны».

Умер Александр Абдулов, который казался вечно молодым. Умер Олег Янковский, который казался вечно нестарым. Тяжело заболел после автокатастрофы Николай Караченцов.

Ушёл один из нашей четвёрки мушкетёров — Игорь Старыгин. Он был самым настоящим из всех виденных мною Арамисов. О нём тоже можно сказать, как когда-то сказал Радзинский о Дале: он был похож на высохшего пажа Керубино из «Женитьбы Фигаро».

С именами этих актёров связаны вехи грандиозного искусства докапиталистического периода. Когда кино уже не служило напрямую дряхлеющей идеологии. И когда оно ещё не служило набиравшему силу шоу-бизнесу, индустрии отечественных поп-звёзд.

С тех пор исчезло популярное, но немассовое телеискусство, вроде того, что делал Марк Захаров.

У нас разучились играть иностранцев и сказочных героев. У нас не играют больше романтических героев вроде Медведя-Абдулова и амбивалентных рефлексирующих героев вроде Волшебника-Янковского.

Звёздам советского популярного кино негде сегодня адекватно применить себя на ТВ. То, что Михаил Боярский, некогда д’Артаньян, сегодня ведёт на НТВ «Музыкальный ринг», где дерут глотки и посылают журналистов нынешние как бы звёзды эстрады, — это на самом деле дикость, хотя по современным меркам большая удача и знак артистической востребованности.

Погиб в автокатастрофе Юрий Степанов, один из немногих актёров этого поколения, успевших сыграть свои лучшие театральные роли до того, как стартовала сериальная индустрия.

Кто же остаётся с нами? И кто даже слишком с нами? Ну, последние пока неискоренимы, как Андрей Малахов со своим «Пусть говорят», Дмитрий Дибров сразу в нескольких программах нескольких каналов или Максим Галкин, проекты которого всегда тяготеют к жанру бенефиса. Или Ксения Собчак с Тиной Канделаки, то и дело мелькающие на многих кнопках. Не хочу говорить им спасибо за это. И не могу сказать «прощай», а жаль.

Начало нового века показало весьма различные темпы отработки и воспроизводства артистического материала. Отработка становится более жестокой и интенсивной. Кто сегодня помнит, что Татьяна Миткова с блеском вела самые острые и горячие выпуски новостей на НТВ?

Познера попросили из формата большого общественно-политического ток-шоу.

Кто сегодня вспоминает, что Владимир Молчанов не вылезал из телеэфира? Устала и поникла звёздочка Валдиса Пельша. Звёздочки Арины Шараповой или Юлии Бордовских уменьшились до весьма портативных размеров и заняли весьма скромные ниши вдали от магистралей телевизионной вселенной. Преходящесть успеха и переменность степени известности — закон новейшего ТВ.

Воспроизводство новых интересных телеведущих, наоборот, происходит черепашьими темпами, если вообще происходит. Они типа не очень нужны. Для развлекательных эфиров нужны уже готовые звёзды, которых можно использовать в качестве ведущих.

Для новостей яркие личности излишни. Для общественно-публицистических программ нужны не личности, а подвижные, динамичные функционеры.

Кира Прошутинская перестала вести ток-шоу «Народ хочет знать». Новый ведущий пока не сделал ничего, чтобы его хотелось запомнить.

Ну, есть «Судите сами» с Максимом Шевченко, ну, есть «Честный понедельник» с Сергеем Минаевым. Ну и?.. Ольга Бакушинская - одна из редких новых фигур, которые привносят с собой личное, индивидуальное проживание социальных проблем. Владимир Соловьёв, конечно, тоже из таких ярких индивидуальностей — до того ярких, что уже начинает утомлять наше ТВ.

За последнее десятилетие были освоены приёмы клонирования юмористов и острящих. Причём женский юмор клонируется с мужского.

Ведущие «Девчат» на «России 1» пытаются общаться в кадре так, как общаются ведущие «Прожекторперисхилтон» на Первом. В «Убойной лиге», «Женской лиге» и Comedy Woman периодически возникали девушки, извергающие остроты с интонациями резидентов Comedy Club.

Сами же резиденты Comedy Club успели всех шокировать, некоторых иногда приводили в восторг, потом занялись завоеванием телеэфира, стали брать каналы и рекламные кампании, заседать в жюри, ассимилировать с остальным неклубным теле-шоу-бизнесом. Издержки этого процесса очевидны.

Из популярной субкультуры, будоражащей как неповторимое новшество в России, СС стал массовой банальностью, попсой. Печальная цена успеха.

Индустрия развлекательного художественного телевидения работает вовсю, но пробуксовывает и, как в остальном социуме, мало уважает личность. Найденные типажи в лучшем случае эксплуатируются до бесконечности, если формат и здравый смысл позволяют.

Если формат не позволяет, здравый смысл молчит в тряпочку. И Анастасия Мельникова, успевшая вырасти из юной изящной девушки в полновесную даму, по-прежнему бегает за преступниками, лишь сменив шмотки на более дорогие.

Сергей Селин проводит жизнь в образе Дукалиса или Селина. Нилов — в образе Ларина или Нилова. Какая разница, как их зовут. Речь идёт об одних и тех же персонажах.

Вся фишка в том, что персонажа придумать не так легко. И придумывать их в количестве, достаточном для бесперебойной конвейеризации, сценаристы не в состоянии.

Поэтому персонажей меньше, чем их имён. И значительно меньше, чем способны сыграть актёры. В нынешней ситуации им нередко просто не в кого перевоплощаться повторно. Как однажды воплотились, так всю жизнь и тянут единственно удачный образ.

А что ещё остаётся? Вот, к примеру, Александр Лыков — Казанова соскочил с «Улиц разбитых фонарей», возомнив себя более крутой звездой, чем звезда командного сюжета.

И где же Лыков? За все десять лет ему не изобрели ничего аналогичного, ничего сопоставимого по успеху с ролью в «Ментах». Она же пока и последняя звёздная роль актёра.

Нелли Уварова сыграла в мелодрамном хите «Не родись красивой...».

С тех пор уже минуло несколько лет. Но никакой второй значительной роли, способной достойно продолжить биографию актрисы в развлекательном ТВ, пока не появилось. Под Новый год снова поставили в эфир «Не родись красивой...».

Можно сотни раз возражать и говорить, что актёры — они сами виноваты. У них плохой характер, у них слишком активная личная жизнь. Они сами себя снимать не дают. Однако все они — актёры. А значит, мимо достойных ролей не пройдут, инстинкт не даст, уж поверьте.

Но сами себя актёры на роли не назначают. И, что хуже всего, актёры сами себе роли, как правило, не пишут. Очевидно, что талантливых исполнителей, уже заявивших о себе раз или два, сегодня очень много.

Регулярно снабжать это творческое множество достойной работой у нас не способны. Столько оригинальных идей и образов не производится. Хотя «что-то» производится постоянно и в больших количествах.

Интерес режиссёров, продюсеров, каналов скользит по артистическим фактурам, прыгает с одних засветившихся индивидуальностей на другие. Надолго не задерживается.

Анастасия Заворотнюк прозвенела в образе няни Вики из «Моей прекрасной няни». Сериал «Аманда О», только что запущенный на СТС с Заворотнюк, может быть, по-своему мил и даже обаятелен.

Но с «Моей прекрасной няней» его вряд ли можно будет сравнить. Больше одного нерядового хита наше ТВ не способно предложить актёру в течение десятилетия.

А что это может означать в условиях нынешней конкуренции и темпов износа физической оболочки актёров и особенно актрис с плотным графиком съёмок?

То, что следующей центральной роли в следующем большом проекте у актрисы может не быть. Придут те, кто тоже красив, но сохранил больше молодости и свежести.

А недавних первых героинь попросят на почётные вторые роли старших сестёр, подруг, демонических злодеек, а то и матерей.

Елена Корикова честно пробыла бедной Настей, и как бы мы ни проклинали развесистый рюсский колорит этого американо-российского костюмного мыла, а там нашлась работа многим хорошим актёрам. Большая заметная роль после «Бедной Насти» случилась только у Даниила Страхова в «Исаеве».

В поисках новых колоритных типажей, фактур и пластических форм ТВ открывает для широкой аудитории театральных актёров. Можно от всей души порадоваться, что талант Фёдора Добронравова нашёл себе применение в «6 кадрах», где он играет самых клинических хмырей.

Театр «Сатирикон», где актёр честно служил, не давал ему возможности развернуть в полную силу своё комедийное обаяние.

Константина Лавроненко долгое время знала узкая аудитория театралов, потом гораздо более широкая аудитория кинозрителей (по «Возвращению» Андрея Звягинцева).

Наконец Лавроненко узнали все благодаря проектам Сергея Урсуляка «Ликвидация» и «Исаев». Посмотрим, смогут ли на ТВ придумать для этого актёра хотя бы ещё одну роль, сопоставимую с ролью Чекана в «Ликвидации».

Максим Аверин, опять же более-менее известный по театральным ролям (он тоже сатириконовский), переживает взлёт и триумф в образе Глухарёва.

Владимир Епифанцев, известный театральный авангардист, наконец тоже начал вписываться в форматы криминальных сериалов. Интересно, насколько его хватит и насколько внимательно окажется ТВ к его очень щедрому темпераменту.

Все эти актёры, которые хорошо знают, что такое участвовать в настоящем искусстве, вызывают у меня большое беспокойство. Конечно, это прекрасно, что они обретают вполне заслуженную известность и финансовое вознаграждение.

Но только если раньше с актёрами работали, теперь ТВ актёров работает, отрабатывает и вырабатывает, как месторождение полезных ископаемых.

Когда копать становится сложно или обнаруживается другой «рудник» по соседству, прежнее месторождение быстро забывается. Поэтому самый драматичный вопрос — кто из звёзд уходящего десятилетия выдержит переправу в следующую десятилетку телеиндустрии и как надолго в ней задержится.

Источник: Частный корреспондент