Internews Kazakhstan

Эксперт считает, что печатным СМИ следует "готовиться к тому, чтобы выключить печатный станок"

Cоздан:   чт, 25/08/2011 - 15:41
Категория:
Тэги:

Пока будущее журналистики и влияние Интернета обсуждаются без остановки, газетным компаниям приходится готовиться к переменам.

Для того, чтобы узнать подробнее, к чему должны готовиться газеты и журналисты, редакция IJNet встретилась с Тони Пике, консультантом по вопросам организации и интеграции редакций. У Пике опыт работы с десятками СМИ в Европе и Латинской Америке. Консультант из Барселоны также основал блог Paper Papers.

Валентина Гименес, http://ijnet.org/ru

IJNet: В последнее время дебаты вокруг газет концентрируются на апокалипсическом видении будущего журналистики. Как Вы видите этот феномен?

Тони Пике: Как сказал (Антонио) Грамши: «Кризис заключается именно в том, что старое уже умирает, а новое еще не может родиться; в этом междуцарствии возникает множество разнообразнейших патологий.» В это время время появляются оппортунисты, те, кто не может работать по профессии и взять реванш.

IJNet: Эра печатной журналистики приходит к концу?

ТП: Да, газеты исчезнут, но это не имеет никакого отношения к философским вопросам. Газета умрет по причинам финансового характера: ее дорого производить, печатать и распространять. У газетной индустрии очень много недостатков, по сравнению с другой системой распространения — Интернетом, которая предоставляет Вам огромный выбор форматов и возможностей работать по индивидуальному заказу.

Благодаря современным технологиям, т. е. Интернету и онлайновым инструментам, многие люди могут принимать участие в процессе подготовки репортажа, предоставлении информации или точек зрения, но это не означает, что журналистика мертва. Как раз наоборот: журналистика развивается.

IJNet: То есть дебаты о конце журналистики — это результат переходного периода?

TП: Совершенно верно. Здесь же речь идет не об инженерных науках и конструировании мостов, когда кто-то должен контролировать, насколько все сделано прочно и безопасно, и насколько подготовлены сотрудники, потому что в противном случае могут возникнуть последствия.

Журналистика — это право человека, а не собственность группы специалистов или корпорации. Это как здоровье: люди — его собственники. Когда Вы заболеваете, вы идете к врачу, хотя мы и сами иногда можем лечить некоторые болезни. Например, когда болит голова, люди пьют аспирин и чувствуют себя лучше, но они не становятся от этого врачами.

Очень легко рассуждать о гражданской журналистике, но никто не хочет, чтобы его лечил гражданский врач, а дороги строил гражданский инженер. Эти сферы функционируют не так, и журналистика тоже функционирует не так.

IJNet: Что означает в наше время работать газетным консультантом?

TП: Эта работа включает необходимость говорить людям одну вещь: Вы должны быть готовы выключить печатный станок. И они должны быть готовы к этому: в какой день газета не выйдет впервые, какими будут второй день и третий.

Консультант должен думать о контенте стратегически. Вы должны думать больше о телевещании и меньше о печати. Несмотря на разницу, репортаж практически не отличается: то, что репортер делает на улице, не отличается, редактирование тоже похоже. Идите сюда и не идите туда. То же самое.

Мы также должны изменить менталитет редакторов газет, считающих, что газеты — это суть журналистики, а все остальное —  нет. Перестаньте думать, что все, что находится в Интернете, шумное и расплывчатое. Перестаньте негативно думать о Twitter, как те, кто думает: «О чем можно рассказать с помощью 140 знаков?»

Этот подход должен быть более позитивным: у меня есть все инструменты, чтобы работать журналистом, и не несколько часов в день, а дольше, сегодня я могу опубликовать больше и в течение более длительного времени.

Я стал журналистом не для того, чтобы издавать газету, а для того, чтобы информировать широкую аудиторию.

Источник: IJNet-International Journalists' Network - http://ijnet.org/ru