Internews Kazakhstan

СМИ России: Союз журналистов больше не союз

Cоздан:   вт, 24/07/2012 - 10:09
Категория:
Тэги:

Работники СМИ перестали воспринимать Союз журналистов России (СЖР) как свою цеховую организацию, стоящую на страже их интересов. В него не стремятся вступать главные редакторы и сотрудники ведущих федеральных СМИ. Поведение руководства союза во время скандала с возвращением в Уголовный кодекс статьи "Клевета" доказало, что репутацию этой организации уже ничто не исправит, пишет сегодня "Коммерсант-Власть".

Как напоминает издание, представляя скандальный закон о "Клевете" к первому чтению в Госдуме, депутат-единоросс Александр Хинштейн (сам журналист) заявил, что СЖР поддерживает данное начинание. Председатель СЖР Всеволод Богданов действительно вскоре заявил, что "если журналист виноват — он должен быть наказан". После этих заявлений недовольные журналисты нескольких федеральных изданий вышли к Госдуме с серией одиночных пикетов, объявив, что СЖР не представляет интересы профессии. Чуть позже на сайте Союза журналистов появилось заявление Богданова о том, что закон все-таки "уязвим", что нужно было проконсультироваться с профессиональным сообществом и что "надо контролировать его правоприменение". Однако общую атмосферу недоверия к СЖР в профессиональной среде эти запоздалые заявления не развеяли.

По словам Богданова, бессменно руководящего СЖР с 1992 года, в союзе состоят более 100 тысяч журналистов со всей России, а из одной Москвы — 20 тысяч. Однако в московском отделении "Власти" заявили о 15 тысячах и отказались предоставить список членов или изданий, которые они представляют.

Чтобы выяснить, много ли членов СЖР среди активно пишущих сотрудников федеральных СМИ и их главных редакторов, издание провело опрос. Из 100 принявших участие в опросе корреспондентов и редакторов отделов федеральных СМИ в диапазоне от ИД "Коммерсантъ" до "Первого канала" членами СЖР оказались только четыре человека. Подавляющее большинство опрошенных — молодые журналисты до 35 лет. Еще около двух десятков корреспондентов и редакторов более старшего возраста говорят, что имеют членский билет СЖР, но в последний раз платили членские взносы много лет назад и с тех пор в жизни союза никак не участвуют. "Для профессиональной жизни от членства в СЖР ни холодно, ни жарко",— говорят они. В регионах ситуация обстоит иначе: многие сотрудники региональных СМИ вступают в союз, объясняя это тем, что "так надо".

Отвечая на вопросы о том, почему молодые столичные журналисты не рвутся в ряды членов СЖР, Богданов и секретарь СЖР Павел Гутионтов реагируют эмоционально. "Вы считаете, что до 1991 года не было написано ни одной приличной строчки? Вы ошибаетесь. Я в профессии с 1969 года, а вы считаете, что молодые журналисты, которые несколько лет назад начали работать, лучше себе представляют журналистику?" — возмущается Гутионтов. "У нас в руководстве — последние "золотые перья", которые видят, какая трагедия творится с журналистикой, — вторит Богданов.— Нет больше журналистики, остался дикий ор".

В свою очередь московские журналисты, когда-то вступившие в СЖР, причиной такого решения называют возможность получить международную пресс-карту, дающую право на скидки при посещении музеев в Европе и США, а в некоторых странах ЕС — и при покупке железнодорожных билетов. Правда, на деле пресс-карту в СЖР могут получить не только сотрудники СМИ.

По словам бывшего активиста ныне запрещенной НБП, история бесконтрольной выдачи пресс-карт, в которой не указывается издание, началась еще в конце девяностых. И несмотря на то, что позднее был введен жесткий контроль, практика раздачи пресс-карт людям, которые по факту в СМИ не работают, не прекратилась.

Собеседник "Власти" из числа членов СЖР, пожелавший остаться анонимным, подтверждает, что в конце 1990-х — начале 2000-х, выдача пресс-карт фактически превратилась в бизнес, особенно со стороны региональных СМИ.

Сколько СЖР зарабатывает на выдаче пресс-карт? Ежегодный членский взнос, позволяющий продлить карту, согласно информации с официального сайта СЖР, с 2010 года составляет 700 рублей. Деньги вносятся наличными. Таким образом, если верить информации о 15 тысячах членов в Москве, только в столице ежегодный доход союза составляет 10,5 млн рублей. А по всей стране — при допущении, что все 100 тысяч членов исправно платят взносы, — выручка СЖР должна составлять 70 млн рублей. Правда, согласно отчету СЖР о прибылях и убытках по РСБУ (информация из базы данных "Спарк-Интерфакс"), в 2010 году выручка составила немногим более 19 млн, а чистая прибыль — всего 484 тысячи рублей.

Причем сбор членских взносов и выдача международных пресс-карт не единственный бизнес СЖР, отмечает издание. В собственности союза находится Центральный дом журналиста по адресу Никитский бульвар, 8а, за последние годы превратившийся в стабильный источник дохода. Здесь расположены модный ресторан Bontempi, входящий в империю Дмитрия Борисова, ресторан "Домжур" и одноименный кинотеатр на 100 мест. По словам директора департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексея Могилы, аренда квадратного метра в этом здании может составлять $1,7-2 тысячи в год.

Правда, Богданов заявляет, что СЖР существует почти исключительно на взносы и никаких частных пожертвований или государственных дотаций не получает.

История с законопроектом о клевете выявила еще один недостаток СЖР: он мог бы быть хорошей переговорной площадкой для СМИ и власти, но союз недолюбливают как представители СМИ, так и представители власти. Сразу несколько собеседников "Власти" из числа нынешних и бывших сотрудников администрации президента уверяют, что работают с СЖР только за неимением альтернативы.

"Мы бы рады работать с нормальными журналистами, чтобы был нормальный профсоюз, это позволило бы избежать многих скандалов, но СЖР — это огромная бюрократическая машина, ее так просто не убрать", — рассказывает сотрудник администрации президента.

Источник: Лениздат

Souz Zhurnakistov.jpg