Internews Kazakhstan

Независимый издатель о региональных СМИ - что надо делать в условиях кризиса, чтобы не разориться

Cоздан:   чт, 19/02/2009 - 10:08
Категория:
Тэги:

В Центральном Доме журналиста в Москве прошла пресс-ассамблея "Медийный рынок в условиях экономического кризиса". Лауреат премии правительства Российской Федерации - генеральный директор издательского дома "Алтапресс" Юрий Пургин выступил с докладом "Региональные СМИ и кризис: новые испытания, новые возможности".

Сайт СЖР публикует тезисы выступления независимого издателя из Барнаула.

1. Кризис - универсальная горькая пилюля для повышения эффективности работы нашей отрасли. На мой взгляд, у нас есть реальный шанс выйти из него обновленными, более сильными, чем сегодня. Если пойдем на модернизацию. Альтернатива этому - медленное, и, может быть, для кого-то приятное падение в бездну.

2. С чем мы подошли к кризису. Полурынок. Доля государства по-прежнему велика. Региональные бюджеты по-прежнему участвуют в СМИ.
Меняется глава - меняется редактор (особенно для районных газет). Продолжается "кормление с руки". Ключевая функция таких СМИ не информирование, пиар местной власти. Плюс аффилированные ФПГ. Газета мэра - никаких проблем в городе. Газета губернатора - аналогично в крае. Плюс TV-проект за 40 млн. Плюс - бесплатная "Российская газета" многотысячными тиражами. Как назвала ее моя коллега, гендиректор ИД "Крестьянин" - "газета-косилка" на информационном поле.

Только такой полурынок сделал возможной в государственных СМИ Алтайского края и Республики Алтай ситуацию с охотой на архаров. Полное замалчивание фактов и разговор об якобы информационной войне "Алтапресса" и центральных СМИ. Рынок труда перегрет. Цены на газеты низкие за счёт дотаций.

3. Что происходит с почтой. Ухудшение качества доставки, система мотивации и планы, когда выгодно предлагать подписку на дешевые издания, сокращение узлов связи. Продвижение услуги подписки только за счет издателей, масса дополнительных сервисов. Есть и плюсы: сохранение уровня тарифов за последние две подписные кампании, своевременный расчет за подписку. Зато рост стоимости тарифов на сортировку, выдачу и доставку газетных пачек до узлов связи, агентское вознаграждение МАП (со 100 до 130 тысяч рублей за полугодие). Олигарх закрыл газету. 30 журналистов уволены за прогулы.

4. Результат. Пресса стремительно теряет доверие и тиражи. Итоги последней подписки. Газеты власти потеряли от 10% до 20% подписных тиражей. Пресса из рук вон плохо выполняет свои функции, которые у нее должны быть в правовом демократическом государстве. Падение рынка рекламы 30% до 40%. Тиражи можно сохранить.

5. Выход. Государство, если оно заинтересовано в развитии института средств массовой информации должно, наконец, инициировать процесс разгосударствления СМИ. Защита профессиональной независимости и редакционной свободы прессы - дело государственное. Об этом внятно сказано в Законе о противодействии коррупции, инициатором разработки и принятия которого выступил Президент.

6. Таким образом, если мы хотим сохранить СМИ во время кризиса надо скорее их поместить в рынок: поставить в зависимость не от одного,"главного" читателя, а от аудитории.

7. Для этого необходимо:

- разработать и реализовать программу разгосударствления прессы путем постепенной трансформации государственных СМИ в общественные или частные; незамедлительно ввести запрет на участие негосударственных структур в уставном капитале государственных СМИ и госструктур в уставном капитале негосударственных СМИ, изменить методы управления государственными СМИ в направлении их профессиональной самостоятельности и учета общественного мнения;

- провести реформы организационно-правового, экономического статуса местных СМИ - муниципальных районных, городских газет, информационных центров и телерадиокомпаний - с целью обеспечения их независимой от собственника СМИ, органов местной власти редакционной политики;

- создать правовые механизмы невмешательства собственников СМИ в содержание информационного продукта муниципальных СМИ, в качестве экономической гарантии такого невмешательства предложить создать Общественный фонд финансирования деятельности местных СМИ, не зависящий от конъюнктуры существующей власти.

8. Сказанное не означает, что прессе сегодня не понадобится поддержка. В упомянутом выше издательском доме "Крестьянин" разработали антикризисную программу по экономии затрат, которая предусматривает три сценария: "Скромность 2009", "Вопиющая скромность", "Полный капец".

Есть антикризисная программа и у нас. Ее основные моменты:

- повышение производительности труда, приведение ее в соответствие с заработной платой ("большое спасибо" олигархам и "РГ");

- гибкое управление затратами (объем, форматы); наступление на востребованных направлениях (увеличение выходов деловой газеты, интернет с полумиллионной аудиторией);

- пакетные антикризисные предложения для клиентов с использованием всех возможностей издательского дома;

- объединенный ньюсрум (Интернет, информационные газеты, радио)

Кто победит, кто полезнее, кто лидер, кто сможет найти нестандартные подходы?

Общий взгляд на кризис - проектирование из будущего.

9. Кстати, нам удалось сохранить и даже на 5% увеличить подписные тиражи. Но только за счет развития собственной альтернативной подписки, объем которой за последние два года увеличился вдвое.

10. Общая забота - будущие читатели. Проект "Газета в образовании" - приобщение старшеклассников через педагогов-новаторов к чтению качественной прессы. Сегодня в нем 3000 школьников и 200 учителей.

11. Мне и моим коллегам да, наверное, и всем здесь сидящим не хотелось бы реализовать сценарий "Полный капец" для качественных СМИ. И прессе сегодня, действительно, нужна системная поддержка. Для этого мы через СЖ, Министерство связи и массовых коммуникаций, Национальный совет прессы должны заявить о своих проблемах, но не келейно, а комплексно, сообща по общим ключевым темам. И методы этой поддержки тоже должны быть рыночными. Как, например, сделал Президент Франции Саркози:

- всем 18-летним гражданам подписка по выбору на региональное или федеральное издание;

- двукратное увеличение государственной рекламы в печатных СМИ;

- снижение обязательных отчислений в социальные фонды для прессы на 30%;

- моратории на тарифы (общая сумма 600 млн. Евро).

Конечно, это политический тезис, но еще мне хочется его повторить: "Демократия не может нормально функционировать, когда пресса балансирует на краю экономической пропасти".

12. Полагаю, что чрезвычайные общие меры господдержки печати во время кризиса могли бы быте достаточно легко реализованы и в России. Это и сквозная отмена НДС, и НДС на ввозимое полигрaфическое оборудование. Это и тарифы, и стимулирование потребления - дотации читателю, который хочет и готов подписаться на любое качественное местное или федеральное издание.

13. Таким образом, главный способ преодоления кризиса СМИ в России во время мирового финансового кризиса, на мой взгляд, один - решительный поворот к рынку и рыночные же меры по поддержке отрасли.

Источник: ЦЭЖ