Internews Kazakhstan

Онлайн-конференция. Попытка анализа с точки зрения PR

Cоздан:   вт, 18/05/2010 - 12:12
Категория:
Тэги:

Онлайн-конференции сейчас на пике моды. Ежедневно в мире устраивают десятки встреч с первыми руководителями, экспертами и звездами в новом формате. Некоторые онлайн-конференции проходят очень успешно, другие больше вредят имиджу и тех людей, которые идут на интернет общение и тем платформам, которые конференции устраивают.

Тренер Интерньюс Казахстан Ольга Каплина попыталась проанализировать известные примеры web встреч, как в нашей стране, так и за рубежом, и собрать некоторые общие правила для конференций в режиме онлайн.

Полезный совет: Представляя тему и организацию, не забудьте рассказать, кто будет отвечать на вопросы, что это за человек, расположите пользователей к нему. И не ставьте фотографию из паспорта, это пугает.

Цели и задачи

Несколько лет назад США потрясла онлайн-конференция одного из политиков на платформе second life. Представьте, как в шикарный виртуальный зал влетает аватарка политика, а вокруг уже планирую журналисты, сторонники политика и просто пользователи, которые пришли послушать политического деятеля и интересного человека. Аватаркой действительно управляет политик, который тут же в режиме онлайн отвечает на вопросы, высказывается на разные темы, шутит и т. д. Это и показатель близости к интернет-аудитории и демонстрация того, что он продвинутый пользователь, в общем, политик заработал массу плюсов у избирателей и СМИ, для которых первая такая конференция была ярким событием. Технологии Web 2.0, безусловно, очень привлекательный инструмент для продвижения компаний, услуг, брендов и личностей. Но, на мой взгляд, начиная заниматься PR на новых платформах, многие специалисты забывают об основных правилах самой сферы: с чем мы идем на конференцию (что мы сами хотим сказать) и к кому мы идем (к клиентам, партнерам, СМИ).

Полезный совет: Если начинаете собирать вопросы до онлайн-конференции, очень четко сообщите, когда на них начнут отвечать. Ничего так не раздражает пользователей, как вопросы без ответов. Не собирайте вопросы больше чем неделю, так долго пользователи не выдержат, и начнут ругаться с вами или между собой.

Выбор темы (о чем говорить) и выбор платформы (где говорить)

Сами вы идете на онлайн-конференцию или это задание вам спустили сверху, в рамках развития электронного правительства, необходимо понимать, что тема вашего разговора, должна быть интересна Интернет аудитории. Есть три варианта, где провести онлайн-конференцию: корпоративный сайт (если есть технические возможности), информационное агентство (СМИ), социальная сеть. Оцените, где та аудитория, для которой вам важно донести информацию.
Корпоративный сайт — хорошая площадка для онлайн-конференции, если у вас узкая специфическая тема для ваших клиентов, которые хорошо знаю ваш портал, и регулярно его посещают. Как правило, удачными получаются подобные онлайн-конференции у банков. В них, кстати, охотно участвуют региональные журналисты, которым сложно получить какие-то комментарии в местных филиалах. Подобные конференции получаются хорошо, если были перекрестные ссылки о них на других сайтах и в социальных сетях в течение недели перед самим событием.
Конференции на информационных порталах или в социальных сетях предполагают более широкую аудиторию. В Казахстане онлайн-конференции регулярно проводят порталы Bnews, Zakon.kz, Profinance.kz, 2B.kz, Nur.kz, Today.kz. Аудитория каждой из площадок отличается по возрасту, уровню образования и т. д. К примеру, на zakon.kz большинство люди за 25 с высшим образованием, а на nur.kz до 25 студенты и школьники.

Прежде чем выбрать платформу, посмотрите, что пишут в комментариях о вашей компании, вашем спикере, теме, о которой вы собираетесь говорить пользователи того или иного портала. Ваш спикер может быть насколько харизматичен и уверен в себе, что его не испугают негативные комментарии и вопросы, но лучше когда он предупрежден. Обратите внимание на то, насколько часто портал проводит онлайн-конференции. У портала BNEWS, к примеру, бывает по три конференции в неделю, в таком потоке не сложно и затеряться.
До проведения онлайн-конференции обязательно обговорите с представителями портала (и особенно если это социальная сеть) несколько моментов:
1. Кто имеет право задавать вопросы — только зарегистрированные пользователи или все без исключения. Зарегистрированные пользователи обычно более адекватны, чем анонимы.
2. Будет ли предмодерация вопросов. Не секрет, что есть очень многословные люди, которые три строчки напишут о себе и вопрос в итоге не зададут. Будет ли портал сокращать такие вопросы и объединять одинаковые или спикеру, придется, через ответ повторять «Вообще-то я уже отвечал на подобный вопрос».
3. Где на портале будет находиться ваша онлайн-конференция. На некоторых порталах обработка ответов может занять несколько дней. Если на главной странице не будет внятного указателя (баннера, ссылки и т.д) где найти ответы, пользователи могут просто заблудиться. Вообще онлайн-конференции могут быть актуальными очень долгое время, если конечно не затеряются среди других материалов сайта (попробуйте на 2B.kz быстро найти онлайн-конференцию с Парфеновым).

Справедливости ради:

Онлайн-конференции были на Центре тяжести, и по мнению Татьяны Бендзь, именно они позволили привлечь широкую аудиторию, но сейчас сама ситуация с этим форумом и тем, будет ли продолжаться работа в этом направлении непонятна.

Нужно отметить онлайн-конференции на сайте электронного правительства egov.kz. На этом портале список конференций утверждается, так что попасть туда можно только по распоряжению сверху. Но это чуть ли не единственный в стране портал, где измеряется рейтинг вопросов, такая красивая web 2.0 украшалка для онлайн-конференций.

Полезный совет: Если есть предмодерация вопросов или какие-то правила, к примеру, только вопросы, без комментариев, требуйте, чтобы это объяснили пользователям. Иначе злость против действий модератора скажется на восприятии вашего спикера.

Как говорить

Лучшие примеры онлайн-коференций, конечно те, где яркий спикер коротко, ясно и просто отвечает на вопросы. Но так получается не всегда. Не все говорят, как Парфенов, многие, опасаясь запутаться в цифрах, приходят с готовыми ответами, как будто с пресс-релизами. Сравните две онлайн-конференции министра Болата Жамишева и зам.министра Тимура Сулейменова. Первое интервью проще читать, ответы короче, внятнее. Это не значит, что второе плохое. Просто не факт, что читатель дойдет до конца, не даром в Интернете появилась фраза «Много букв, не осилил». Если у вашего спикера много примеров, конкретики, посоветуйте ему приводить не все данные сразу, делать ответы короче. Еще одни вариант, попросить организаторов онлайн-конференции потом вынести в представление (первый абзац) ссылки на конкретные темы и ответы. Это очень удобно, если ответы публикуются на 5—6 страницах, как на zakon.kz, к примеру.

Нет какого-то правила, сколько должно быть вопросов на онлай-конференции. У агентства РИА-новости обычно от 15 до 20 вопросов, на других сайтах до 50. Чем больше вопросов, тем короче, четче должны быть ответы. Обратите внимание, многие зарубежные интернет порталы, в начале конференции, предоставляют слово спикеру донести свое основное сообщение, то есть так же как на традиционной пресс-конференции.

Полезный совет: Если ваш спикер использует в речи канцеляризмы (вышеупомянутый, в текущем году, по состоянию на текущий день) попросите модератора убирать их из ответов, не раздражайте читателей.

Выжмите из онлайн-конференции все!

Постарайтесь как можно больше ответов вашего спикера разделить на отдельные темы и разместить на разных площадках, на своем сайте, в социальных сетях, в блогах (если не опасаетесь негативных комментариев). Ссылки лучше делать на свой сайт. Особенно, если вы проводили онлайн-конференцию на чужой платформе, это хороший способ привлечь внимание к корпоративному веб-порталу.

Продолжение следует... Новые фишки для онлайн-конференций

Ольга Каплина, Интерньюс Казахстан