Internews Kazakhstan

ЭФФЕКТ ЦВЯКА, ИЛИ УЧИТЕСЬ НЕ ГЛОТАТЬ ЗВУКИ

Cоздан:   пт, 18/03/2011 - 13:13
Категория:
Тэги:

Почему-то огромное количество современных молодых людей уверены, что у них есть задатки для того, чтобы стать ди-джеем на радио. Вооружившись одними лишь амбициями, они смело штурмуют все попадающиеся на пути радиостанции и жаждут работать в прямом эфире, а затем, получив от ворот поворот, на различных форумах гневно высказываются о тех, кто не оставил им шанса. Программные директора только руками разводят: откуда такая прыть при полном отсутствии профессиональной подготовки? Речь идет даже не об отсутствии достаточного опыта у претендентов, а об элементарном представлении о том, какими знаниями надо обладать, чтобы звучать «без грязи». Романтические послания вроде «есть огромное желание работать», «умею поднимать настроение» и «неплохо разбираюсь в музыке» так и останутся незамеченными до тех пор, пока речь потенциальных претендентов не будет профессионально поставлена.

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И... ТРУДНЫЙ

К сожалению, сегодня на наших мечтах попасть на радио неплохо зарабатывают умные коммерсанты. Объявления о курсах сценической речи можно найти практически в любой газете. Вам «честно» пообещают «всего за несколько занятий и четыре тысячи рублей» превратить вашу речь в совершенство. В течение пары недель будете «с выражением» читать стихи, подчеркивая и раскрашивая самые главные слова. Вам также придется записывать малопонятные скороговорки и читать их, опять же, с выражением. Проведете пару часов перед зеркалом и, испытывая огромную неловкость от того, что видите, научитесь «правильной» артикуляции. Ну и напоследок вам, может быть, расскажут о понижении и повышении интонации, а после этого, не моргнув глазом, отпустят в свободное плавание. Вы, вдохновленные и уверенные в своих силах, тут же побежите на радиопрослушивания. Результат вас неприятно удивит: оказывается, у вас говор! Да и шипящие не на месте, и «р» западает. «Ч» и «щ» недостаточно мягкие... Может отыскаться еще пара каких-нибудь недостатков.
Как правило, расстроенные молодые люди тут же бегут к актерам или преподавателям театральной академии, начинают занятия заново. Не всегда это правильно.

Если слышимых дефектов в вашей речи нет, то это еще не значит, что все в порядке. Микрофон сразу сделает заметным любой недостаток.

Хотелось бы отметить, что интонация, артикуляция и эмоции — это всего лишь косвенные компоненты звуков, которые мы произносим. От них чистота нашей речи не зависит, поэтому и внимание им уделим чуть позже. Русский язык в плане произношения считается одним из самых трудных в мире. Разнообразные сочетания твердых звуков с мягкими, несколько согласных подряд заставляют язык работать сильнее, что не для всех привычно. Кстати, именно в этом и есть главное отличие разговорной речи от поставленной. В обычной жизни мы говорим не напрягаясь, поэтому не произносим звук до конца, если нам это неудобно. Вследствие этого речь некоторых людей понять порой невозможно. Заметьте, логопедических дефектов у них может и не быть, а вот отсутствие мотивации и знаний для того, чтобы говорить правильно — налицо. Дискомфорт при правильном произношении, к которому нужно привыкнуть, является главным составляющим техники речи.

Голосовые мышцы должны работать постоянно, тогда качество произношения не будет страдать. В театральных академиях внимание уделяют в основном эмоциональной окраске наборов звуков, то есть словам и фразам. В принципе, это правильно, потому что самими звуками и их исправлением заниматься должен логопед. Идеальный вариант — совместить занятия у логопеда и педагога из театральной академии. Почему-то до сих пор эту простую формулу обретения навыков профессиональной речи мало кто считает аксиомой.

«ОНИ СУФИЛИСЬ ФЬЮГ С ФЬЮГОМ....»

Обратимся непосредственно к звукам. У 99% новичков есть следующие дефекты произношения:
— недостаточно твердые «л» и «в»
— западающий «р»
— мягкие шипящие «ш» и «ж»
— твердые шипящие «ч» и «щ»
— эффект цвяка
— говор (у провинциалов).

Теперь обо всем по порядку. В повседневной жизни звуки «л» и «в» мы произносим недостаточно четко. Это вовсе не мешает нашим собеседникам понимать передаваемую информацию, однако микрофон делает этот недостаток очень заметным, что сильно портит впечатление от речи. Исправить «л» и «в» не сложно, достаточно лишь обратить внимание на проблему. Профессионалы предлагают ученикам выучить наизусть скороговорку:

На мели мы налима лениво ловили,
Для меня вы ловили линя,
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня?

Сначала попробуйте переходить от звука к звуку: просто запомните, в каких словах и в какой последовательности будете произносить «л» и «в». Готовьтесь к звукам заранее, то есть на предшествующей гласной настройтесь на то, что «л» и «в» надо произнести качественно, не «съедая». Слегка растягивайте оба этих звука (наллима лловилли) — и очень скоро услышите разницу не только в своем произношении, но и в интонации, с которой произносите текст. Постоянно думая именно о звуках, а не о том, какая фраза следующая, вы легко выучите скороговорку, даже не записывая ее.

Дефекты с «р» бывают разные. Наиболее распространенный из них — западание языка и ударение его кончика об альвиолы передних зубов. Результат — «грязное» звучание. Другой проблемой может быть слишком твердый «р» (ррубррика). Смягчается он только с помощью расслабления. Если акцентировать ударение на гласных, то расслабление наступит само собой, и «р» встанет на место:

Из-под приго’рка,
Из-под подвы’подверта
Зайчик приподвы’подвернулся

Твердые шипящие «ж» и «ш» — это основа русского языка, общее впечатление от речи складывается в зависимости от того, как они произносятся. Простое слово «кошка» у всех звучит по-разному: кто-то говорит ближе к «кофка», кто-то — «кохка» и так далее.

Правильность произношения зависит от контроля слуха и положения языка. Самостоятельно устранить дефект невозможно.
Шипящие «ч» и «щ» у большинства жителей столичных городов нормативные. Но если с рождения вы соприкасались с белорусским или прибалтийским языком, то, скорее всего «ч» и «щ» вы произносите слишком твердо. Такую проблему можно решить только с педагогом.
Эффект цвяка — самая распространенная ошибка даже у опытных ведущих. Вот пример: большинство из нас говорят «дзядзя и тсется» вместо чистых согласных в «дядя и тетя». Если этот небольшой дефект вовремя не устранить, он может привести к более серьезной проблеме — свисту (многие согласные, особенно «т’», «д’», «ш», «щ» трансформируются в холодный «с»). Устранить тсяканье можно самостоятельно — для этого необходимо постоянно контролировать звучание «т’» и «д’». В качестве упражнения можно использовать небольшой текст:

Дяденьки и тетеньки,
В девять детей будить будете?

ДА ЩО ВЫ ГОВОРИТЕ?

Самая серьезная проблема начинающих — говор. С ним сталкиваются большинство провинциальных ведущих, пытающихся найти работу на столичном радио.

Необходимо сразу пояснить, что украинское «шо» — это не говор, а неправильное произношение, равно как и костромское «оканье». А вот когда человек говорит «взму» вместо «возьму» (ва-зьму) или «ггара» вместо «гагара», полностью «съедая» безударные гласные — это уже говор, в данном случае северный.

И чем дальше гласная от ударения, тем больше «съедают», или редуцируют ее те, кто вырос в глубинке. Если же, наоборот, вместо стандартного «корова» мы слышим длинное «каарова» — это говор южный. Для его носителей характерно, наоборот, слишком длинное произношение гласных, а также неправильное ударение. Бывает, что и у родившихся и выросших в столице тоже проступает говор. Такое случается, если кто-то из родителей провел большую часть жизни в провинции. В период с 3 до 10 лет речь ребенка формируется очень активно, он просто-напросто копирует произношение близких, в том числе нянь и воспитателей в детском саду. Скопированное прочно закрепляется в сознании, и исправить речь самостоятельно будет уже невозможно. Избавиться от говора несложно, но делать это надо только с педагогом и только из столичного города (если вы замахнулись попасть на радио Петербурга или Москвы). В качестве упражнения лучше брать обычные тексты и детально транскрибировать их по ударениям.
Правильное произношение звуков также поможет вам доносить информацию до слушателя. Возьмем самый простой пример — скороговорку про налима. Если вы не будете думать о звуках, то станете раскрашивать фразы интонационно. В результате, звучать это будет фальшиво, и вы, испытывая дискомфорт, скорее всего, перепутаете слова или собьетесь. Если же попробуете акцентировать свое внимание на всех «л» и «в», будете идти от звука к звуку, то сами не заметите, что говорите интересно и вам не приходится думать об интонации. Кстати, для того, чтобы аналогичные упражнения у вас получались, ни в коем случае не записывайте скороговорки. Просто запоминайте их.

НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ

Теперь поговорим об интонировании. Большинство педагогов по речи учат в конце каждого предложения либо повышать, либо понижать интонацию, всегда выделять главное слово. Возможно, это правильно, но, при таком подходе, интонации, рано или поздно, станут похожими друг на друга. Речь будет звучать неестественно. Можно пойти и другим путем. Для начала необходимо сформулировать одним словом смысл текста, который собираетесь произносить и во время проговаривания держите этот смысл (то есть одно слово) в голове. При этом нужно настроиться на правильное произношение всех звуков, упреждая и постоянно контролируя их. Если вы, вдобавок ко всему, постараетесь максимально долго говорить на одном дыхании и не будете делить предложения по знакам препинания, то просто удивитесь от того, насколько легко и убедительно звучите. Дыхание можно тренировать, проговаривая скороговорки по нескольку раз.

Самое главное правило техники речи — ежедневная практика. Если вы уже начали заниматься с педагогом, старайтесь всегда и везде говорить правильно. Необходимо постоянно слушать себя и окружающих, анализируя качество произносимых звуков.

Итак, теперь вы имеете краткое представление о том, с чем вам предстоит столкнуться, если вы решили заняться речью и хотите работать на радио. Это очень долгий, кропотливый труд, который требует больших эмоциональных, временных и финансовых вложений. Про денежные затраты стоит поговорить отдельно. Безусловно, лучше заниматься индивидуально. В Москве и Петербурге цены примерно одинаковые: 1 час практики с профессиональным специалистом стоит не менее 500 рублей. Большинство педагогов просят предоплату за 10 занятий вперед. Возможен и другой вариант: собрать группу от 5 до 10 человек и оплачивать 3 часа занятий (в группе 3 часа идут за 1). В этом случае аванс не требуется, оплата производится после окончания каждого урока. Соответственно, сумму делите на количество учеников — получается неплохая экономия.

Поговорка «Не посеешь — не пожнешь» для работы в прямом эфире подходит как нельзя кстати. Поэтому, прежде чем начать воплощать в жизнь свои мечты о радио, подумайте, действительно ли вам это по плечу.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

МИХАИЛ МОРОЗОВ, преподаватель и педагог-логопед техники речи Петербургской школы телевидения и рекламы, ведущий актер Большого Драматического Театра (Петербург).

Я бы рекомендовал ответственно подходить к выбору педагога. На то, чтобы получить минимальный набор знаний и навыков, необходимо минимум 50 часов. Это время универсально для всех, независимо от набора проблем, с которыми ко мне приходят. Говорникам сложнее: для них программа — минимум составляет около 80 часов. Исправление любого недостатка — тонкая работа уха, поэтому много времени уходит на то, чтобы настроить слух. Заверения специалистов «газетных» курсов, что за несколько уроков вы всему научитесь, звучат, по меньшей мере, странно. Со своими учениками я занимаюсь каждый день, пропуски нежелательны, потому что с самого начала человек должен войти в новый напряженный ритм. Тот, кто хочет чему-то научиться, должен прежде всего слышать ошибки, свои и окружающих.
На сегодняшний день существует много различных методик обучения, но большинство из них, по моему глубокому убеждению, не работают. Главная задача радиоведущего — говорить естественно. Так зачем же искусственно завышать или занижать интонацию? Почему бы не заняться делом, то есть контролем за правильным произношением? Если вы будете думать о качестве звуков, а не о том, что именно вы в данный момент говорите, то слушать вас будет интересно.

Без тени лукавства признаюсь, что очень горжусь своими учениками. Многие из них работают на радио «Балтика» (Петербург) и Эльдорадио (Петербург). Пятеро девушек успешно трудятся на телеканале ТНТ-Петербург в программе «Питер: инструкция по применению».

Из известных ведущих я бы выделил несколько примеров для подражания: Екатерину Андрееву, Марию Ситтель, Михаила Антонова. За исключением редкого «потсякивания», в целом их речь идеальна. А вот Владимиру Познеру я бы порекомендовал немного позаниматься произношением, в его речи очень чувствуется американский акцент. Из радиоведущих смело можно ориентироваться на всех ди-джеев «Европы-плюс».

ВАЛЕРИЙ ГАЛЕНДЕЕВ, заведующий кафедрой сценической речи Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СпбГАТИ):

Настоящий профессионал речи сразу определит, в каком регионе России родился ученик или его родители. Если этого нет — бегите от такого педагога. У меня к ученикам особые требования. Студентов, которые курят, просто выгоняю с занятий. Сигареты и хороший голос абсолютно несовместимы. Конечно, основа сценической речи — правильное произношение. Артикуляцию вообще считаю бесполезным занятием. Звук ведь сначала рождается в голове, и только потом — во рту. Его произношение будет зависеть исключительно от вашего настроя. Прежде чем заговорить, вспомните, каким должен быть звук. Если задумаетесь об артикуляции — звук потеряете. Постоянно слушайте себя. Забыли как, например, правильно произнести слово «кошка»? Позвоните педагогу и спросите у него. Ни в коем случае нельзя возвращаться к вашим исходным позициям.

Честно говоря, мне сейчас сложно назвать известных ведущих, речь которых я бы охарактеризовал как абсолютно чистую. У меня нет времени ни на телевидение, ни на радио. Вот если бы вы меня про театр спросили — ответил бы. Все актеры Малого Драматического Театра Петербурга прошли курс моих занятий. Кое-кто из них перенял мою методику и собирается открыть собственную школу. Я не возражаю, главное, чтоб у них терпения на это хватило.

Автор — Татьяна Щепина
Рубрика — Радио

Источник: МедиаПрофи