Internews Kazakhstan

ТЕРРИТОРИЯ БЕЗЗАКОНИЯ. Почему «Дождь» не похож на другие телеканалы

Cоздан:   пн, 17/10/2011 - 10:44
Категория:
Тэги:

Российский телеканал «Дождь» с круглосуточным вещанием, живущий как целостный организм в едином пространстве openspace с открытыми окнами, — яркий пример ноу-хау в развитии телевизионной отрасли сегодняшнего дня. Невиданная еще пару лет назад открытость сломала скепсис и телесообщества, и аудитории — оказалось, современное телевидение может создаваться вне рамок традиционных концепций, работать без оглядки на форматы.

Автор: Маргарита Склярова

На вкус и цвет товарищи есть

Лучше хорошо украсть, чем плохо придумать. По этому принципу уже два десятилетия развивается большинство российских телеканалов. Когда Наталья Синдеева взялась за первый в своей жизни телепроект, она не стала создавать еще один «хорошо сворованный» канал. «Дождь», который мы видим сегодня, был придуман и реализован (как творчески, так и технически) не сразу и во многом благодаря тому, что радийщица Синдеева не знала телевизионных правил.

Канал строился, живет и меняется в буквальном смысле «в открытую» (openly): пытливому взгляду телезрителя доступно все ранее табуированное телевизионное закулисье — планерки новостных выпусков, обсуждение будущих съемок, пилоты авторских программ, креативные совещания, дискуссии по поводу новых проектов, а также кастинги, тренинги, собеседования — раньше в самом эфире, а теперь, когда эфирная сетка сформирована, в основном через подсмотровые камеры на сайте телеканала. Такая невиданная еще пару лет назад открытость сломала скепсис и телесообщества, и аудитории — оказалось, современное телевидение может создаваться вне рамок традиционных концепций, работать без оглядки на форматы. Еще на стадии разработки концепции ей приходилось сталкиваться с постоянным «невозможно».

«Знакомые телевизионщики говорили, что построить студию, которую я придумала — опенспейс с открытыми окнами, — нельзя, что с моим бюджетом нельзя собрать современный технологический комплекс HD-вещания. Но мне очень хотелось, я искала пути решения, и в итоге все получилось и хорошо функционирует», — вспоминает недалекое прошлое Наталья Синдеева.

«Украденные» в США и Великобритании законы создания телеканала требовали определить незанятую аудиторную нишу, понять, что эта публика хочет смотреть, создать технологию производства такого контента, изучив привычки зрителя, разработать программную сетку, это требует времени и денег. «Дождь» отказался от подобных маркетинговых исследований и строился интуитивно, опираясь на эмоции и ощущения своих создателей. «Мы делаем проекты, которые нравятся нам самим, нам должно быть интересно, и для нас это главный критерий. И так как мы работаем на зрителя, который, как нам кажется, очень похож на нас, надеюсь, мы совпадаем с ним во вкусах», — говорит Синдеева.

Ясное представление о своем зрителе и точная интонация в разговоре с ним помогает «Дождю» превращать свои недостатки в достоинства: тут даже накладки и запинки в эфире становятся лишним свидетельством открытости и искренности.

В эпоху кризиса традиционного ТВ, «Дождь» нашел свой эффективный путь успеха, используя неожиданные и весьма удачные ходы — не только творческие, но и технические.

ТВ-стройка в стиле «Дома-2»

Камеры телеканала «Дождь» включились в 2010 году — почти через 3 года после того, как Наталья Синдеева задумалась о его создании. Уже на стадии запуска своими силами пришлось решать первую техническую задачу — соединять софт High Definition со студийным железом. На это ушел не один месяц. В результате, к апрелю 2010-го, на который была анонсирована премьера канала, стало понятно — все силы и время создатели бросили на строительство технического комплекса и наладку аппаратуры, а создать контент, которым можно заполнить круглосуточный эфир, не успели. Кроме одного важного проекта: «Дневники Дождя» — 80-серийные хроники рождения телеканала, в которых был зафиксирован каждый шаг Синдеевой и Ко с момента начала реализации идеи. В конце апреля было принято решение начать вещание именно с этого проекта и... просто включить все камеры и в прямом смысле показывать все. Некий круглосуточный «Теледом-2», участники которого на глазах у зрителей строили новый телеканал и наполняли его контентом. Только в отличие от любого реалити-шоу, где шаги и поступки героев срежиссированы, на «Дожде» все было на самом деле: команда телеканала делала свою работу под прицелом телекамер.

Изначально телезрители могли увидеть «Дождь» в интернете и кабельной сети «Акадо», включившей «телезастеколье» в свой базовый пакет. Но, провещав там буквально неделю, телеканал без предупреждения из сети пропал. С причинами и последствиями разбирались еще год, но нет худа без добра. Не придававшим изначально большого значения трансляции в интернете создателям пришлось разбираться во всех новых технологиях и способах доставки контента, чтобы проложить дорогу к зрителю. Сейчас помимо «классических» платформ вещания (спутниковые и кабельные операторы, мобильное ТВ), «Дождь», пожалуй, единственный российский телеканал, доставляющий свой эфир до зрителя всеми инновационными способами. Онлайн-трансляция на собственном сайте, приложения в iPhone и iPad, приложение для SMART-TV и др.

Трансформеры на экране

За год существования команда «Дождя» успела пройти большой путь: от практически пустых стен и команды в 20 человек до круглосуточного вещания и 220 человек в штате. Ведется строительство региональной и международной стрингерской журналистской сети.

Сейчас «Дождь» живет в едином пространстве площадью в 2000 квадратных метров, где нет отдельных кабинетов. Более 70% программ идут в прямом эфире, и все они — собственного производства. Ведущие этих программ — не беспристрастные дикторы, а журналисты, имеющие свою точку зрения и позицию, — Михаил Зыгарь, Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин, Татьяна Арно, Михаил Фишман, Мария Макеева, Филипп, Тихон и Тимофей Дзядко.

Ради оперативного освещения происходящего и мгновенной реакции «Дождь» готов перестраивать сетку вещания. Так, в январе телеканал первым рассказал о том, что в «Домодедово» произошел теракт, пять часов не выходя из прямого эфира и ежеминутно обновляя информацию. И это, по мнению руководителя канала Натальи Синдеевой, не повод для гордости — так должно быть.

В телевидении есть два пути вещания. Первый из них — это путь российских федеральных каналов: чистая, отдраенная картинка, тщательно подготовленная к эфиру и идущая в записи. Второй путь — это пусть не идеальное качество картинки, но дикая скорость и оперативность. Эта «плохая» картинка хороша тем, что это — жизнь, где ничего не подстроено, не смоделировано. Ярким примером здесь может быть телеканал FoxNews, который имеет огромный успех. Там нет феноменальной картинки, но их головы реально интересны зрителям. «Дождь» живет по этому же принципу: картинка берется отовсюду — зрители присылают, из Youtube и т.д. Ведь именно эти кадры и есть правда.

По этим причинам «Дождь» сильно отличается визуально от других каналов — у канала особенный тракт, студия-трансформер, которая позволяет мобильно менять декорации, антураж, подсветку и преображаться в съемочное пространство под разные проекты. Это живой телеканал, который пробует и создает новый язык телевидения, отказываясь от шаблонов и стандартных форматов. В определенном смысле это ТВ наоборот.

Три кита, на которых стоит «Дождь»: никаких штампов, сквозное действие, единство формы и содержания.

Мастер-класс «Как жить в эфире»

Все-таки как построить прямоэфирный, открытый, живой современный телеканал? В случае с «Дождем» рецепт следующий:

1. Эфир в Сети.  Вещание в интернете дает телеканалу точную, смотрящую с «Дождем» в одну сторону аудиторию: самых активных, прогрессивных и успешных людей, привыкших получать информацию из сети и практически не смотрящих эфирное ТВ. А также объединение с популярными сетевыми сервисами, например, социальными сетями, путем которого телеканал получает очень мощный фидбек от своего зрителя. Сегодня у facebook-страницы «Дождя» почти 60 000 друзей, и это не предел.
2. Без ТВ-опыта. На канале работает много людей без телевизионного опыта, что позволяет избежать штампов и рамок, в которых работает привычное ТВ. В кадре не просто говорящие головы, а люди, способные мыслить, думать, и которым есть что сказать.
3. Без понятия формат. На канале не существует такого понятия, как формат. Контент формируется постоянно и непрерывно, и его форма постоянно меняется.
4. Живые ведущие. Сознательный отказ канала от суфлера гарантирует вовлеченность и сопереживание ведущих с теми событиями, о которых они рассказывают. Они живые, эмоциональные и, что главное, не безучастные к тому, о чем рассказывают.
5. Живой язык. Говорить со зрителем человеческим языком о том, что ему интересно и важно, о том, как влияют изменения в мире на его личную жизнь и жизнь его близких.

Источник: МедиаПрофи

Rain.png