Internews Kazakhstan

Профессиональная консультация Интерньюса на Когам-ТВ

Cоздан:   пт, 17/04/2009 - 13:38
Категория:

Тренерская команда Интерньюса в составе режиссера Тамары Павловой, редактора Талгата Суюнбая и оператора Юрия Съедина с 10 апреля находится в городе Кызылорда, где проводит семинар-тренинг для телеканала «Когам ТВ».

Тема нового проекта, который запускается на телеканале, — доступ к информации. Программа «Ақпараттық қақпа» (Информационные врата) является мероприятием в рамках исследования доступа к информации по заказу Каунтерпарт Интернешнл. В работе над подготовкой программы принимает участие сотрудник Каунтерпарта Юлия Белослюдцева

 

Программа в тему дня

Проект представляет собой цикл телевизионных программ, хронометражем 45 минут, которые будут выходить два раза в месяц. Первый пилотный выпуск выйдет в формате ток-шоу. Планируется прямой эфир с телефонными звонками телезрителей. В выпуске примут участие около 30 человек.

В программе заняты журналисты Уйтолган Жарекеева, Талгат Раимбеков, Нурлан Жакипбеков, операторы Асылбек Кулпаистанов, Берик Баимбетов. Ведет программу Болат Жумабаев. Руководитель — Мурат Шалабаев,

На первом этапе подготовки программы снимаются сюжеты о доступе к информации, проводятся предварительные интервью с предполагаемыми участниками. Участников много, они из разных социальных групп, из разных районов. На программу приглашаются специалисты из различных государственных структур, студенты, граждане города.

Готовится студия: оформление, заставки, компьютерная графика.

          

Доступ к информации — демократический стандарт (!) (?)

В Казахстане есть несколько нормативных правовых актов, которые раскрывают право граждан на доступ к информации, кроме того, право на доступ к информации закреплено в основном законе РК — Конституции.

В настоящее время государство стало уделять проблеме доступа к информации значительно больше внимания, чем прежде.

Во-первых, граждане получили доступ к новому источнику информации — Интернету, который более эффективен, чем традиционные источники, такие как библиотеки, газеты, справочные службы и т. д.

Во-вторых, Казахстан ратифицировал Орхусскую конвенцию, которая внедрила в казахстанскую практику международные правовые стандарты доступа к информации.

В-третьих, назрела необходимость принятия нового закона о доступе к информации, который бы регламентировал в едином документе все положения, касающиеся доступа к информации.

Проблема доступа к информации особенно актуальна для жителей отдаленных регионов, у которых много препятствий к доступу к информации со стороны государственных органов, такие как необоснованные отказы, отписки, неполные ответы, затягивание сроков и т. д.

Органы власти являются владельцами самого большого объема социальнозначимой информации, которая вызывает повышенный общественный интерес. Это правовая, экологическая информация, информация о чрезвычайных ситуациях. Эти информационные ресурсы являются самыми востребованными в обществе. Право на доступ к этим ресурсам — новая тема в Казахстане.

В рамках проекта «Общественный диалог» реализуется цикл проектов по теме «Доступ к информации на государственных сайтах». Цель этих проектов — рассказать гражданам о их праве на доступ к информации, а также обратить внимание правительства на качество предоставляемой населению информации.

«Ақпараттық қақпа» — диалог с государством

Программа «Ақпараттық қақпа» направлена на построение диалога между государственными структурами и организациями гражданского общества в сфере реализации демократических преобразований в республике. Атрибут этого диалога — свободный доступ к информации. Проблема свободного доступа к информации — одна из наиболее острых тем в международном диалоге о реализации свободы слова.

Группа, занятая в подготовке программы, сейчас выявляет и рассматривает основные вопросы, на которых будет строиться программа:

— за какой информацией граждане обращаются в госорганы; — каков ваш личный опыт в области реализации прав граждан на доступ к информации; — как вы считаете, способствуют ли существующие правовые нормы свободному доступу к информации или нет; — какие положительные примеры расширения доступа к информации из практики госорганов вы можете назвать; — как часто обращаются за информацией в госорганы; — что способствует обращению; — какие препятствия случаются; — какую информацию считаете общественноважной; — по каким критериям можно разделить информацию на общественноважную и прочую и др.

При подготовке программы важно не только выявить наиболее острые социальные проблемы в вопросе доступа к информации, но и определить, как граждане понимают тему доступа к информации, потому что это достаточно новый термин, особенно в отдаленных регионах. Как они оценивают степень своей информированности. Важно также выяснить, какие препятствия есть для свободного доступа, понять степень доверия к различным источникам информации, учитывая наиболее актуальные социальные проблемы.

Кроме того, одна из задач проекта — восполнить пробел в знаниях IT-технологий. Момент обучающий, образовательный, который преследуют создатели программы, очень важен. Люди должны понимать, что такое информация и как ее добывать.

 

 

Интерньюс — в помощь

Болат Жумабаев:

«Для нас участие представителей Интерньюса в подготовке программы очень важно. Это, конечно, повышает профессиональный уровень, дает новые знания. Тема для нас совершенно новая. И мы совершенно не понимали, с какого конца к ней подойти. Сейчас мы уже хорошо представляем, как эту тему развивать, как готовить программу, какие вопросы наиболее важны, какие категории людей нужно приглашать на съемки программы. Сейчас мы всем этим занимаемся вместе с Тамарой, Талгатом и Юрием».