Internews Kazakhstan

Как смотрят по телевизору Олимпиаду. "Коммерсант" определил телелидера недели с 8 по 14 февраля

Cоздан:   ср, 17/02/2010 - 10:11
Категория:
Тэги:

Трансляции с Олимпийских игр — это особенный вид телевизионного развлечения. Разница во времени с Ванкувером наших зрителей, похоже, не смущает. И понять, что именно влечет телезрителей к телеэкрану во время Олимпиады, порой невозможно. Но «безусловные авторитеты» все-таки есть.

Прежде всего это церемония открытия. Прямой эфир из Ванкувера с торжественного шоу открытия XXI Олимпийских игр начался на «Первом канале» в пять утра! И закончился в восемь. Казалось бы, в Москве совсем раннее утро выходного дня, люди должны спать. Тем более что заранее было известно, что «Первый» вечером покажет повтор церемонии. И все же желающих посмотреть церемонию «живьем» оказалось очень много! Процент аудитории, находившейся у телеэкрана с пяти до восьми утра, составил почти 38% аудитории (рейтинг, конечно, в это ранее время был минимальным — немногим более 1%). И все эти люди, судя по показателям, оказались у телевизора абсолютно осознанно: как только церемония закончилась и начался показ традиционной программы субботнего дня, количество зрителей на «Первом» резко сократилось, в среднем до 10% — 14%.

Еще более впечатляющим выглядит показатель зрительской аудитории церемонии открытия Олимпиады по стране в целом: в прямом эфире ее смотрело 52,6% зрителей с рейтингом около 4%. И это огромный показатель. Тут, правда, все объяснимо, например, на Дальнем Востоке и в Сибири уже было не раннее утро, поэтому зрителей по стране, конечно, было еще больше, чем в столице. Но и тут то же самое, что и в Москве: закончилась прямая трансляция из Ванкувера — количество зрителей сократилось в пять раз.

Но это еще не все. С 18.00 до 21.00 «Первый канал» повторил церемонию открытия Олимпиады. И вот тут уже всеобщий пик зрительского внимания: одинаково высоки были и рейтинг (среднее количество человек, смотревших программу, выраженное в процентах общей численности населения), и доля телевизионной аудитории (процент тех, кто, находясь у телеэкрана, выбрал конкретную программу). В Москве церемония открытия Игр стала самым популярным телепроектом недели, обойдя все программы, фильмы и сериалы: ее вечером на «Первом» смотрело около 30% зрителей с рейтингом 11,4%. Чуть меньший интерес в других городах страны: доля около 25% с рейтингом 8,6% (здесь как раз объясняется все с точностью до наоборот: в некоторых регионах уже была глубокая ночь). Забавно и то, что в 23.15 «Первый канал» зачем-то еще и в третий раз повторил церемонию открытия, она и в программе-то объявлена не была. Но и у нее оказались зрители, хоть и немного — в среднем еще 13% телевизионной аудитории смотрело третий показ открытия Олимпиады из Ванкувера.

А дальше все достаточно хаотично. Четыре года назад в Турине первые олимпийские трансляции, особенно с турниров биатлонистов и фигуристов, где наши доминировали, собирали у экранов телевизоров доли аудитории под 30%. Сейчас в первые дни такого нет и близко. И дело уж точно не в разнице во времени. Например, в первый день Олимпиады, в субботу, в 23.55 на канале «Россия 1» показывали женскую биатлонную гонку, где мы вроде бы явно претендовали на медали. И это не глубокая ночь, да еще и выходной день впереди, а трансляцию смотрело лишь около 20% телезрителей (рейтинг около 5%). Неплохо, но точно не по-олимпийски. И уж совсем поразили низкие показатели мужского биатлона в воскресенье на «Первом канале». Ведь никто же из зрителей не знал, что результат для российских биатлонистов будет таким печальным: лучший из наших был лишь на десятом месте. Еще до старта зрители вполне могли настроиться на то, что Россия получит медаль. И время, 22.00 на «Первом канале» в воскресенье вечером, да еще в прямом эфире, казалось бы, должно гарантировать ну минимум 20% аудитории. Однако мужской биатлон в первый день собрал у телеэкранов всего лишь 14% телезрителей. Словно чувствовали, что результат у этой гонки для наших будет таким печальным.

Но при этом есть иные примеры непредсказуемости зрительской реакции на Олимпиаду. Например, из-за разницы во времени прямые трансляции различных видов соревнований идут ранним утром. И на «Первом канале», и на «России 2» (бывшем «Спорте»). Кстати, на третий день Олимпиады показатели «России 2» выросли почти в два с половиной раза. В Москве доля за 15 февраля составила 7%, и это четвертое место после «Первого», «России 1» и НТВ. Зрители на «России 2» смотрят в дневном эфире повторы наиболее интересных трансляций. Но пока выше 14—15% (и это максимум) доля зрительской аудитории не растет и здесь.

Так вот, весьма необычные показатели были ранним утром 14 февраля на «Первом канале». Там с 5.00 до 7.30 утра транслировали в прямом эфире шорт-трек, санный спорт и женский фристайл. Зрелищно, но все-таки на любителя. Так вот в Москве в это раннее воскресное утро количество зрителей этих соревнований колебалось от 8% до 20% с упором на фристайл и санный спорт. А по стране в целом доля была очень внушительна и зритель единодушен — от 24% до 26% аудитории. И лидировал здесь шорт-трек. Думаю, что далеко не многие олимпийские болельщики со стажем могут рассказать, что собой представляет этот вид спорта. Но смотрят тем не менее, как оказалось, многие.

Такую же тенденцию можно отметить и на «России 2». Например, там кроме предсказуемого интереса россиян к фигурному катанию самый высокий показатель доли аудитории был 15 февраля у соревнований по сноуборду. Зрелище было и впрямь захватывающим, а борьба напряженной. Но все-таки наши спортсмены не были в числе фаворитов. А в итоге в час ночи на «России 2» в Москве сноуборд смотрело более 13% зрителей. Для этого канала в такое время суток это внушительный результат. И на туринской Олимпиаде сноуборд не был в числе популярных трансляций у российских телезрителей.

Так что какой-то единой логики зрительского интереса для большинства трансляций с Олимпиады пока нет. Но впереди еще самые зрелищные эстафетные гонки, в первую очередь по биатлону, две произвольные программы у фигуристов (особенно высокими могут быть рейтинги у мужского турнира, где фаворит Евгений Плющенко) и, конечно, хоккейный турнир. Но какой процент аудитории захочет смотреть Олимпиаду по телевизору дальше, сказать трудно. Такого неудачного старта и провала российских спортсменов не было очень давно, и именно это может отразиться на рейтингах последующих трансляций.

Вне рамок Олимпиады на неделе было несколько примечательных с точки зрения рейтингов событий. 8 февраля не стало актрисы Анны Самохиной. Ее смерть стала главной темой двух передач, которые уже по традиции делают свои эфиры на подобных печальных событиях. И рейтинги тут, конечно, всегда идут вверх. Массовый зритель это всегда смотрит. Правда, гораздо больше это интересовало общероссийскую аудиторию, нежели московскую. По стране в целом ток-шоу «Пусть говорят» с Андреем Малаховым на «Первом», где вспоминали Анну Самохину, смотрело почти 27% (в столице всего 22%) аудитории с рейтингом 10,3%. «Программа „Максимум“» на НТВ, где тема смерти известной актрисы тоже стала основной, получила по стране долю 23,5% (в Москве лишь 16,3%) и рейтинг 9%.

Судя по показателям, телезрителей-москвичей совершенно не тронула и премьера полной версии, да еще в цвете знаменитой музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга», которую в разгар воскресного вечера показал «Первый канал». В цвете старый советский фильм смотрелся словно голливудская продукция. Однако в отличие от раскрашенной легендарной «Золушки», показанной на том же «Первом» 1 января, высоких рейтингов «Волге-Волге» это не принесло. В Москве доля фильма была всего лишь 15,5%, по стране выше — около 21%. Но это, конечно, далеко не рекорд. «Золушку», заигравшую в цвете по-новому, например, смотрело более 30% телезрителей.

Весьма необычное столкновение было в эфире пятничным вечером между тремя федеральными каналами. В 21.00 на НТВ начался двухчасовой проект «Суперстар»: фильм-концерт Александра Розенбаума «Мужчины не плачут». Его канал анонсировал ну очень активно. И в итоге полный провал, чего еще ни разу не было с этим проектом. Доля в Москве всего лишь 9,2% с рейтингом 3,5%. По стране немногим больше — около 11% доля и рейтинг почти 4%. Обычно доля «Суперстара» была раза в два выше. На «Первом» практически в это же время начался второй показ знаменитого фильма-оскароносца — «Миллионер из трущоб». Его премьера в апреле прошлого года собрала у экранов почти 33% аудитории. В этот раз в Москве — всего лишь около 16% и 20% — по стране в целом. Оказалось, что конкурентом этих двух каналов стал... очередной юмористический концерт из Юрмалы, который по пятницам традиционно показывает «Россия 1». Именно он и стал победителем пятничного прайм-тайма. Примечательно, что с «Суперстаром» он шел почти минута в минуту. В итоге юмористы собрали более чем в два раза больше зрителей, чем концерт с откровениями Александра Розенбаума. У юрмальского концерта на «России 1» доля в Москве 21% с рейтингом около 8%, а в других городах страны — 22,3% и рейтинг 8,3%. Такой вот выбор развлечений был у зрителей.

И еще один рекорд «России 1», и здесь тоже предпочтения москвичей и остальных россиян расходятся. Воскресным вечером в 23.15 в цикле «Специальный корреспондент» (его рейтинги почти все время стабильно высокие) шел фильм Аркадия Мамонтова с говорящим само за себя названием «Речник». После показа фильма была получасовая дискуссия, где отсутствовали отказавшиеся прийти в эфир «России 1» представители московских властей и судебные приставы, зато пришли один из жителей пострадавшего поселка и адвокат Анатолий Кучерена.

В Москве, где скандал вокруг поселка «Речник» — тема горячая и для зрителей интересная, показатели фильма в рамках «Спецкора» были очень высокими: доля почти 25% с рейтингом 7%, в остальных городах зрители к этой проблеме, видимо, более равнодушны: доля 20,4% и рейтинг около 5%.

Московскому мэру Юрию Лужкову есть о чем задуматься. Если уж Аркадий Мамонтов на государственном канале снимает фильм о «Речнике», то выводы из этого для столичного градоначальника могут быть самыми неутешительными.

Следующий выпуск «Телелидеров» в связи с праздниками выйдет 3 марта.

Источник: Коммерсант