Internews Kazakhstan

Елена Вартанова, МГУ: Мы сохранили самые сильные стороны образования

Cоздан:   вт, 14/06/2011 - 15:17
Категория:
Тэги:

7 июня 2011 года на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова состоялось заседание Экспертного совета, в рамках которого прошла презентация и обсуждение новой образовательной программы Московского университета по направлению подготовки «Журналистика». Портал PlanetaSMI.RU встретился с деканом факультета журналистикиЕленой ВАРТАНОВОЙ и попросил ее рассказать, чем новая образовательная программа будет отличаться от старой.

— Елена Леонидовна, когда новая образовательная программа будет введена в учебный процесс, и каковы были предпосылки ее появления?

— Московский университет, как и все высшие учебные заведения Российской Федерации, переходит на новые траектории образования, на обучение по программам бакалавриата и магистратуры и отказывается от пятилетнего специалиста. Уже с 1 сентября 2011 года наши студенты начнут заниматься по н овой образовательной программе, которая базируется на ранее существующей.

Почему мы к этому пришли? 10 ноября 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Закон № 259-Ф3 «Об особом статусе Московского госуниверситета имени М. В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ)». Кроме того, переходу на новую образовательную программу способствовали: реформа образования в стране: переход на Болонскую систему; медиареволюция, которая произошла в отрасли; требования медиаиндустрии; новые компетенции, необходимые журналистам.

— Факультет журналистики принимал самое непосредственное участие в разработке стандартов новой образовательной программы для всех высших учебных заведений России. Получается, что вам опять пришлось разрабатывать новые стандарты образовательной программы, но уже только для журфака МГУ?

— Конечно. Перед нами встала особая задача — создать еще одни стандарты не ниже тех, который мы создавали, думая, что разрабатываем эталон. Для этого объединили три важных момента: собственный стандарт МГУ; требования реформы образования; цифровую эволюцию, имея в виду то, что требования мединдустрии и к самому набору профессии, и к компетенции журналистов изменились.

— Елена Леонидовна, чем вы руководствовались, создавая стандарты новой образовательной программы для студентов журфака?

— Во-первых, м ы исходили из необходимости прививать будущему журналисту базовые мультимедийные знания и философию цифровой медиасреды, которая интегрирует самые разные, прежде разрозненные, СМИ. Во-вторых, студенты должны получить высокий уровень технологической подготовки, что позволит сформировать у будущего журналиста новое понимание современных технологий.

В-третьих, учитывали то, что технология — только инструмент, а широкий кругозор, профессиональная этика и базовые фундаментальные гуманитарные знания для журналиста первичны. Все это заставило нас искать оптимальный вариант между нашими традиционными наработками и визионерским подходом к профессии.

— Как, по- вашему, это удалось?

— Трудно сказать, но будем надеяться... Мы создали стандарт, но реализовывать его начнем только с 1 сентября 2011 года. Мне кажется, что, сохранив фундаментальную основу, мы все-таки оставили самые сильные стороны нашего образования. Новое понимание практики, которое связанно с освоением цифровых технологий и с переходом на мультимедийную логику в работе, должно придать динамизм нашей программе и нашим стандартам.

— Елена Леонидовна, после получения диплома многие ваши студенты разъедутся по стране. Некоторые их них, будут работать в районных газетах, которые не могут похвастаться наличием цифровой техники. Где они смогут использовать полученный опыт?

— М ы берем тех студентов, которые выйдут в профессию через 4—6 лет. А что произойдет с этими районными газетами за это время? Кроме того, сегодня любая самая отдаленная районная газета включена в глобальную цифровую среду посредством подключения к интернету.

— Студенты журфака МГУ принимали участие в работе над новой образовательной программой?

— Напрямую мы их не включали. Но начали с того, что провели критический анализ существующей программы в стенах родного факультета. Наши студенты принимали участие в дискуссиях и встречах с Экспертных советом, где могли высказать свое отношение к новой образовательной программе. Также мы проанализировали явку студентов на разные курсы. Посмотрели, как они голосуют «ногами» за тот или иной предмет, что у них более популярно, что менее. Выявили их приоритеты. А их приоритеты, совершенно очевидно, склоняются в сторону прагматического знания, в сторону знания, которое может пригодиться в профессии. Хотя наши студенты очень любят литературные курсы, они въедливо относятся к тем дисциплинам, которые готовят их к практической жизни — право СМИ, управление медиапредприятием, литературное редактирование и т. д.

Татьяна Сорокина

PlanetaSMI.RU