Internews Kazakhstan

Им не тесно вдвоем. О русском языке и российском медиабизнесе на казахстанском ТВ

Cоздан:   ср, 13/02/2008 - 10:28
Категория:
Тэги:

В августе 2006 года президент Нурсултан Назарбаев утвердил Концепцию развития информпространства Республики Казахстан вплоть до 2010 года. Взят курс на развитие одновременно трех категорий СМИ, а в частности, трех видов телевещания: регионального, общенационального (республиканского) и континентального, ориентированного на страны нескольких континентов.

Континентальное телевидение представлено круглосуточным спутниковым каналом "CaspioNet", с октября 2002 года вещающим на Азию, Западную Европу, Северную Африку и страны СНГ. В будние дни идут почасовые программы на казахском, русском и английском, включающие новости политики, экономики, спорта, события культуры, сводки погоды. Некоторые зрители используют эти повторяющиеся на трех языках новости как языковую практику. По выходным выходят двухчасовые блоки, дополненные художественными фильмами, просветительскими, музыкальными и развлекательными программами, передачами для детей. Канал ставит перед собой задачу не только рассказывать о Казахстане и формировать его положительный образ, но отражать картину событий всего Каспийского региона и стран Центральной Азии.

Что касается внутренних каналов, то, согласно законодательству, трансляция осуществляется на казахском и на русском, время вещания делится в пропорции 50 на 50. На практике соотношение это на разных каналах различно, спор также идет о времени выхода программ. Так, на ряде частных каналов была и есть практика казахские передачи давать рано утром, поздно вечером и ночью; при таком показе детям доступны программы только на русском языке. Периодически это вызывает протесты отдельных журналистов и судебные иски частных лиц.

Общенациональных каналов два: "Казахстан" и "Хабар".
Первый - ветеран казахского телевещания, он входит в состав ТРК "Казахстан" и полностью принадлежит государству. Телеканал озвучивает позицию руководства республики, проводит официальную идеологию, его сигнал охватывает более 98 процентов территории, он идеально соблюдает соотношение русского и казахского языков, есть также программы на немецком, корейском и уйгурском языках. Притом что религия в Казахстане отделена от государства, в 2005 году немалая часть эфирного времени на общенациональном канале была отдана передачам религиозно-суфийского толка, что не прибавило зрителей. Основная аудитория - жители небольших городов и сельских районов с преобладанием казахского населения. В 2006 году волевым решением основного акционера сменили руководство канала, что вызвало забастовку некоторой части сотрудников (около 100 человек). Однако с приходом новой команды была кардинально изменена сетка, изменилась концепция канала. Новые программы стали значительно популярней. Появились популярные программы, такие как "Айтыс", "Дела житейские", которые велись в прямом эфире и стали интерактивными. Зрители получили реальную возможность влиять на ход событий. Рейтинг канала начал расти.

Но в 2007 году министерство культуры по неизвестным причинам вновь сменило руководство канала, и в результате этой кадровой чехарды контент канала так и не стал соответствовать вкусу большинства аудитории.

Телеканал "Хабар"
В 1995 году его основала Дарига Назарбаева, старшая дочь президента республики, она же возглавляла его в течение девяти лет до своего избрания в парламент. Половина его акций принадлежит государству, половина - одному акционеру. "Хабар" можно принимать на 95 процентах территории республики, время вещания - 20 часов в сутки. Это растущая динамичная компания, структурно входящая в Агентство "Хабар", которому принадлежат также каналы "CaspioNet" и "Ел Арна". Телеканал "Хабар", как и "Казахстан", излагает официальную точку зрения в новостных и аналитических программах, но он более аттрактивен, в его сетке много популярных передач. "Хабар" насчитывает более 600 сотрудников, обладает разветвленной корреспондентской сетью за границей. Благодаря ей много времени уделено трансляции в прямом эфире политических событий и спортивных соревнований мирового уровня. На канале проходят теледебаты политических партий и депутатов мажилиса (парламента). Как и на любом современном канале, продукцию "Хабара" можно поделить по рубрикам: новости и аналитика, публицистика, развлекательные программы, познавательные передачи, спорт, спецпроекты. Часть их идет только на казахском, а часть на русском языке и потом повторяется в переводе на казахский. Кино и сериалы транслируются на казахском и русском языках поочередно. Иногда сериалы, идущие на казахском, сопровождаются титрами на русском. "Хабар" первым из каналов начал создавать казахские телесериалы, они неизменно пользуются успехом. Одна из самых популярных программ канала - ежедневное двадцатиминутное ток-шоу "Бетпе бет" ("Лицом к лицу"), в нем приглашенный, политик, ученый или деятель культуры и ведущий, используя интерактивную связь со зрителями, обсуждают актуальную тему. Существуют планы руководства Казахстана сделать телеканал государственным на 100 процентов, о чем ведутся переговоры с акционером.

Телеканал "Ел Арна" (ранее "Хабар-2")
вещает 18 часов в сутки, прием возможен на 75 процентах территории республики. Канал начинался как казахский, дополняющий вещание "Хабара". С сентября 2002 года "Ел Арна" преобразован в семейный просветительско-развлекательный канал на русском языке. Его общественно-политические программы на государственном языке перекочевали на "Хабар" с целью наибольшего их распространения. Много времени в сетке "Ел Арна" занимают кинофильмы и зарубежные сериалы, по рейтингу он не уступает частным каналам, совпадающим с ним по целевой аудитории.

Телеканал "Первый канал - Евразия"
совместное предприятие, созданное в октябре 1997 года для распространения в Казахстане передач ОРТ и для создания казахстанских программ. 20 процентов акций телеканала принадлежит ОАО "Первый канал", остальное - казахстанским компаниям. Канал охватывает более 79 процентов территории республики, принимается в 478 населенных пунктах. Кинопоказ составляет половину времени вещания канала, значительное место занимают российские сериалы и развлекательные программы "Первого канала". Вещание долгое время велось только по-русски, что вызвало в конце 2005 года судебный иск гражданина Казахстана на сумму в 10 миллионов тенге (74 тысячи долларов) в связи с нарушением законодательства каналом, в значительной мере финансируемым из госбюджета. Смена в декабре 2007 года руководства канала предполагает появление оригинальных программ, в том числе на казахском языке, и превращение "Первый канал - Евразия" в "информационный мост" между Казахстаном и Россией.

Из частных казахстанских каналов наибольшей популярности добились "31-й канал", НТК (вещающий почти на всю территорию республики) и КТК, приостановленный на несколько суток в мае 2007 года по политическим причинам. Они ориентированы на молодого зрителя, передачи на казахском в их сетке расположены в наименее удобное время, что стало поводом к судебному иску против них в марте 2005 года.

Региональные и городские телекомпании существуют в Астане, Алма-Ате и во всех областных городах Казахстана. Их вещание распространяется на область и прилегающие к ней соседние районы. Значительное место в программах локального вещания отдано русскому языку.

Зачастую телепередачи на русском языке выглядят более профессиональными, это касается всех каналов за исключением "Хабара". Нельзя не признать, что сегодня в Казахстане существует независимое и полноценное телевидение на русском языке. В связи с тем, что русский язык доступен всему населению страны, русскоязычное ТВ освещает общенациональные проблемы, учитывает интересы всего общества и не является маргинальным. В последнее время заметна активность российских компаний, стремящихся прибрать к рукам частные казахстанские телеканалы. Так, в сентябре 2007 года "СТС-Медиа" купила 20 процентов акций "З1-го канала", выпускавшего наиболее объективные новостные и аналитические программы. Бизнес-соглашение позволяет "СТС-Медиа" контролировать 60 процентов прибыли от рекламы, практически это означает смену владельца. В казахстанском журналистском сообществе поглощение российскими компаниями независимых СМИ республики воспринимается с настороженностью, вместе с государственным давлением внутри страны оно ведет к превращению информирующего телевидения в развлекательное.

Алекс РАПОПОРТ

Источник: ЦЭЖ