Internews Kazakhstan

Немое телевидение: как заработать без слов

Cоздан:   ср, 10/02/2010 - 08:57
Категория:
Тэги:

Умение договориться со всеми позволило Кристине Фирян за год вывести свой стартап на самоокупаемость.

Еще три года назад Кристина Фирян работала PR-директором журнала Beauty. Сегодня она владелица и генеральный директор уникального телеканала. Ей принадлежит компания «Фокс-ТВ», развивающая проект LIS TV — эдакий «видеоглянец». На LIS TV можно увидеть репортажи со светских мероприятий, презентаций, сюжеты о городах мира или ролики о грядущих кинопремьерах (всего восемь тематических блоков), которые компания делает своими силами на собственной же студии.

Несмотря на буквы TV в названии, говорить о LIS TV как о полноценном телевидении нельзя: плазменные панели получают контент с флеш-карты, а не со спутника. Вещает LIS TV на 920 экранах в 130 московских ресторанах, клубах и барах премиального формата. Картинка идет без звука, чтобы не отвлекать посетителей от разговоров, и является информационно-развлекательным фоном для беседы.

Владельцы отдельных заведений пытались выставить счет за возможность вещать на посетителей — $1 тыс. и больше за точку. Фирян на «провокации» не поддалась. По договорам, которые она заключает с заведениями, ни одна из сторон не платит другой. Ресторан обязуется показывать только LIS TV, взамен получая возможность бесплатно анонсировать по всей сети проходящие в нем мероприятия. «Для деловой публики это очень удобно, — считает директор ресторанов „Вертинский“ и „Ваниль“ Искандер Фейзуллин, подписавший договор с „Фокс-ТВ“. — Посетители смотрят анонсы, светскую хронику за ланчем или ужином».

Пока LIS TV зарабатывает только на рекламе. Первый серьезный рекламодатель появился у канала через несколько месяцев после старта: весной 2008 года Фирян заключила договор с Samsung на поставку 110 телевизоров (на тот момент у компании в собственности были около 20 панелей). LIS TV получил экраны бесплатно, а Samsung бесплатно рекламируется по телеканалу. Как объясняет старший менеджер по маркетингу Samsung Владимир Дурбажев, интерес компании — в продвижении товаров премиального сегмента, рассчитанных на обеспеченных покупателей. Так, в самых элитных ресторанах для трансляции LIS TV установлены люксовые панели Samsung, дизайн которых разработан в сотрудничестве с кутюрье Джорджо Армани. В распоряжении LIS TV сейчас около 500 телевизоров Samsung общей стоимостью свыше 6 млн руб. Согласно договору через год-два они перейдут в собственность LIS TV.

Что касается остальных рекламодателей, то по расценкам LIS TV находится между печатным глянцем и федеральными ТВ-каналами. За 24 ежедневных показа 30-секундного рекламного ролика на протяжении месяца LIS TV берет около 1,2 млн руб. На федеральных каналах демонстрация аналогичного по продолжительности ролика пять-шесть раз в день обходится в 7—10 раз дороже, хотя прямое сравнение этих рекламоносителей вряд ли уместно: аудитории сильно различаются по размеру, составу и условиям «потребления» рекламы.

«В ресторане клиент расслаблен, он более восприимчив к рекламному воздействию. У него нет в руках пульта, он вынужден обращать внимание на анонсную и рекламную информацию», — считает Олег Найденов, медиадиректор агентства «Индрайв», которое размещает на LIS TV рекламу брэндов Hummer и Cadillac. Хотя в прошлом году рекламный рынок по всем категориям просел в среднем на 30%, к началу 2010-го число рекламодателей LIS TV превысило два десятка. Среди них, например, компании Nokia, Dior, Nemiroff. В результате выручка в 2009 году увеличилась на 20%, превысив $500 тыс. В одном из ресторанов Фирян тестирует новинку, которая в скором времени появится во всех заведениях, где вещает LIS TV: специальная аппаратура подсчитывает количество и длительность обращенных на экран взглядов. Это позволит рекламодателям четко понимать адекватность затрат на рекламу.

Благодаря наплыву рекламодателей уже в начале прошлого года LIS TV вышел на операционную окупаемость. За весь период существования проекта Кристина Фирян вложила в него свыше $1 млн, из них почти половина ушла на закупку оборудования для трансляции.

В общей сложности через кассы московских ресторанов, в которых показывает «видеоглянец», ежемесячно проходит около 1,7 млн чеков. Желаемый объем к концу 2010 года — 5 млн чеков. Увеличить общее количество посетителей, наблюдающих рекламу канала, поможет расширение географии. LIS TV с середины 2010-го планирует начать продажи франшиз в Алма-Ате и Ереване, идут активные переговоры с рестораторами из Санкт-Петербурга, Сочи и Новосибирска.

Сама по себе идея фоновой трансляции в ресторанах не нова: размещением рекламных роликов на плазменных панелях в ресторанах занимается, например, Restor TV. По данным компании, ее 1200 плазменных панелей установлены в 300 заведениях массового сегмента. Правда, Restor TV транслирует лишь рекламные ролики и, по информации СФ, делится доходами от рекламы с ресторанами.


Эксперты:

Кирилл Веселов, директор по инвестициям фонда Mint Capital

— Бизнес-модель абсолютно прозрачна: на рекламе зарабатывают практически все игроки медийного бизнеса.

Второй плюс — выстроенная инфраструктура в виде разветвленной сети и грамотных взаимоотношений с партнерами позволит решать рекламные задачи крупных рекламодателей.

Я бы еще отметил и масштабируемость бизнеса.


Сергей Васин, аналитик по телекоммуникациям и медиа ИФК «Метрополь»:

— Это вполне эффективный инструмент рекламы, он позволяет более или менее точно определить целевую аудиторию.

На максимальный уровень дохода компания выйдет уже через несколько лет, но это будут годы бурного роста.

Рост конкуренции и снижение цен на рекламу может заставить компанию наращивать охват ресторанов за пределами Москвы.

Текст: Полина Русяева, Журнал «Секрет Фирмы» № 1-2 (294-294) от 08.02.2010

Источник: КоммерсантЪ

KMO_112655_00038_1_t207.jpg