Internews Kazakhstan

КАК СТАТЬ МАГИСТРОМ ВЫСШЕЙ ПРОБЫ

Cоздан:   пн, 10/01/2011 - 14:42
Категория:
Тэги:

С недавнего времени Центр бизнес-образования «New Line Business» и журнал «МедиаПрофи» стали партнерами. Они решили объединить свои усилия и направить их на повышение профессионального уровня специалистов, работающих в региональных СМИ. Образовательные мероприятия Центра ориентированы на лидеров медийного и рекламного бизнеса. Именно эта аудитория составляет читательское сообщество журнала. Поэтому информация о последних тенденциях и трендах из мира СМИ окажется полезной и поможет консолидировать медиапространство. В связи с этим «МедиаПрофи» продолжает начатый в №№ 2 и 3 разговор о международной квалификации MBA — «магистр делового администрирования».

Когда-то выпускники EMBA напоминали жрецов религиозного культа —  их было мало, о них говорили с придыханием. За последние десятки лет широкая общественность осознала полезность навыков менеджмента. Ответом на появившуюся потребность стало развитие разнообразных программ подготовки руководителей, особой популярностью среди которых пользуется Executive MBA. Время талантливых самоучек кануло в Лету, настало время первым лицам компаний сесть за парту.
Квалификация «мастер делового администрирования» (EMBA) официально введена в России с 2004 года. EXECUTIVE MBA относится к программам дополнительного образования. Это не столько обучение в академическом смысле слова, сколько шлифовка управленческих навыков и подходов. Пройдя качественный отбор, состоявшиеся менеджеры оттачивают бизнес-технологии до совершенства. Задача EXECUTIVE МВА — деспециализировать слушателя, избавить его от «комплекса узкого специалиста». Хороший руководитель должен чувствовать себя свободно во всех сферах менеджмента компании.

Главное отличие EMBA от классической программы Full-time MBA — состав аудитории (EMBA ориентирована исключительно на первых лиц). Второе и не менее важное — разные цели. Программа EMBA максимально приближена к реалиям бизнеса. То, что слушатель сегодня узнал на занятиях, — завтра реализуется на практике. Содержание программ призвано решать прикладные, практические задачи. Обучение здесь ведется не только по схеме «преподаватель-студент», но и через обмен опытом между слушателями, которые имеют практические навыки управления в различных областях бизнеса. У участников программы EMBA шире взгляд на рассмотрение проблем, так как им приходится руководить всеми подразделениями своей компании. Упор в EMBA делается на стратегическое видение принятия решений. Еще одно существенное различие программ — две разные формы обучения: одна — MBA — дневная, то есть требует полного вовлечения в процесс, отрыва от работы и бизнеса, вторая — EMBA вечерняя или модульная, ее слушатели совмещают учебу с работой. Модульная система особенно удобна региональным специалистам, приезжающим учиться в столицу. Немаловажно, что среди педагогов на программе EMBA преобладают практикующие консультанты и эксперты, многие из которых имеют собственный бизнес.

Примерный портрет слушателя программы EMBA: руководители в возрасте от 28 до 41 года и выше. Подавляющее большинство — мужчины. Среди них высок процент генеральных директоров, замгендиректоров и вице-президентов. В большинстве своем участники программы представляют средний бизнес. Этих людей отличает целеустремленность, способность к постоянному росту, проявление индивидуальности, коммуникабельность. В отдельную группу выделяются бывшие «красные директора» — руководители, сделавшие карьеру при советской власти. Они обладают тонкой интуицией и богатым опытом, но им не хватает новых знаний, нового взгляда на вещи. Немного российских руководителей имели в своем базовом образовании экономическую, финансовую или управленческую подготовку. Все их знания о бизнесе формировались из собственного опыта и ошибок. Поэтому для дальнейшего развития им требуется дополнительное образование.

Формы обучения на программе EMBA следующие: интерактивные семинары, задействующие практический опыт участников, работа над кейсами в малых группах, деловые игры, тренинги. Кейсы были и остаются одним из самых эффективных методов обучения. Метод кейсов — case-studies начал использоваться в Harvard Business School в 1924 году. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, или смоделированной как реальная. В группе происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики. Это как решать математические уравнения — отрабатывается молниеносная реакция на решение различных бизнес-задач.

Существуют два ответа на вопрос, где лучше проходить обучение по программе EMBA: в России или за границей. Приверженцы зарубежных программ называют следующие плюсы: накопленный десятилетиями опыт, гораздо больший престиж диплома, профессиональный преподавательский состав (это практики бизнеса), системный подход к подаче материала, развитая экономическая теория.

Сторонники отечественных программ говорят о том, что в России большее внимание уделяется местной специфике и внутренним проблемам, к тому же слушателю не придется постоянно летать за границу, отрываясь от работы и семьи, изучать иностранный язык. Здесь обучение стоит намного дешевле — российская программа EMBA стоит в среднем 15 тысяч, западная — 100 тысяч долларов. Играет свою роль российская ментальность и особенности ведения бизнеса. Дело в том, что российский бизнес последнего десятилетия в большинстве своем — это бизнес предпринимательский, что подразумевает поиск и реализацию новых возможностей. А западные бизнес-школы учат регулярному менеджменту, направленному на стабильное эволюционное развитие, но никак не предпринимательству, предполагающему риски.

ЧТО ДУМАЮТ О ПРОГРАММЕ EMBA ПРОФЕССИОНАЛЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
На наши вопросы отвечают преподаватели и слушатели программы EMBA «Менеджмент маркетинга в рекламном бизнесе» Института Коммуникационного Менеджмента ГУ-ВШЭ.

— Почему люди, имеющие свой бизнес, идут преподавать на программу EMBA? Что ими движет?

МИХАИЛ ДЫМШИЦ, генеральный директор «Дымшиц и Партнеры»:
— На самом деле ничего «не движет», это привычка. Иногда в результате преподавания рождаются интересные проекты. Случается, что прямо на занятиях при обсуждении кейсов или во время мозгового штурма у аудитории появляются действительно жизнеспособные и перспективные идеи.

— Сейчас многие бизнес-школы формируют для топ-менеджеров специализированные продукты. Как в дальнейшем будет развиваться этот рынок?

ВЛАДИМИР КОРОВКИН, заместитель генерального директора компании Foote Cone & Belding:
— Я думаю, что спрос на специализированные или кастомизированные проекты будет возрастать. Объясню, почему.

Во-первых, у наших бизнесменов неравномерный образовательный бэкграунд — знаю по опыту преподавания. Если в США, например, элементарная статистика входит в программу средней школы (зато в этой программе нет азов высшей математики, как у нас), то в России человек с гуманитарным прошлым счастливо не знает, что такое нормальное распределение. Проблемы у нас и с основами экономики и социологии. Хотя бы один этот факт требует особого подхода: для того, чтобы человек воспринимал качественную теорию современного бизнеса, приходится по факту «выравнивать» его общеобразовательную подготовку: по каким-то аспектам начинать почти с азов, а другие — не трогать вообще.

Во-вторых, теперь становится окончательно ясно, что российский бизнес не повторяет и не повторит в точности пути развития какого-то другого (американского, китайского). Пресловутая «российская специфика» — не миф, она обусловлена объективными особенностями страны. В результате какие-то кейсы для нас имеют ценность, какие-то —  нет. К примеру, опыт пивного рынка США для человека из российской индустрии — скорее вреден, поскольку ситуация кардинально отличается. Совершенно по-особому складывается рынок сотовой связи (отношения между производителями оборудования, операторами, агрегаторами контента и ритейлерами). Это требует очень качественной адаптации для каждой отрасли.

В-третьих, российский бизнес растет столь быстро, что объективно имеет меньше времени на инфраструктурные проекты, к которым относится образование топ-менеджеров. Поэтому подход «послушайте все и выделите 20% полезного» у нас стабильно вызывает отторжение аудитории.

— Вы — без пяти минут выпускник программы EMBA, с какими мыслями подходите к финишной прямой?

АЛЕКСЕЙ КЛИМЕНКОВ, исполнительный директор компании «СКАТ» (Самара):
— Темпы роста страны год от года становятся выше, процессы в экономике — сложнее, на рынке появляются новые конкуренты. Базовых знаний менеджмента, полученных в ВУЗах, не хватает, они быстро устаревают. Либо ВУЗ по профилю изначально не был связан с бизнес-образованием. Что делать в такой ситуации? Можно попробовать заняться самообучением или просто положиться на свой опыт, интуицию и удачливость. Но есть риск оказаться «за бортом», отстать от быстро развивающегося рынка. За сегодняшнее место «под солнцем» борьба началась вчера, а сегодня идет борьба за «завтра». Не хочешь проиграть в этой борьбе, готовь себя и свою компанию к новым правилам игры.

— Почему компании готовы тратить значительные средства, отправляя сотрудников учиться на программу EMBA?

МИХАИЛ ГУЛЕЙКОВ, менеджер по внедрению концепции розничных продаж «ТНК-BP»:
— Среди терминов стратегии существует такой, как развитие потенциала компании и потенциала работника. Обучение необходимо для решения обеих задач. В быстро развивающейся компании с амбициями профессиональный рост работников скоро принесет дополнительную прибыль. Это видно на практике. Но для компании, мягко говоря, в спокойной стадии развития обучение сотрудников может решать другие задачи — от имиджевых до удержания работников и передачи полномочий от собственника менеджерам.

— Насколько за последнее время в бизнес-среде изменилось отношение к специалистам c квалификацией EMBA?

МИХАИЛ ГУЛЕЙКОВ:
— Заметно скорее не отношение, а профессиональный рост этих менеджеров. Тем более, что не принято рассказывать о своем образовании, если только это не школа уровня Гарварда. Образование чувствуется в более системном подходе человека, в технологичности решения бизнес-задач, формально сходных с бизнес-кейсами, которые решают в ходе обучения. Сам по себе диплом не гарантирует карьеры. Но обучение реально раскрывает личность, тренирует мозг, дает и навыки, и уверенность, развивает коммуникативные способности.

— В конце обучения слушатели программы должны защитить дипломный проект. Есть ли примеры успешного претворения этих бизнес-планов в жизнь?

СЕРГЕЙ ПОПОВ, кандидат экономических наук, доцент Института Бизнеса и Делового Администрирования АНХ при Правительстве РФ:
— Выпускники подтверждают квалификацию «Мастер делового администрирования» на защите дипломного проекта — жизнеспособного бизнес-плана, строго ориентированного на практику. Часто слушатели берут за основу для бизнес-планов опыт собственных компаний, где может содержаться детальная разработка новых проектов компании, анализ ее позиции на рынке, предложения по решению ряда существующих проблем. Иногда выпускные проекты с успехом находят применение в реальном бизнесе. Подобная форма работы приносит ощутимую пользу и самим компаниям.

— На что следует нацеливаться дальше слушателям программы EMBA, прошедшим обучение? Каким должен быть их следующий шаг в повышении уровня образования?

ЕЛЕНА ГОЛУБОВСКАЯ, генеральный директор Центра бизнес-образования «New Line Business»:
— EMBA — это определенная планка, до которой ты дорастаешь и ставишь перед собой следующую. Прослушав программу целиком, выпускники выявляют те сферы управления бизнесом, где им требуется углубить свои знания. Стремление вперед — отличительное качество настоящего лидера, способного вывести компанию на первые позиции. Почему жизненный цикл любой компании, даже очень крупной, рано или поздно переходит в стадию стагнации? Это связано с тем, что руководитель компании перестает следить за тенденциями развития рынка, не адаптируется к меняющимся условиям ведения бизнеса. Дополнительное образование помогает держать руку на пульсе и находить новые пути для роста.

— В чем преимущество вашей программы EMBA «Менеджмент маркетинга в рекламном бизнесе»?

ЕЛЕНА ГОЛУБОВСКАЯ:
— Существует мнение, что программа EMBA не должна иметь специализацию в определенной отрасли бизнеса. Мы пошли по другому пути. Исходя из образовательных запросов рекламистов, наша компания открыла программу EMBA «Менеджмент маркетинга в рекламном бизнесе» на базе Института Коммуникационного менеджмента ГУ-ВШЭ. Ее отличительная особенность — персонифицированность, ориентация на профессионалов рекламной индустрии. Главная задача программы — дать слушателям системные знания по каждой области менеджмента, структурировать имеющийся практический опыт, развить стратегическое мышление и навыки анализа конкретных бизнес-проблем. Образовательный процесс включает в себя комплексную теоретическую подготовку и лучший зарубежный и отечественный опыт ведения рекламного бизнеса. Подобная интеграция теории с практикой дает слушателям стратегическое видение рекламной индустрии в целом и своей компании на рынке — в частности.

— Зачем топ-менеджеры, имеющие хорошую работу, богатый практический опыт и достаточный запас знаний, снова садятся за парту?

МИХАИЛ КОЛЛОНТАЙ, заведующий кафедрой менеджмента Европейского гуманитарного университета:
— Есть три причины, почему топ-менеджеры «садятся за парту» и учатся на программах EMBA. Первая — система новых знаний, соответствующая размеру компании. «Достаточный запас» для владельцев малого и среднего бизнеса — это ограниченный набор знаний и навыков. Уверен, что таким руководителям 80% информации, необходимой для управления крупным предприятием, не нужно, и поэтому не усваивается до тех пор, пока собственный бизнес не вырастит. Другими словами: малый бизнес — малые знания, большой бизнес — большие знания. Вторая причина — получение опыта из смежных областей. Обучение — это систематизация знаний новым образом. Обсуждение кейсов на EMBA убедило меня в том, что опыт вовсе не гарантирует поиск нестандартных решений, а зачастую консервирует привычные подходы. Знания расширяют кругозор слушателей, меняют не только их бизнес-установки, но и жизненные ориентиры. В особенности это важно для тех, кто ведет свои компании к IPO или занимается международным бизнесом. Третья причина — расширение профессиональных связей. Слушатели налаживают между собой дружеские отношения, находят новых партнеров и реализуют совместные проекты.

Стоит порадоваться тому факту, что с развитием программ EMBA, в России с каждым годом будет увеличиваться число профессиональных и дальновидных начальников. Продвинутые организаторы бизнеса создадут новые рабочие места, а отечественный рынок станет более цивилизованным и конкурентоспособным.


Автор: АННА МАКЛАКОВА
Рубрика: Карьера

Источник: МедиаПрофи