Internews Kazakhstan

КоммерсантЪ определил телелидера недели с 1 по 8 марта

Cоздан:   ср, 07/04/2010 - 13:33
Категория:
Тэги:

2 апреля на телеканале «Культура» состоялась премьера мирового уровня. Но с опозданием на три года. Без объявления в программе в разгар пятничного вечера российским телезрителям показали один из самых главных фильмов Анджея Вайды — «Катынь». Этот фильм был снят легендарным польским режиссером еще в 2007 году. В России «Катынь» фактически запретили к показу, она даже не вышла у нас в широкий прокат. И это несмотря даже на громкую премьеру в рамках Берлинского кинофестиваля и номинацию на премию «Оскар». Фильм, выстраданный Анджеем Вайдой (в основе картины его личная драма), стал для Польши одним из самых важных в истории страны.

Катынь — место под Смоленском, где в 1940 году НКВД расстрелял несколько тысяч пленных польских офицеров. Но советская пропаганда это отрицала. Вплоть до 1990 года согласно официальной версии утверждалось, что пленных поляков в Катыни в 1941 году расстреляли немцы, напавшие на Советский Союз и к тому времени оккупировавшие уже и Смоленскую область. Потом уже все-таки были опубликованы реальные документы, советское правительство признало факт расстрелов НКВД. Однако фактический запрет на показ «Катыни» Анджея Вайды (его отец был среди расстрелянных НКВД польских офицеров, и поэтому в фильме много подлинных документов и воспоминаний) почти в течение трех лет только подтверждает, насколько непопулярна и болезненна эта тема уже и в нынешней России. Катынский расстрел стал одной из болевых наших точек в сложных отношениях с Польшей.

В апреле исполняется 70 лет с тех трагических событий в Катыни. В связи с этой печальной датой российский премьер Владимир Путин пригласил своего польского коллегу Дональда Туска почтить память расстрелянных по приказу советских руководителей польских граждан. Сегодня оба премьера приедут в Катынь. И вот тут все встает на свои места с незапланированным показом одноименного фильма в российском государственном телеэфире. Трудно сказать, что было первично и послужило толчком к показу фильма Анджея Вайды: желание и просьба власти как-то создать необходимый для нее благоприятный фон накануне визита в Катынь премьеров России и Польши, или, напротив, это была идея телевизионного руководства, отлично понимающего эффект, а главное, резонанс от такой премьеры.

В любом случае показ «Катыни» в телеэфире — это решение, репутационно устраивающее всех. Причем, судя по всему, решение приняли стремительно. Ведь о визите Путина в Катынь было известно еще за несколько месяцев, а о том, что фильм Вайды выйдет в эфир 2 апреля объявили всего лишь за два дня до показа пресс-релизом. То есть гораздо позже, чем ушла в печать телевизионная сетка. В реальности в телепрограмме вечером пятницы на «Культуре» тихо-мирно должен был выйти известный фильм Родиона Нахапетова по повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Но вместо него в 19.50 показали необъявленную «Катынь».

Показ «Катыни», конечно, выглядит событием не столько кинематографическим и телевизионным, а прежде всего политическим. И здесь тоже, похоже, есть некий компромисс. ВГТРК не стала показывать этот фильм на главном своем канале — «Россия-1», охватывающем почти всю территорию страны, а выбрала для премьеры локальную нишу — канал «Культура», который традиционно смотрит очень небольшой процент телезрителей. В среднем не больше 2—3% аудитории. И такой выбор в общем понятен. Фильм Анджея Вайды снят по отношению к русским достаточно тонко. Один из запоминающихся эпизодов в «Катыни» — это роль советского офицера в исполнении Сергея Гармаша, герой которого пытался спасти от ареста семью польского офицера, которого потом расстреляет НКВД. Но весь фильм с его одновременно пронзительным и страшным финалом, где на крупном плане советские охранники расстреливают в затылок поодиночке польских офицеров, а затем кровь, заливающую тюремный пол, периодически смывают ведром воды, изувеченные тела бросают в кузов грузовика, а потом уже и в ров, вызывает шок. И, наверное, для многих российских зрителей, большую часть жизни воспринимавших историю в стереотипах советской трактовки, это двойной шок. Покажи этот фильм на всю страну на «России-1», еще неизвестно, каким бы мог быть резонанс накануне 65-летия Победы у пожилой аудитории.

Впрочем, и на «Культуре» «Катынь» получила весьма высокий для канала рейтинг. Доля аудитории фильма была почти в два с половиной раза выше традиционных показателей. Если обычно вечером проекты на «Культуре» в Москве смотрят 2,5—3% аудитории в Москве, а по стране и вовсе 1,5—2%, то 2 апреля фильм Анджея Вайды смотрело более 7% столичной аудитории и более 4% общероссийской*. Если бы фильм вышел не внезапно, его показатели наверняка бы были еще выше. После того как в ноябре прошлого года «Культуру» возглавил Сергей Шумаков, «Катынь» стала третьим проектом, который за последние несколько лет собирает здесь в прайм-тайм весьма высокие показатели. Первой ласточкой стали две премьеры, показанные в феврале. Полная версия ставшего безусловным событием телеэфира фильма Олега Дормана «Подстрочник» с воспоминаниями Лилианы Лунгиной. Его доля составила около 7% аудитории. А первые серии стартовавшего в этот же день сериала Михаила Козакова «Очарование зла» о судьбе белой эмиграции в Париже в конце 30-х годов собрали тогда на «Культуре» более 8% аудитории.

Сейчас показатели «Катыни» для «Культуры» — снова несомненный рекорд: фильм стал самым популярным проектом канала в Москве. А последовавшая сразу после фильма в целом вполне адекватная дискуссия «Катынь. Послесловие» с участием историков, политиков и даже Никиты Михалкова собрала у телеэкранов в столице 6,6% аудитории. Причем самого телевидения в этом обсуждении начиная с выбранной студии, откуда обычно идут политические программы канала «Россия-1» и «Россия 24», было гораздо больше, чем в рамках обсуждения того же фильма «Очарование зла», смотреть которое было тягостно.

Если постепенно на «Культуре» начнет появляться больше форматов, которые будут сочетать в себе резонанс у зрителей с высокими рейтингами (в рамках канала, разумеется), что всегда важно для телевизионщиков, если «Новости культуры» оживут, вспомнят о законах телевидения и о реальной жизни в широком культурологическом пространстве, то тогда в национальном эфире действительно останется не забронзовевшее национальное достояние, а вполне событийный современный телеканал.

Эфир после терактов
Безусловно, взрывы в московском метро всю неделю находили свое отражение в телевизионном эфире. Практически на всех каналах, где существует информационно-политическое вещание, новости занимали первые строчки рейтингов. Программы, посвященные терактам 29 марта в Москве и 31 марта в Кизляре, были в числе лидеров недели. Примечательно, что итоговая программа «Неделя с Марианной Максимовской» на РЕН ТВ была целиком посвящена этим трагическим событиям, ее доля выше обычного — более 8%. Так же поступили и на канале «Звезда», сделав целиком специальным свой итоговый воскресный выпуск (доля так же выше средней по каналу — более 3%). То, что тема взрывов всю неделю оставалась самой важной для большинства зрителей, особенно в Москве, показали также и рейтинги ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят» на «Первом канале» (доля около 24%), специальных выпусков ток-шоу «НТВшники» (доля более 21%) и «Профессия репортер» на НТВ: у фильма Алексея Бахарева «Красная ветка» доля в столице около 20%. Даже фильм Аркадия Мамонтова «7.57», который на «России-1» почему-то активно анонсировали как расследование в рамках популярного цикла «Специальный корреспондент», получил долю в Москве выше обычного — 21,5%. А вот главные итоговые программы государственных каналов, где темы взрывов занимали далеко не весь эфир, показателей в столице выше обычного не собрали. Доля аудитории «Вестей недели» на «России-1» в Москве — 16,3%, «Воскресного „Времени“» на «Первом» — 17,2%.

Среди рекордов недели — вторую неделю предсказуемо возвышается над всеми сериал «Глухарь» на НТВ. Его премьерные серии, где главную роль милиционера Глухарева играет Максим Аверин, каждый будний вечер в среднем смотрит около 30% телезрителей. Такие высокие показатели «Глухаря» уже вторую неделю выводят НТВ на второе место не только в Москве, но и по стране в целом. Если на прошлой неделе доля «Первого» по стране составила 19%, у НТВ — 16,7%, у «России-1» — 15,2%, то уже сейчас отставание последнего, обычно занимающего второе место, стало еще заметнее. У «Первого» доля прежняя — 19,1%, у НТВ выросла до 18%, а «Россия-1» с 15,1% замыкает первую тройку телелидеров.

Среди неудач недели — показ еще одной мировой премьеры, которая так же фактически не вышла в широкий российский кинопрокат. 2 апреля «Первый канал» в прайм-тайм показал победителя последней церемонии «Оскар» в двух важнейших номинациях (фильм года и режиссер) — «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. В отличие от прошлогоднего столь же стремительного показа оскаровского победителя фильма «Миллионер из трущоб», который собрал тогда более 30% зрительской аудитории, «Повелитель бури» не нашел отклика у российских телезрителей. Рейтинги премьеры на «Первом» были очень маленькими: в Москве — около 13% аудитории, по стране в целом — около 15%. Занятно, что почти в одно время с фильмом Кэтрин Бигелоу на «Первом» на СТС шел фильм Джеймса Кэмерона «Терминатор-2. Судный день». Как раз на последней церемонии «Оскар» бывшие супруги соперничали за главную статуэтку. Кэмерон — со своим знаменитым «Аватаром», Бигелоу — с «Повелителем бури».

В этот раз отрыв «Повелителя бури» от «Терминатора...» с поправкой на разницу в охвате аудиторий между «Первым каналом» и СТС был минимальным. Среди зрителей старше 18 лет доля «Терминатора...» была около 12% аудитории. А среди тех, кому от 6 до 54 лет, «Терминатор...» обошел «Повелителя бури»: 17% аудитории против 15% в Москве и 19% против 17% по стране в целом. Такой вот российский телевизионный реванш Кэмерона.

*Показатели общероссийских рейтингов носят предварительный характер.

Арина Бородина

Источник: КоммерсантЪ