Internews Kazakhstan

Говорит и показывает Казахстан

Cоздан:   пт, 07/03/2008 - 10:19
Категория:
Тэги:

В 20-х годах прошлого столетия в мире впервые заговорили о телевидении, а 8 марта 1958-го года оно появилось.

Как металлург Шалахметов стал сценаристом

Старшее поколение телезрителей наверняка помнит молодёжный проект Гадильбека Шалахметова «Курдастар-Ровесники». Программа выходила 10 лет, причём пользовалась огромной популярностью среди молодёжи всего Союза. «Ровесники» выходили в эфир Всесоюзного ЦТ. Над созданием каждого выпуска казахстанские журналисты работали вместе с московскими коллегами. Сегодня Гадильбек Шалахметов – академик Российской академии естественных наук, заслуженный работник культуры КазССР. А тогда студент политехнического университета и предположить не мог, что его будущее будет связано с телевидением. После окончания института молодой металлург по распределению отправился работать на свинцово-цинковый комбинат в Усть-Каменогорске. Тогда же начал сочинять стихотворения и читал их в эфире областного телеканала. На тот момент, в 1958 году, в Казахстане было всего три телестудии – в Алма-Ате, Караганде и Усть-Каменогорске.

На талантливого Гадильбека Шалахметова обратил внимание режиссёр Усть-Каменогорского телевидения Саид Фазылов, который, собственно, и предложил парню попробовать себя на ТВ в качестве сценариста. В тандеме с таким мэтром, как Фазылов, Гадильбек Шалахметов снял первый документальный фильм «Четверо в одной комнате». Эта короткометражная зарисовка рассказывала о жизни простых казахстанских студентов, живших на нескольких квадратных метрах общежития. Фильм показали не только по местному каналу, но и по центральному Казахскому телевидению. Так о Гадильбеке Шалахметове узнала вся страна. Редакция «Курдастар-Ровесники», которую он возглавил, воспитала потом целую плеяду казахстанских журналистов. В их числе была автор и ведущая телецикла «Личность» Жанна Ахметова.

Первое ток-шоу провалилось

Знакомство телезрителей с Жанной Ахметовой произошло в 1970 году. Тогда она пришла в молодёжную редакцию «Курдастар-Ровесники». За Ахметовой закрепили выездные репортажи с комсомольских строек. Тогда же она начала вести в прямом эфире ток-шоу «5 на 10». Сегодня тележурналист с улыбкой вспоминает, что первое шоу с треском провалилось. Единственным ярким моментом эфира стало прямое включение журналистки Надежды Белкановой с репортажем. Более удачным для Ахметовой оказался опыт совместной работы с москвичами в 1971 году. Тогда в Алма-Ату приезжала съёмочная группа Всесоюзного ЦТ под руководством Анатолия Лысенко, который тогда возглавлял молодёжную редакцию Останкино. Вместе с московским коллегой Жанна Ахметова сняла целую серию программ «Город Мастеров». Потом работала с режиссёром Александром Головинским. Этим творческим союзом было сделано немало на Казахском ТВ. Первым их совместным проектом стало ток-шоу «Ровно в 21.00». Они же работали над фильмами 40-серийного документального цикла «Казахстан в судьбе».

Перевернул телекамеру и…

Александр Головинский первым из режиссёров рискнул перевернуть 16-миллиметровую телекамеру весом 80 килограммов. Тогда, по его словам, только так можно было получить перевёрнутый кадр. Люди, работавшие с Головинским, называют его смелым и выдающимся режиссёром отечественного ТВ. Не случайно в 80-м году именно Головинского отправили в Москву снимать Олимпийские игры. А в 1983 году вместе в Анваром Мамраимовым ему поручили снять для Чехословацкого телевидения 10-серийный документальный фильм о культуре, традициях и истории Казахстана. На протяжении года съёмочная группа трудилась над этим циклом, в результате Александр Головинский и Анвар Мамраимов получили самую высокую оценку. 17-кратный лауреат всевозможных фестивалей в области документального кино доктор Фрич из Чехии, просмотрев работы казахстанских телевизионщиков, признался, что он не смог бы сделать лучше.

В 1986-м году Александр Головинский снял ещё один документальный фильм, который, по его словам, заслуживает особого внимания. «Послесловие через четверть века» – под таким названием казахстанский режиссёр предложил Всесоюзному телеканалу снять картину, посвящённую 25-летию поэмы О. Сулейменова «Земля, поклонись человеку».

О чем говорить запрещалось

В 1991 году в первом выпуске программы Гульжихан Касымжановой «Архив Памяти» казахстанцы наконец-то узнали подлинную историю о судьбах репрессированных членов «Алаш-Орды». Алашординцы ратовали за возрождение казахской государственности. Рассказы очевидцев, родственников репрессированных и материалы из секретного фонда помогли автору проекта воссоздать объективную картину тех событий, которые имели место в начале ХХ столетия. Документальному циклу «Архив Памяти» предшествовал фильм «Атамекен», в котором через историю любви чекиста Сергали Бермухамедова и поэтессы Мариям Хакимжановой автор рассказала землякам о судьбах репрессированных казахстанцев. Поэтесса Мариям Хакимжанова на самом деле приходится родственницей тележурналистке Гульжихан Касымжановой. Будучи ребёнком, Гульжихан часто слышала истории о Сакене Сейфуллине и Ильясе Жансугурове, которых Мариям апа называла своими учителями. С улыбкой поэтесса также вспоминала своё знакомство с Жамбылом Жабаевым. Обо всем этом потом узнали телезрители.

Без цензуры

В конце февраля следующего года свой 20-летний юбилей отметит Международное антиядерное движение «Невада Семей». Инициатором создания движения стал Олжас Сулейменов. В 1989 году, будучи кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР, Олжас Омарович одним из приоритетов своей предвыборной программы обозначил закрытие Семипалатинского полигона. На протяжении двух лет на телеканале «Казахстан» в эфир выходила программа с одноимённым названием «Невада-Семей», над которой работали редактор Гульжан Ергалиева и режиссёр Канат Есенаманов. Для советского периода эта передача, по их словам, была, пожалуй, исключением из правил. Никакая партийная цензура не могла запретить журналистам говорить о реальной угрозе жизни и здоровью местных жителей в результате ядерных испытаний, проводимых на Семипалатинском полигоне.

Первый ядерный взрыв на Семипалатинском полигоне был произведён в августе 1949-го года. С того самого момента вплоть до 1962-го года на полигоне интенсивно проводилось испытание ядерного оружия, причём местное население не было обеспечено мерами защиты, их вообще держали в полном неведении. Этот отрезок времени – с 49-го по 62-й год – видные казахстанские деятели и учёные в эфире Казахского телевидения называли пробелом, информация об этих испытаниях была вывезена из Казахстана.

Причиной, побудившей казахстанского поэта организовать антиядерное движение «Невада Семей», послужило очередное испытание ядерного оружия 12 февраля 1989 года. Во время испытания ветер неожиданно поменял своё направление, в результате выброс газов пришелся на населённые пункты региона. Независимая военная часть зафиксировала превышение радиационного фона в 200 раз. Позже журналисты Казахского телевидения совместно с лидерами движения «Невада Семей» подготовили документальные фильмы, которые затем демонстрировали за границей. Японские учёные с ужасом смотрели киноленту «Аманат». В ней авторы до мельчайших подробностей рассказали о прошлом, настоящем и возможном будущем казахстанской земли. О разрушительной силе ядерного оружия за рубежом узнали раньше нас. Во время встречи с японскими коллегами журналист Гульжан Ергалиева предложила организовать телемост Алма-Ата – Хиросима, и он состоялся.

В августе 1991 года Казахстан стал безъядерным государством. Телевидение сыграло в этом деле решающую роль.

Источник: MEDIA-Провинция