Internews Kazakhstan

Первый по-любому. Российское телевидение сделало ещё один шаг навстречу западному качеству

Cоздан:   пн, 04/10/2010 - 14:16
Категория:
Тэги:

Журналист, писатель, телевизионный сценарист Александр Молчанов рассказывает о вертикальном программировании на телевидении.

Александр Молчанов

До сих пор у поклонников жанра телесериала был только один вопрос к российскому телевидению: почему наши сериалы такие плохие, а западные — такие хорошие? Теперь появился и другой вопрос: почему наши сериалы стали показывать по одной серии в неделю? С вашего позволения, я отвечу.

Несколько месяцев назад мы с коллегами обсуждали будущий телевизионный сезон, часто употребляя при этом слова «глухарь» и «интерны». Все сходились в том, что громких телепремьер ждать не стоит: обжёгшись на запущенных ещё до кризиса высокобюджетных проектах, теленачальство больше не желает рисковать и пускает в дело только проверенные форматы. И тогда я осмелился предположить, что главным событием будущего сезона будет не какая-то громкая премьера, а переход на вертикальное программирование.

Коллеги напомнили мне, что все попытки, предпринятые каналами ТНТ и РЕН в данном направлении, провалились — наш зритель привык получать всё, сразу и много. Если он смотрит сериал, он хочет видеть его не раз в неделю, а каждый вечер и желательно по две серии сразу. Кстати, это и является ответом на первый вопрос, вынесенный в анонс данной статьи: невозможно снимать 50—100 серий за сезон без потери качества. Если не верите, сравните наши сериалы с сериалами HBO, где стандартный заказ — 8 серий на сезон, или с британским сериалом «Шерлок», первый сезон которого вообще состоит из трёх серий.

Однако свершилось: Первый канал перешёл в новом телесезоне на вертикальное программирование. Отныне в будние дни на этом канале мы смотрим в понедельник один сериал, во вторник — другой, в среду — третий, в четверг — четвёртый. То есть прямо как на прекрасном западном эфирном ТВ, которого мы так хотим.

Это, разумеется, не очень понравилось зрителям, даже самым продвинутым. Некоторые считают, что нашему зрителю будет трудно запомнить, в какой день недели будут показывать его любимый сериал. Некоторые уверены, что наши сериалы не настолько хороши, чтобы выдавать их зрителю такими гомеопатическими дозами.

Попробуем разобраться, каковы плюсы и минусы вертикального программирования.

Начнём с интересов зрителя. Назовём его зритель А. Допустим, зритель А хочет смотреть любимый сериал каждый вечер. Любимый жанр зрителя А — мелодрама. Он получает свою мелодраму и счастлив. А вот зритель Б. Его любимый жанр — детектив. Он включает телевизор каждый вечер в надежде посмотреть детектив, но видит там только мелодраму. День за днём каждый вечер — сопли, слёзы и сплошная любовная любовь. Зритель Б навсегда выключает телевизор и идёт пить водку.

А вот зритель В, который любит комедии. А вот зритель Г, который любит историческое кино. А вот зритель Д, который любит интеллектуальные драмы. Ой, а где у нас зритель Д? Он же только что здесь стоял с томиком Камю под мышкой? Померещился? Бывает…

Вероятно, теперь всё будет выглядеть так: в понедельник зритель А смотрит свою мелодраму, во вторник зритель Б смотрит свой детектив, в среду зритель В смотрит свою комедию, в четверг зритель Г смотрит своё историческое кино (а зритель Д пусть всю неделю читает своего Камю). Всем сёстрам по серьгам. Повысится ли от этого суммарный рейтинг за всё время показов? Не обязательно. Но это позволит удерживать у экранов телевизоров более широкую аудиторию, пусть и в разное время.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию со стороны производителей сериалов.
Как запускают новые проекты на Западе? Есть определённая процедура: у автора (сценариста, режиссёра или продюсера) возникает идея сериала. Он показывает её представителям продюсерской компании. Если идея хороша, её показывают студии, которая производит съёмки. Если студия готова включиться в проект, идею показывают на одном из каналов (в США их около 400, включая кабельные). На этой стадии отсеивается множество плохих идей и, возможно, парочка хороших.

Затем пишется пилот сериала. Если он устраивает канал, заказываются съёмки пилота. Иногда, если есть сомнения в успехе, пилот могут показать в эфире до официальной премьеры сериала (как было, например, с сериалом Glee, который стал в итоге главным хитом прошлого сезона). Затем канал заказывает несколько серий (обычно 13). Съёмки идут параллельно с показом, опережая его на 3—4 серии.

Разумеется, такое возможно только при условии, что сериал идёт раз в неделю.
При этом канал постоянно отслеживает зрительские предпочтения, проводя опросы в фокус-группах. Например, если обнаруживается, что какой-то персонаж раздражает зрителей, такого персонажа могут убить в самый разгар сезона ко всеобщему удовольствию. Если после 3—4 первых серий обнаружится, что сериал не пользуется особым успехом, канал может отменить заказ на оставшиеся серии, уплатив производителю неустойку.

Если же сериал имеет стабильный рейтинг, канал заказывает оставшиеся серии (так называемые back nine, оставшиеся девять серий сезона). Затем принимается решение о продлении сериала на второй сезон или его закрытии.

Чем удобна такая система? Тем, что канал может в любую секунду остановить сериал, который не понравился зрителям. И останавливают так, что только пыль летит. Порядок цифр примерно такой (цитирую по книге Памелы Дуглас Writing The TV Drama Series): в сезон запускаются 500 проектов, из них 100 доходят до стадии написания пилотного сценария, 20 снимаются, 5 выходят в эфир, и только 1 становится успешным и продлевается на второй сезон.

Да, именно так, каждый Lost и House прошёл в эфир по трупам 500 менее успешных проектов. Именно поэтому Lost и House так хороши.

А как сериалы запускаются у нас? Возьмём, чтобы никого не обижать, некий сферический сериал в вакууме. В России есть восемь телеканалов, которые заказывают сериалы производителям. Производителей — около 400. Практически у каждого мало-мальски что-то из себя представляющего режиссёра есть свой небольшой продакшн. И вот наш режиссёр приходит к руководителю канала и предлагает что-то снять для него. Чуете разницу? В России основой нового проекта является не сценарий и даже не идея сериала, а личность режиссёра.
Допустим, личность режиссёра знакома руководителю телеканала и он готов запустить новый проект. Обычно в этот момент с полки берётся какая-нибудь книга. Слава Богу, русская литература богата пригодными для экранизаций источниками. Кстати, иногда с полки снимается DVD с каким-нибудь успешным западным сериалом и… ну, в общем, вы понимаете.

Затем режиссёр получает бюджет и начинаются съёмки. Безусловно, канал контролирует процесс, редакторы читают сценарий, смотрят кастинг, принимают готовые серии. Однако будет ли сериал успешным, никто не знает. Ну вот никто и не знает, почему «Ликвидация» была успешной, а «Исаев» провалился. Вроде бы тот же режиссёр, тот же сценарист, всё то же самое, но в одном случае сработало, а во втором — нет.

Только когда сериал будет снят целиком и показан, можно сказать, успешен он или нет. Если вдруг оказалось, что сериал не нравится зрителям, канал может сделать только одно — снять его с показа, оборвав на полуслове (так случилось, например, с сериалом «Журов», который Первый канал закрыл после нескольких серий). Но сериал при этом уже снят целиком, деньги на съёмки уже потрачены! Более того, производители были так уверены в успехе, что сняли сразу два сезона. Теперь они могут рассчитывать лишь получить какие-то крохи на продаже DVD.

В отличие от российского кино, которое не является ни бизнесом, ни искусством, российское телевидение — это бизнес. Люди, которые им занимаются, — это бизнесмены, которые очень хорошо умеют считать деньги.

Переход на вертикальное программирование позволит отсекать на стадии производства негодные проекты, которые не нравятся зрителю. И в конце концов ещё на чуть-чуть приближает нас к тому, чтобы телевидение стало искусством.

Таким образом, в конце концов выиграем мы, зрители.

PS. Что же касается интеллектуалов вроде уважаемого зрителя Д с его Камю, ему придётся подождать лет пять — десять, пока в России появится хорошее кабельное телевидение с большим числом подписчиков. «Декстер», «Сопрано», «Прослушка», «Калифорнийский блудник» и прочие телешедевры никогда не были и не могли бы появиться на эфирном американском ТВ.

Источник: Частный корреспондент