Internews Kazakhstan

Михаил Бергер: Журналистика это некий дополнительный навык к определенной базе знаний: исторических, экономических, юридических

Cоздан:   чт, 29/12/2011 - 10:53
Категория:
Тэги:

О требованиях к работе журналиста, необходимом образовании для топ-менеджера в медиабизнесе и особенностях профессиональной медиасреды сегодня рассказал порталу MediaJOBS.RU Михаил Бергер, генеральный директор группы компаний «РУМЕДИА».

Михаил, у Вас огромный опыт работы в сфере медиа, Вы преподаёте в Высшей Школе Экономике, и Вам хорошо известны профессиональный уровень и проблемы подготовки специалистов в СМИ. Чем отличается молодой журналист сегодня от журналиста Вашего времени? Каких качеств ему недостаёт, а что положительного в эту профессию привнесло время за последние 15—20 лет?

Сегодня я встречаю много талантливых и хорошо подготовленных журналистов, несмотря на то, как организовано журналистское образование. Сам я получил классический диплом журфака МГУ, однако считаю, что лучший путь в журналистику — другое образование. Любое другое. Журналистика это некий дополнительный навык к определенной базе знаний — исторических, экономических, юридических — любых. Во многих странах журналистов не учат 4—6 лет как у нас. Что касается характерных черт нынешних молодых журналистов, на мой взгляд, многим из них не хватает радикальных амбиций. Я имею в виду твердое стремление стать самым лучшим, самым известным. Возможно, я преувеличиваю, но мне кажется, что в наше время каждый хотел стать «чемпионом страны или хотя бы города по журналистике». Проявляющийся нынче реализм и практицизм по-своему хороши, но что-то важное под этим грузом может пропасть.
Еще одно замечание, вернее, совет. Его я обычно даю на первой же лекции в «Вышке». Бойтесь того дела, за которое беретесь. Журналист, который не боится описываемой темы или проблемы, профессионально не пригоден. Здоровый страх не справиться, допустить ошибку, не понять существа дела — вот что помогает писать или готовить настоящие материалы, хоть в газете, хоть в эфире.
При всем этом с каждым годом молодым все сложнее читать лекции. Студенты, которые приходят получать второе образование, многое знают. Непросто быть интересным и реально полезным для них.

Какие особенные требования предъявляются к журналистам в «Объединенных медиа»?

Характер требований к журналисту и журналистике в принципе изменился. Двадцать лет назад главным было качество материала во всех его проявлениях. Сегодня скорость (по крайней мере, для новостных СМИ) важнее качества. Доработать информацию можно потом. Сначала надо успеть и желательно опередить.

Какие советы Вы могли бы дать тем, кто ищет работу в качественном информационном вещании?

Просите меньше, делайте больше и вернется вам с процентами. Проявите готовность много работать — работодатели это сразу чувствуют и ценят таких людей. Хотя в первое время это может не выразиться в уровне зарплаты. Если вы действительно хороши, вы получите то, что заслуживаете. Рынок заставит, ценных сотрудников ценят.

Очень многие хотят работать в СМИ — мы получаем большое количество откликов на публикуемые на портале вакансии, но вопросы поиска и отбора нужных специалистов по-прежнему актуальны. Каких квалификаций больше всего не хватает, на какую позицию сложнее всего подобрать профильного специалиста?

Если мы говорим о компании в целом, а не о редакциях, то всем всегда не хватает квалифицированных и эффективных продавцов рекламы. У нас коммерческая служба укомплектована, но сильного продавца всегда возьмем. Любой компании, в том числе и нашей, нужны сильные менеджеры проектов. Это не профессия и не специальность, это позиция в компании. Все, кто хочет развиваться и поддерживать свою конкурентоспособность, создают новые проекты, новые модели. И всегда нужны люди, способные этими новыми конструкциями управлять. В идеале такой человек должен придумать что-то новое и эффективное и возглавить процесс по его реализации в рамках медиахолдинга. Но такие люди встречаются редко. И право на такую позицию в компании еще нужно завоевать.

Как Вы считаете, обязательно ли топ-менеджерам и управленцам среднего звена в СМИ специальное профильное образование, и если да, то какое желательно?

Нет не обязательно. Тем более, что не ясен профиль — управленец или медийщик. Ни то, ни другое не обязательно. Обязателен опыт, как успешный, так и отрицательный, причем, осмысленный и понятый его носителем. Обязателен определенный склад ума и характера, готовность рисковать и брать на себя ответственность за результат, какое-то специальное сочетание осторожности, опыта, готовности рискнуть, умения убедить людей как внутри компании, так и вне ее.

Есть ли у Вас собственные требования к минимуму образования, без которого Вы никогда не примете человека на работу в холдинг «Объединенные медиа»?

Как правило, мы предпочитаем людей с высшим образованием. Бывают исключения, но нечасто и по специальным причинам. Важен даже не профиль образования, а опыт его получения. Хотя у человека с дипломом МГУ или МГИМО при прочих равных больше шансов, чем у выпускника Саратовского Пединститута.

Традиционный вопрос от MediaJOBS.RU: как складывалась Ваша личная карьера — от журналиста до генерального директора? Какое преимущество как топ-менеджеру даёт Вам журналистский опыт?

Я прошел все стадии: от корреспондента-стажера до главного редактора большой ежедневной газеты. Теперь я руковожу медиахолдингом, в котором работают более шестисот человек. Я очень ценю то, что моя карьера развивалась именно таким образом. Это опыт помогает мне лучше понять, что думает и чего хочет журналист и его редактор, он, опыт, помогает мне минимизировать ошибки в организации работы медиа компании, где важны все — и журналисты, и продавцы, и продюсеры, и бухгалтеры. Я был на обеих сторонах «баррикад» и это помогает мне находить баланс интересов творцов и организаторов производства.

М. Бергер в журналистике более 30 лет. Начинал журналистом в «Известиях», был главным редактором в газете «Сегодня», «Деловая хроника» и «Еженедельный журнал». С 2006 года — управляющий медиахолдингом «РУМЕДИА», возглавляет УК «Объединенные медиа» (радио Business FM и «Шоколад», портал BFM.ru, ряд крупных региональных медиаактивов). Входит в список «Топ-1000 российских менеджеров» по версии Ассоциации российских менеджеров.

Источник: MediaJOBS.RU