Internews Kazakhstan

ЭПИЗОД ДЛИННОЙ В ЖИЗНЬ

Cоздан:   сб, 27/08/2011 - 13:47
Категория:
Тэги:


Продюсеры часто жалуются, что им попадаются не операторы, а «угрюмые черти», которые постоянно задают вопрос: «А что снимать?». Оператор же, как и любой другой человек творческой профессии, должен быть нацелен прежде всего на креатив. Каждый материал для него — это своеобразный эпизод фильма, длинной в жизнь, который показывает то или иное событие красиво, художественно, интересно.

Чтобы добиться этого результата, нужно просто любить то, чем ты занимаешься, считает оператор телеканала «Россия» Илья БЕРНАДСКИЙ.

Какими качествами должен обладать профессиональный оператор?
Прежде всего нормальными человеческими качествами. Он должен быть коммуникабельным. Мы работаем с людьми, причем с совершенно разными. Важно найти с каждым человеком контакт, потому что иначе – не будет и положительного результата. Это только на первый взгляд может показаться, что коммуникабельность -- совсем не первостепенное профессиональное качество оператора, на самом деле оно позволяет снимать шедевры.

Есть ли у телеканала «Россия» жесткие стандарты, по которым снимает оператор, или Вы имеете право на личный креатив?
У любого канала есть свои стандарты, законы, которые диктуют, что и как нужно снимать. Одно время у нас очень не приветствовалась ручная съемка, а также панорамы и отъезды. Старались, чтобы картинка имела статичное четкое изображение, потому что дальнейший процесс постпродакшна связан с монтажом. А если камера все время плавает и гуляет, то и монтажеру становится сложнее – приходится больше времени тратить на работу. Во всем мире сейчас работают с плеча. На CNN постоянно съемки ведутся ручной камерой, которая совершенно раскованна и показывает жизнь. Ручная камера гораздо быстрее реагирует, перемещается. Только если все камеры стоят в ряд на штативах, тогда приходится тоже ставить на штатив. Даже бывают такие ситуации, когда камера стоит на штативе и сместиться никуда не можешь. Рядом стоит ещё несколько камер других телеканалов. Происходит какое-то событие. И ситуация может сложиться так, что какая-нибудь ненужная деталь влезет в кадр и ты не можешь её убрать, потому что для этого требуется подвинуть штатив, а если ты его подвинешь, у тебя дернется кадр, поэтому грамотное применение ручной камеры в новостях тоже имеет большой успех за рубежом. Сюжет приобретает свободу. Сейчас даже в кино стали применять технологию, при которой камеру немного потряхивает, как будто бы с плеча, и получается эффект вибрации, который создает некую реальность, к которой мы привыкли. Глаз человека ведь тоже не воспринимает картинку статично.

По каким критериям принимают на работу операторов?
Образование и опыт работы, естественно. Очень часто приглашают из региональных ГТРК ребят, которые снимают красиво и интересно. Для них это огромный шанс — попасть на работу в Москву в крупную телекомпанию.

Оператор должен обладать художественным вкусом или в принципе это не обязательное условие для его работы?
Смотря чего человек хочет добиться. Если он хочет видеть в своей профессии ремесло, то, наверное, достаточно просто иметь в голове некий набор шаблонов и применять их каждый день. А если человек подходит к профессии творчески, то он будет придумывать какие-то новые ходы, изобретать, пребывать в постоянном поиске.

Приведите пример профессионального шаблона?
Все снято очень аккуратно, но при этом сюжет не запоминается.

А можно ли творчески снять заседание в Госдуме или в местных органах власти, во время которых каждый раз одна и та же картинка?
Наверное, есть съемки, которые попадают под определенный штамп. Операторы, которые работают в Госдуме, снимают там изо дня в день. И доходит до того, что они ставят камеры на одно и то же место. Возможностей там, конечно, не много.

Расскажите, пожалуйста, о наиболее часто встречающихся ошибках начинающих операторов?
Работа с цветом — самая распространенная ошибка. Один из самых сложных моментов — съемка во время захода солнца объктов, которые подсвечиваются. Именно в плане цветового баланса. Часто оператор должен принять решение: работать в ключе теплого освещения или дневного освещения? А подобные ситуации часто возникают даже в помещениях, где бывает и тот и другой вид света. Во время натурной съемки вечером, когда садится солнце и наступает момент режима, небесный купол ещё дает свечение и это свечение меняет потихоньку свет, то есть мы видим отраженный свет от объекта. Свет отражается либо от небесного купола, либо от солнца. Когда идет подсветка купола, в этот момент идет очень резкое изменение цветового баланса, и можно очень здорово промахнуться. Также при работе в интерьерах следует учитывать разный спектр осветительных приборов и грамотно их сочетать с тем оборудованием, которое у тебя есть.

Есть такое понятие, как монтажная восьмерка. Это когда два объекта между собой разговаривают. Как правило, это интервьюер и корреспондент. Есть невидимая ось между ними. Снимает диалог чаще всего одна камера, потому что это новости, и крайне редко на съемки выезжают две камеры. В этой ситуации можно ошибиться и снять немонтажно. Если камера стоит с одной стороны, то вторая камера должна стоять с той же самой стороны, не нарушая ось. Иногда в суете оператор забывает об этом и у него получаются два объекта, снятые с одной и той же стороны, смотрящие в одну и ту же сторону. Получается, что между людьми нет диалога в кадре. Иногда с помощью монтажа можно исправить эту ошибку, если корреспондент сидит на однородном фоне, его можно зеркально развернуть, но если за ним есть какие-то надписи, то, понятное дело, что монтажом такое не исправишь.

Если произошло какое-то событие, но вы не успели его снять и нет видео-материала, просите ли вы картинку у коллег с других телеканалов?
Обычно бывает, что не успевают отправить группу на съемки и наш корреспондент по телефону рассказывает о происшествии без видео. Если новость важная, то её в любом случае покажут. Даже с мобильного телефона показывали. У нас был корреспондент, который отдыхал в Тайланде, когда там случилось цунами. Он снимал на телефон и это показали. Он за кадром объяснял, что происходит в данный момент. Потом он там остался, вызвали съемочную группу и он работал.

Когда Вы снимаете, Вы думаете о том, как будет монтироваться сюжет?
Часто думаю. Вообще, правильно, конечно, снимать монтажно. Но я иногда пренебрегаю этим правилом, потому что не люблю работать как принтер. Я ищу всегда какую-то важную деталь, которая будет необычной. С точки зрения монтажера снимать много — неправильно, я же снимаю много, но при этом нахожусь в поиске. Для меня работа — постоянный творческий поиск. Я ищу ракурсы, повторяю один кадр с разных точек. Иногда я просто включаю камеру и жду, понимая, что сейчас что-то должно произойти. Всегда есть такое внутренее чувство.

Можно ли исправить плохую съемку монтажом?
Если только с помощью эффектов. Есть видео переходы, которые применяются в нелинейном монтаже. За рубежом — это так называемый наплыв – скрещивание двух кадров, но вряд ли подобное может сделать картинку интереснее, если снято однопланово и однообразно. В новостях подобные эффекты не помогут. Это может помочь, если будет монтироваться какое-то корпоративное видео, документальный фильм, в котором не хватает отбивок, переходов от одной части к другой. Не было режиссера на площадке, не было мыслей в голове у оператора и в итоге не было нормального результата. Во время монтажа, режиссер начинает собирать и понимает, что собирать практически нечего, чтобы это получилось разнообразно. И тогда ему приходится идти на всякие хитрости, в том числе применять всякие элементы, которые заложены в программу: переходы, отбивки и прочее.

В какие экстремальные ситуации попадает оператор?
Однажды у меня выбили камеру со спины. Мы работали с корреспондентом Ирадой Зейналовой. Снимали достаточно скандальный сюжет о торговле билетами перед театральными кассами Большого Театра. Там работает так называемая «мафия», которой очень не нравилось, что мы снимаем. Мы собирались уходить и в последний момент возникла идея пройти мимо ребят, которые пытались продать кому-то билеты, и задать им пару вопросов. У меня была камера на плече и Ирада шла передо мной. Вдруг она обернулась и увидела, что сзади ко мне подбегает какой-то человек. Она успела только крикнуть: «сзади», в этот момент человек ударил камеру под аккумулятор и она полетела вперед. С руки не сорвалась, потому что впереди стоял звукооператор, который успел подставить ладонь, таким образом он спас камеру от удара об землю. Я успел её подхватить и снять крупно убегающего человека. Потом его нашли.

Источник: МедиаПрофи