Internews Kazakhstan

Светлана Сорокина: "Даже особенно продвинутым нужно учиться"

Cоздан:   ср, 26/12/2007 - 11:44
Категория:

Со слов Светланы Сорокиной, в ее судьбе все уникально и как бы без ее участия. На телевидение пришла «с улицы», что было возможно и позволительно только благодаря перестройке. Не имея журналистского образования с курсов дикторов, практически сразу попала в историческую программу «600 секунд», которая и стала отправной точкой и первой школой тележурналистики. Простое стечение обстоятельств: времени, событий, частной жизни ландшафтного архитектора. Но мы-то знаем, что для желающих попасть на телевидение «с улицы» на те курсы дикторов в Ленинграде был конкурс почти 100 человек на место. А зазвучало только имя Светланы Сорокиной. Да и программа «600 секунд» закончила существование сразу после ухода из нее Сорокиной.

Не преуменьшая роли обстоятельств, достаточно короткого знакомства со Светланой Иннокентьевной, чтобы понять, ее становление в профессии осуществилось не без участия ее скромной персоны: ее таланта, интеллекта, обаяния, целеустремленности…

В середине декабря по приглашению “Интерньюс Казахстан» Светлана Сорокина провела первый мастер-класс в Алматы. Пользуясь возможностью редакция веб-портала Интерньюс задала Светлане Иннокентьевне несколько вопросов.

- Ваш путь в журналистике начался с курсов дикторов, теперь вы занимаетесь педагогической деятельностью. Насколько, на ваш взгляд, важно образование и обучение?  Вы верите в самородков, или считаете первичным для наработки профессионализма, обучение и образование?

- В самородков я, конечно, верю. Потому что в любом деле, особенно в таком как журналистика, встречаются люди, и таких примеров полно, которые, придя из ниоткуда, начинают заниматься журналистикой, обучаясь по ходу и привнося какой-то свой стиль. Если это очень талантливые люди, то они делают себя сами и, может быть, им не очень надо мешать. Они все сделают. Но дело в том, что журналистика – это не деятельность отдельных личностей, кем бы они ни были. Журналистика закрывает колоссальную потребность людей в информации и, значит, на этой ниве работают тысячи и тысячи рядовых работников журналистского поля.  И что требуется от многих из них – это профессионализм и крепкое владение языком. Кстати говоря, даже особенно продвинутым, этому учиться все равно надо.

Конечно, можно учиться по ходу, на собственных ошибках, набивая шишки, понимая, что так делать можно, а так нельзя. На мой взгляд, в наше время, в нашу эпоху, когда дорога каждая минута, гораздо продуктивнее и важнее получить профессиональные ремесленные навыки, а не изобретать велосипед и не проходить трудный путь собственных ошибок. Потому что какие-то основные практические профессиональные моменты уже давно найдены, опробованы, испытаны и составляют некий базис нашего ремесла. Любой человек необязательно долго и нудно должен узнавать, как правильно снимать, как правильно монтировать, как правильно строить сюжет по тексту, как грамотно сделать стендап; как  правильно построить информационную программу; какие закономерности уже в мире найдены для того, чтобы правильно организовать ток-шоу, чтобы оно было «смотрибельным» и «самоигральным»; как правильно строить интервью и работать с человеком, которого на это интервью приглашаешь. Все эти навыки уже есть, они опробованы, и любой профессионал может поделиться ими с менее опытным профессионалом. А тот уже в меру своего таланта привнесет свой собственный почерк и создаст собственное произведение. Ремесленные навыки уже найдены и не грех с ними познакомиться на подступах к профессии.

- Какой была ваша школа журналистики?

- У меня нетипичная история, поскольку у меня огромное количество собственного опыта. Я училась не только на чужих, но в большей мере на своих собственных ошибках. Я постигала все на практике. У меня не было никакого образовательного процесса, потому что никогда не было времени. Журфак я закончить не удосужилась.

- Какие качества считаете самыми важными для журналиста?

– Любознательность и выносливость. Если отказывает любознательность и подкачала выносливость, то очень трудно работать в этой профессии.

- Каковы, на ваш взгляд, тенденции современного телевидения?

- Сейчас идет революция «нишевых» каналов. Это, как замечено социологами, вызвано тем, что мы приходим от больших общностей людей к абсолютно раздробленным группам по интересам. Телевидение откликается на это дробление и появляются нишевые или тематические каналы или программы. Задача тележурналистов угадать интерес не совсем мелких групп, а хотя бы какого-то их объединения. Таким образом, возникли каналы СТС, «Домашний»,  «Культура», «Ностальгия».

От широковещательных средства массовой информации переходят к диалоговым, к конкретному разговору. Региональное телевидение практически работает в режиме Интернет-форума, предоставляя практически индивидуальное общение. Это реалии нашего времени. Жизнь становится более частной и человека больше интересует личное общение.

- Вы впервые в Казахстане, трудно конечно, за два дня сделать какие-либо глубокие выводы, но интересно было бы узнать, какие впечатления от самого тренинга и от участников мастер-класса.

- Меня поразило то, что здесь не забыт русский язык, тут все великолепно говорят на русском. Что касается самого семинара, мне было сложно от того, что собралась слишком разношерстная публика и газетчики, и телевизионщики: от создателей ток-шоу до директоров (организаторам тренинга трудно было дать отказ директорам станций,которые приехали ради российской звезды. прим.авт.). Может быть в следующий раз, если получится еще раз организовать тренинг сделать его более специализированным. Сейчас весь мир говорит о конвергентной редакции, жаль, что для Казахстана это пока еще не понятное явление. Может, от того, что интернет еще не всем доступен, хотя я заметила в зале несколько слушателей сидели с ноутбуками.    

Советы от Светланы Сорокиной

В чем заключается задача создателей  новостей

Каждая новостная редакция должна исходить из знания интересов своего потребителя, из доступных материальных ресурсов и из тех человеческих ресурсов, которые есть в редакции.

Чтобы делать информационную программу, нужно в первую очередь изучить свою аудиторию: больше молодых или старых, обеспеченных или бедных, кто имеет хотя бы гипотетическую возможность смотреть канал, и ориентироваться на них. Абстрактность не проходит. Универсальность может себе позволить только очень крупный канал.

Как региональным каналам завоевать местную аудиторию

Региональным каналам проще ориентироваться на  группы по интересам. Основная  задача канала - знать, для кого ты работаешь. Любое средство СМИ должно быть четко привязано к своему собственному заинтересованному потребителю. СМИ - это рынок, который продает свой продукт: информацию, разговор, развлечения, обмен мнениями. Мы должны ориентироваться на покупателя. Группы по интересам в маленьких городах приближены так, что ближе некуда. Поэтому, если есть желание и чутье ориентироваться на потребности людей, живущих в вашем городе, региональному каналу гораздо реальнее завоевать местную аудиторию, чем универсальным каналам.

Телемарафоны. Как отметить юбилей? (На опыте екатеринбургской телекомпании, отметившей свой 15-летний юбилей телемарафоном в помощь детям ).

Сильная, структурированная компания, крепкие информационщики, они пошли к этому делу профессионально, хотя и делали это в первый раз. Они сделали сайт, собирали просьбы-пожелания, изучали конкретные ситуации, снимали сюжеты, месяца два загодя давали эти сюжеты в эфир, рассказывали о предстоящей акции, они искали спонсоров, находили тех людей, которые откликнуться и помогут.

Закончить эту историю одним телемарафоном не получилось. Сейчас они проводят уже четвертый телемарафон и своим опытом  заражают других. Продолжения потребовали и зрители, и у самой редакции возникла потребность продолжать. Во-первых, потому что истории накапливались, появлялся результат от этой помощи. И во-вторых, вошли во вкус, потому что оказалось, что это сплачивающая история для редакции. Катарсис пережили все, кто участвовал в этом процессе.

Как рассказать о международных событиях

Если событие в какой-то стране имеет к республике прямое отношение, то можно взять и рассказать об этом событии, как оно связано с нами. Но абстрактно брать международные новости нецелесообразно.

Верстка новостей – с чего начать и чем кончить

Начинать надо с чего то безусловно интересного, важного, востребованного, скандального. Должен быть очень яркий ударный момент - видеоряд. И заканчивать чем-то полезным. Прогноз погоды вполне выполняет эту роль, потому что им интересуются все.

А нужен ли «шпигель»?

Большинство серьезных редакций делают так называемый «шпигель» или короткий обзор, который идет вначале, чтобы заманить зрителя в свою программу. Выбрать главные новости и сделать Шпигель привлекательным - это особое искусство. В Шпигель идут самые яркие кадры и ярко должна быть сформулирована тема выбранных сюжетов или сообщений. Это отдельное искусство, потому что сделать емкое оглавление для вашей новости – это большой серьезный труд. Здесь нужно не впасть в банальщину или в увлечение какими-то яркими хлесткими словами, которые часто не соответствуют содержанию. Но при этом проявить большую изобретательность, чтобы новость привлекала. Шпигель не может быть очень длинным. Даже для большой информационной программы Шпигель не должен содержать более пяти событий. Для коротких новостей он и вовсе не нужен.

семинар Светланы Сорокиной
семинар Светланы Сорокиной
семинар Светланы Сорокиной
семинар Светланы Сорокиной
семинар Светланы Сорокиной