Internews Kazakhstan

"Готовых рецептов нет!"

Cоздан:   пн, 24/11/2008 - 13:58
Категория:

Интерньюс продолжает тренинговый марафон в рамках государственного заказа. С 22 по 26 ноября в Интерньюсе проходит семинар-тренинг «Производство расширенного репортажа», в котором приняли участие 21 человек из разных городов Казахстана. Среди участников — опытные журналисты, операторы, видеоинженеры. Тренерами на семинаре выступают мэтры российской телевизионной журналистики, лауреаты и номинанты российских и международных премий Павел Шеремет и Юлия Мучник.

Павел Шеремет — автор документальных фильмов «Чеченский дневник», «Дикая Охота», «1991 — Последний год империи», «Последняя высота генерала Лебедя». Номинант премии ТЭФИ Академии российского телевидения как «лучший репортер» 1999 года, финалист ТЭФИ-2001 в номинации «журналистское расследование» за фильм «Дикая охота». В 2002 году получил премию ОБСЕ за журналистику и демократию.

 

 

 

 Юлия Мучник — автор и ведущая аналитической программы «Час пик. Суббота» на телеканале «ТВ-2» г. Томск, многократный лауреат премии «ТЭФИ»: в 2003 г. — получила статуэтки сразу в двух номинациях — «Информационно-аналитическая программа» и «Интервьюер» (обойдя в финале конкурса Владимира Познера и Светлану Сорокину), в 2008 году — в номинации «Интервьюер» за интервью с шахматистом Анатолием Карповым.

 

 

 

Знакомство тренеров с участниками семинара затянулось на несколько часов. Визитными карточками семинаристов стали их работы — сюжеты из новостных и аналитических программ.

Услышать критику в свой адрес было очень волнительно. Понятно, что никто и не ждал признания академической правильности своих репортажей. Однако некоторые замечания профессионалов и коллег вызывали желание и поспорить и оправдаться. Но однозначно, по мнению всех, «разбор полетов» был необходим и очень полезен. А услышать за всеми критическими замечаниями — «Профессией вы владеете» — было равнозначно высшему баллу на экзамене.

«А я вам покажу руку мастера»

«Колбасная нарезка», «винегрет» или «запиханка» — Павел Шеремет использовал привычные для себя и сразу ставшие понятными для семинаристов термины — синонимы «сюжета».

Не упустив ни одной детали, были проанализированы все средства, которые использовали журналисты, снимая свои сюжеты, а главное, которые могли бы использовать. Говорили о классической журналистской работе, возвращались к «азам», к тому главному, о чем должен помнить тележурналист:

 

«... Телевизионная журналистика полностью исключает возможность что-либо исправить в своей работе и тем более — в восприятии зрителя. Вы звучите в эфире столько, сколько звучит ваш репортаж. Если за те две-три-четыре минуты вы не смогли ничего толком объяснить вашему зрителю —  все. Вторая попытка невозможна. Следом пойдет другой сюжет, более талантливый, более красивый, более аккуратный, более понятный, с более яркой темой, и он останется в памяти зрителей».

Говорили о сложности восприятия многослойной телевизионной информации, о сильном психо-эмоциональном воздействии телевидения. О том, что в репортаже нет неважных деталей. О том, что на телевидении «краткость — сестра таланта; точность, ясность — залог успеха». О том, что «видео должно быть конкретным и понятным, слова — ясными, артикуляция — четкой. О том, что «в репортаже все должно быть прекрасно: и звук, и видео, и корреспондент». О законах драматургии, которым подчиняется телевидение, потому как любая телевизионная новость — это спектакль нашей жизни. О том, что телевидение — это эмоция и символизм.

А еще о том, что для журналиста важнее, — талант или владение ремеслом.

Главное, что за всем этим стоит, — зрителю должно быть комфортно смотреть телевизионную программу, и журналист должен использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты, а главное, научиться делать это толково и правильно.

«Этот сюжет о том, что...»

Лейтмотивом через все лекции-обсуждения шел вопрос Юлии Мучник — «А это о чем?». И становилось понятным — нельзя сделать хороший сюжет, не понимая, ради чего он делается, не имея конкретной цели. А потому, по мнению Юлии, начало всего — определение темы сюжета, желательно одним предложением. В зависимости от этой формулировки, будет понятно, вокруг чего будет строиться сюжет — «именно об этом будем спрашивать, так будем выстраивать сюжет, так будем нанизывать синхроны».

А чтобы получить хороший синхрон, надо с человеком поговорить. «Искусство добиться от человека рассказа, искусство интервью — это основное, важнейшее из искусств в журналистике». В двух случаях из трех журналист сталкивается с людьми, которые не хотят разговаривать. Нужно приложить усилие, чтобы найти, чем его зацепить, польстить или обидеть. Важно говорить с человеком о том, что для него важно. «Человеческое общение — питательная среда журналистики». Поэтому журналист должен быть немного психологом, и врачом, и юристом, а главное, хорошим честным человеком, чтобы собеседник чувствовал искренний интерес к себе.

И еще одно важное условие для хорошего сюжета — журналист должен испытывать интерес к тому, что он делает. То, о чем вы говорите, должно «торкнуть».

«Небрежность — удел проигравших. Каждый сюжет — как последний...»

Сегодня участники семинара приступили к практической части тренинга. Разделившись на четыре съемочных группы, они выполняют задание тренеров — снимают сюжеты на заданные темы. Им предстоит вспомнить, применить и учесть все, о чем шла речь в первые два дня семинара. Пожелаем им разговорчивых собеседников, хороших синхронов. Удачи!

IMG_1737.jpg