Internews Kazakhstan

Новая дистанция Интерньюса

Cоздан:   вт, 23/10/2007 - 15:46
Категория:
Тэги:

В этом году «Интерньюс Казахстан» впервые обучал студентов дистанционно. При поддержке Делегации Европейской Комиссии более 100 казахстанских журналистов, операторов, видеоинженеров, юристов и рекламных менеджеров прошли обучение в режиме on-line. И для «Интерньюса», и для сотрудников региональных СМИ - это был первый опыт.

«Аня, здравствуйте. Я очень хочу заниматься на дистанционном курсе. Но я не сильно разбираюсь в Интернете, и боюсь, что у меня не получится» - из письма будущей студентки

Когда «Интерньюс Казахстан» только объявил о своем дистанционном курсе, такие письма координатор проекта Анна Жуган получала ежедневно. И объясняла студентам, что дистанционное обучение – это не страшно. Для организации виртуальной школы была выбрана система Moodle, разработанная ЮНЕСКО. Для преподавателей провели специальные курсы, на которых учили разбираться с on-line школой, а студентов постоянно консультировали по электронной почте. Поэтому проект начали в срок. В середине апреля стартовал курс «Организация работы службы новостей», который вели Ержан Сулейменов и Ольга Каплина.

«Куча знакомых имен и фамилий. Честное слово, рад, что есть еще одно место, где можно с вами пообщаться» - Ержан Сулейменов - участникам курса

На курсе «Организация работы новостей» действительно почти все студенты были хорошо знакомы преподавателям. «На наш курс было подано 72 заявки, - рассказывают тренеры, - но курс был рассчитан не на теоретиков, а на тех, кто работает редактором и может сразу после наших лекций анализировать свою работу, тут же что-то исправлять, внедрять какие-то новые идеи». Слушателями курса стали люди, которые возглавляют редакции региональных телекомпаний, работают с журналистами и очень нуждаются в дополнительных знаниях.

«Коллеги, наши техники добавили возможность размещать фотографии участников. Мне лично, очень хочется видеть лица людей, которые учатся, и с которыми мы общаемся» - Из сообщений на форуме «Дистанционного обучения»

На самом простом уровне система дистанционного обучения похожа на большой конспект, выложенный на web-странице: лекции, дополнительные материалы, задания. Однако, на самом деле у обучения on-line гораздо больше возможностей. Именно они  делают дистанционное обучение более понятным, простым и даже модным процессом: это чаты, форумы и тесты. 

«У вас две съемочные группы и четыре запланированные съемки: заявление об отставке чиновника, очередная авария на проблемном перекрестке, повышение цены на молоко и запуск воздушных шаров. Что вы будете снимать?» - Из теста для редакторов

Создавать тесты по журналистике оказалось сложно, но невероятно интересно. Когда Ольга и Ержан только начали эту работу, они постоянно мучили тестовыми вопросами друзей и коллег из других стран. Просили пройти тесты, изучали ответы и исправляли сами вопросники, чтобы сделать их более четкими. «И все равно, те, кто пытался взять тесты с наскока, кто не думал и отвечал быстро, потом оказывались разочарованными своими результатами, - рассказывают тренеры. - И для нас, это было еще одним доказательством серьезности работы редактора. Ему постоянно нужно делать правильный выбор для того, чтобы новости получились интересными».

«Термины на наших телеканалах самые разные.  К примеру, подводка на "Алау" в Костанае называется "вкадровкой", на телекомпании "Отырар" в Шымкенте "преамбулой". Давайте сделаем НАШ словарь» - Обсуждение на  форуме дистанционного курса

Редакторам, которые занимались на курсе «Организация работы службы новостей» удалось создать не только словарь терминов. «Несколько лекций на нашем курсе были посвящены интерактиву, телевизионным акциям с привлечением зрителя, - рассказывают Ольга и Ержан. - Участники в рамках курса разрабатывали свои концепции. И нам было очень приятно, что эти акции практически моментально уже с учетом всех наших рекомендаций начали проводить на телеканалах в Караганде на «АРТ» и на «5 канале», в Рудном на «ТВС», на «Алау» в Костанае. Причем акции оказались очень удачными».

«Ержан, Ольга, а можно дать прочитать материалы курса другим ребятам на телекомпании?» -Письмо участника курса

Редакторы учились и пытались тут же внедрить знания в своих новостях. Лиля Шаймарданова, выпускающий редактор телекомпании «Отырар» (Шымкент), считает особенно полезными для себя темы по верстке новостей, по работе с журналистами, по поиску информации. «Я тщательно сохранила все лекции, а некоторые распечатывала и относила своему директору, например, о расчете заработной платы и мотивации сотрудников». С карагандинской телекомпании «АРТ» на курсе было сразу три студентки. Здесь тесты и тренинги курса обсуждались на планерках практически параллельно с дистанционным курсом, охватывая всех сотрудников новостей телеканала.

«Креативность – это способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни» - Из курса Галины Троцан

Галине Троцан, менеджеру по рекламе телекомпании «Отырар» и профессиональному педагогу, увлечь студентов удалось сразу. Эмоциональной, и даже экспрессивной, Галине пришлось компенсировать невозможность передачи эмоций online оригинальными заданиями, побуждающими к творчеству. Задачи были максимально приближены к реалиям. Как, например, имея бюджет в 10 долларов сделать рекламу для продажи элитного марочного вина в бутике. При том, что и вино – десертное, т.е. недостаточно популярное, и марка скромная. Задача осталась практически нерешенной. Кто-то даже сам решил всю партию выкупить. И только 2 студента подошли близко к цели.

«Придумайте как можно больше интересных и полезных применений обычному фломастеру» - Из теста на курсе Галины Троцан

На курсе Галины каждый день генерировали идеи. «Некоторые студенты присылали по сто и больше идей на одно задание. На чате было интересно сравнивать ответы. Причем у Азамата Сарсенгалиева с радио "Юмакс" (единственного мужчины на курсе) ответы очень отличались от женских». Галина довольна результатами. Все поставленные цели были достигнуты. Были разложены по полочкам основные методы работы с клиентами, студенты научились сегментировать, составлять коммерческие предложения. Курс стал лабораторией для рекламных отделов целых телекомпаний.

«Коллеги, у вас появилась возможность размещать в ответах на задания курса видео» -Сообщение на форуме курса «Монтаж»

«Мы ввели на курсе тесты, Галя – чаты, а Галым – эту систему полностью победил», так комментирует Ольга Каплина дистанционный курс «Монтаж» технического директора Интерньюс Галымжана Сагындыкова.

«Нет, я ее не победил, - скромно отказывается Галымжан. – Мой курс, с точки зрения формы, немного сложней, поскольку монтаж невозможен без картинок.  И мне пришлось набирать материал из картинок и отдельных видео сюжетов, пришлось искать варианты кодирования материала. Что-то нужно было придумать, чтобы передавать ответы на сайт. И мы нашли простую программу, которая позволила сжимать видео и размещать его на сайте».

«Мы не участвуем в конкурсе, а учимся. Не опускайте руки, если что-то не получилось или допустили ошибки» - Обращение Галымжана Сагындыкова на форуме

На курсе «Монтаж» Галымжана Сагындыкова дистанционно учатся не только видеоинженеры, но и операторы и даже журналисты. Галым рассказал, как однажды в системе случился сбой: с сервера начали исчезать студенты. Списки таяли на глазах. Появился страх, что у студентов остыл интерес, что стало скучно или просто не хватает времени, что они исключают сами себя. На вопросительное письмо педагога ответ был незамедлительный и однозначный: «Восстановите нас!». А кто-то написал: «И не надейтесь, я не самая лучшая студентка, но самая упорная». После исправления технических ошибок оказалось, что ни один из студентов не оставил обучения.

«Внимание, анонс. На следующей неделе на курсе будут выложены материалы о работе в команде» Из курса Галымжана Сагындыкова

Учеников Галымжана ждало несколько сюрпризов, которые по замыслу педагога должны поддерживать интерес к курсу. Так Галымжан проанонсировал лекцию своего коллеги Марата Садыкова, продюсера программ «Открытая Азия» и «Айна». Она рассчитана в основном на журналистов, которых на курсе Галыма немало, и которым постижение тайн монтажа дается нелегко. Лекция Марата о взаимодействии журналистов, операторов и видеоинженеров, о приемах, которые помогают сделать хорошее интервью и интересный сюжет. От таких рекомендаций трудно отказаться, и это бонус для студентов.

«Давайте признавайтесь, чьи это рисунки» Общение на форуме курса «Монтаж»

Ученикам Галымжана, отвечая на задания, пришлось не только снимать и монтировать, но даже рисовать. Художников среди студентов не нашлось, да собственно задание было на пространственное мышление, не требующее особого художественного мастерства. Картинки оказались похожи на рисунки детей дошкольного возраста, но в каждом была индивидуальность. Галым, чтобы подогреть интерес студентов, не указывая фамилии авторов,  вывесил все рисунки на сайте. Это привело к всплеску активности на форуме - студенты выясняли, где чьи рисунки и кто талантливее.

«Итог проекта «Дистанционное обучение» будет по-настоящему креативным» - Обещание тренеров

В конце ноября в Алматы пройдет семинар для лучших слушателей «Дистанционного обучения». Как считают тренеры, он станет, логическим завершением всего проекта. Редакторы подготовят полные концепции своих информационных программ, менеджеры по рекламе обобщат полученные знания в презентациях. А вот ученики Галымжана Сагындыкова сделают уникальную работу - первый виртуальный тест для операторов, журналистов, видеоинженеров.

«Очень хотелось бы, чтобы дистанционное обучение продолжалось. Это же будет, правда?!» Из писем в Интерньюс Казахстан