Internews Kazakhstan

Волнение в эфире. Конкурентная борьба между эфирным радио и цифровым вещанием начинается

Cоздан:   чт, 22/09/2011 - 14:34
Категория:
Тэги:

22 сентября состоится первая в России международная конференция «Радио в цифровой среде», где будут обсуждать, что ждет эфирное радиовещание в ближайшем будущем. Накануне конференции члены общественной организации Российской академии радио (РАР) встретились и обсудили основные тезисы, волнующие радиосреду в связи с грядущим переходом на «цифру».

Радио сегодня, как говорят физики, в точке перегиба: меняется среда вещания. Радийщики, стараясь осознать грядущие перемены, затевают конференцию с участием мировых экспертов в области радиовещания и цифровых медиа. Предыдущие переговоры, затеянные РАР, имели конкретный результат: удалось в процессе болезненных и юридически тонких дискуссий с обладателями автор-ских и смежных прав (фактическими совладельцами радиобизнеса) в период финансового кризиса удержать уровень авторских отчислений на приемлемо низкой цене. Члены РАР активно боролись за сохранение ставки единого социального налога для СМИ на прежнем уровне — и добились этого.

Теперь — переход на «цифру». Три года назад в России был принят цифровой стандарт Digital Radio Mondial — DRM. Переход на «цифру» в первую очередь коснется мощного вещания на коротких, средних и длинных волнах. Мощное вещание сейчас не в почете, и его качество несопоставимо с качеством вещания в FM-диапазоне. «Цифра» должна повлиять на качество и охватить самые далекие или мигрирующие поселения Красноярского края или Якутии. Переход на «цифру» государственных радиокомпаний осуществляется в рамках федеральной программы развития радиовещания до 2015 года, конечная цель — обеспечить радиодоступность 100 процентов территории страны. Используя ресурс длинных, средних и коротких волн, это возможно: стандарт DRM работает в тех же самых частотных диапазонах, надо просто заменить аналоговое вещание на цифровое.

Юрий Костин, президент холдинга «Вещательная корпорация «Проф-Медиа»:

— «Цифра» — вызов для радиоиндустрии. Потребителю хорошо — его ждет разнообразие выбора. В Москве 54 станции, и большинство из них влачат жалкое существование. С трудом представляю себе, как вне рамок холдинга или госструктуры, которая финансирует какое-то узконишевое вещание, например, художественное, — как будут выживать эти структуры? «Цифра» — это не только технологические изменения, это изменения контента. Сейчас на сайте «101.ру» можно слушать более 140 каналов, через интернет можно распространять всё, от колыбельных до дискотеки 80-х. Но надо помнить: большая часть аудитории слушает мейнстрим. Контент будет рулить всегда, но если будет слишком много контента, будет слишком мало денег, чтобы делать этот контент.

А потому радийщики размышляют: как лоббировать разумные решения и не увлекаться технологиями, раз качество контента имеет значение? Понятно, что рентабельные радиостанции могут поддерживать нерентабельные. Если их обяжет государство, могут быть проблемы и противодействия. Цифровое вещание сможет оправдать себя с социальной точки зрения, если радиомагнаты постараются найти золотую середину между трудностями и возможностями, которые сулит «цифра».

Спутниковое вещание пока рассматривается многими профессионалами как панацея: взял два спутника, накрыл ими страну, и все всё слышат. Но невозможно напрямую со спутника принимать любой сигнал, тем более в России. Помимо спутникового оборудования надо иметь специальные приемники со встроенной антенной, которые на территории городов тоже не всегда помогают, потому что там много высотных объектов, и спутниковое телевидение наличие этой проблемы только доказывает. Для организации спутникового вещания надо ставить множество спутниковых ретрансляторов, а в городах — подсвечивающие устройства. Тем не менее радиодеятели от государства ясно видят цифровое будущее отечественного радиорынка.

Андрей Романченко, генеральный директор Российской телерадиовещательной сети (РТРС):

— Сначала должны появиться приемники, работающие в стандарте DRM, иначе никто ничего не услышит. Поэтому государство сначала переводит на «цифру» государственные радиокомпании «Маяк» и «Голос России». Дальше появится рынок приемных устройств, преимущественно в автомобилях, потому что это главный рынок радио. Потом, когда «цифра» станет коммерчески привлекательной, на этот стандарт будут переходить коммерческие вещатели.

Его коллеги по РАР настроены пока скептически.

Юрий Федутинов, генеральный директор радио «Эхо Москвы»:

— Еще пять лет назад я слушал радио «Эхо Москвы» на Большом Барьерном рифе без всяких спутниковых технологий в онлайн-режиме. Мы получили как-то письмо из австралийского города Брисбен от слушателя «Эха», что нас надо закрыть как непатриотичную станцию. В США по дороге из штата в штат я слушал «Эхо». Пока мы построим наши DRM-приемники и государство решится довести цифровизацию до ума, пройдет в лучшем случае 10 лет. Где будут технологии через 10 лет — уму непостижимо. Вот где вызовы. Мы можем построить огромные сети для покрытия всей страны, но, может, проще всего заняться покрытием страны интернетом?

Юрий Костин:

— Мне интересно, есть ли в «ё-мобиле» спутниковой приемник? Будет ли он предустановлен в новые автомобили «Лада», и есть ли там интернет? Мне кажется, что нет. Если государство озаботится этим вопросом сразу, по-моему, всё будет замечательно.

Вопросы, связанные с переходом на «цифру», лежат не только в технологической плоскости — важно, что даст цифровое вещание с точки зрения эстетической и пользовательской привлекательности, будут ли созданы новые пользовательские привычки, как сумел это сделать Apple для поклонников MacBook’ов. Если, слушая цифровое радио, можно будет сделать паузу, узнать, кто поет, приобрести трек, послать его другу, послушать утреннее шоу, подготовленное для другого часового пояса, если «цифра» и интернет дадут такое же удобство, как привычный уже FM-диапазон, плюс новые возможности для конкретного потребителя — тогда у проекта «цифровизации всей страны» есть будущее. Цифровую революцию не остановить, и лучше быть на ее волне, чем погребенным ею. Радиосреда вовремя готовит себе будущее.

Справка

Представители отечественной радиовещательной индустрии приняли 7 декабря 2007 года решение о создании отраслевого института — Российской академии радио (РАР). Идея создания РАР принадлежит президенту Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуарду Сагалаеву и первому президенту Вещательной корпорации «Проф-медиа» (ВКПМ) Александру Варину. Ключевая задача академии — объединение усилий вещателей в целях дальнейшего развития отечественной радиоиндустрии, лоббирование интересов радиоотрасли, переговоры с органами власти, обществами защиты авторских прав, защита консолидированной позиции радиосообщества.

Екатерина Васенина

Источник: Новая газета